Фреска "Тайная Bечеря" ( http://www.haltadefinizione.com/en/cenacolo/look.asp - картина в хорошем разрешении - можно рассмотреть детали) была написана Леонардо в 1495-1498 годах для трапезной миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Уже в 1517 году работа начала разрушаться, и с тех пор ее реставрировали каждые несколько десятилетий.
[500x272]Существует несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.Следуя одной из них при создании "Тайной вечери" Да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
...
Прочитав эту "легенду-притчу" ( ведь это можно назвать "притчей"?) в голове образовалась мысля такого характера: " Значит ли это, что добро и зло имеют один образ, все зависит лишь от того, когда "оно" встретится на нашем пути ?". Я пыталась вспомнить где и когда я сталкивалась с этим вопросом раньше... вспомнила - в книге Коэльо
" Дявол и сеньорита Прим" из серии "И в день седьмой...". Прочла все три ( если не ошибаюсь их пока всего три, но у удовольствием убежусь в обратном )произведения из этой серии -
" На берегу рио Пьедра села я и заплакала" , "Вероника решает умереть" и " Дьявол и сеньорита Прим". Из всех его прочитаных мною книг любмой моею стала " Вероника" (
отсюда эпиграф дневника ), но об этом как-нибудь потом.