Жить в смутное время - испытание для любого человека. Век XX подарил российской империи череду смут, череду испытаний: начавшись в 1905 году, они так до сих и не закончились для России до сих пор. Революции, войны, смены власти, политические интриги - это все делалось и делается за счет жизней простых людей, именно они первыми страдают ото всего этого. Задача художника в этот период - бесстрастно фиксировать происходящее, быть свидетелем истории. Но... но часто это бесстрастное свидетельство "благодарными" потомками ставится в вину тому, кто его запечатлел. Примером тому может служить творчество живописца, графика и акварелиста Ивана Алексеевича Владимирова (29 декабря 1869 (Вильно) - 14 декабря 1947 (Ленинград)).
Владимиров И.А. На улицах Петрограда 1918
Наши современники, не зная полностью его творчества и его биографии, уже успели навесить на него ярлыки. От антисоветчика до приспособленца. Виной тому творческий путь художника, начинавшийся в Императорской Академии Художеств в учениках у Б. П. Виллевальде, Ф. А. Рубо, А. Д. Кившенко и закончившийся в Ассоциации художников революционной России - дореволюционные батальные и бытовые сцены плавно перешли, в соответствии с требованиями времени, в картины фиксирующие жизнь народа при социализме. Поистине виражи времени... Главное, что в основном ставится в вину этому художнику - это, что он одним из первых стал рисовать В.И. Ленина и его окружение. Нынешние "дерьмократы" не могут подобного просто выносить, приводя в многочисленных своих постах в блогах полуслепую картину "Ленин и Сталин в Разливе в 1917 году", всячески награждают художника нелицеприятными эпитетами. Но революцию 1917 года, 7 ноября, и все, что было после, уже не вычеркнуть из жизни России. И вполне имеют право на существование художественные свидетельства истории людей живших в то время...
Владимиров И.А. Променад в парке 1905
Владимиров И.А. Парад на флоте. Императорская яхта "Штандарт" 1902
Владимиров И.А. Камни Финского залива
Далее повествование продолжит статья Ольги Машковой "Осколки времени художника Владимирова", опубликованная на сайте Санкт-Петербургский курьер 01.03.2010, проиллюстрированная мною работами художника.
В гуще военных событий
Этого художника, внешне больше похожего на бравого офицера, чем на живописца, с юности тянуло к жизни, пропахшей порохом и солдатским потом. Еще студентом Петербургской академии художеств по классу батальной живописи каждое лето Владимиров с бесстрастностью военного корреспондента фиксировал Кавказскую войну. А потом — парижское ученичество у художника-баталиста Эдуарда Детайля, и вновь — уже будучи сотрудником популярных журналов «Нива» и «Огонек» — он устремляется в гущу военных событий.
Владимиров И.А. Цусимское сражение. Последние минуты броненосца "Князь Суворов"
Владимиров И.А. Сестра милосердия 1915
Владимиров И.А. Солдат на позиции 1916
Владимиров И.А. Военная стычка 1915
Владимиров И.А. В военном лагере Этюд 1915
Владимиров И.А. Венгерский солдат 1915
С карандашом и кистью среди штыков и пушек (так, кстати, называется одна из его картин) Владимирова можно было увидеть на фронтах Русско-японской, болгаро-турецкой войн и, конечно же, Первой мировой.
Агитационные плакаты времен Первой мировой войны работы И.А.Владимирова
Он даже в мирном поселке Келломяке на Карельском перешейке под Петербургом, где жил с женой и двумя дочерьми в 10-е годы ХХ века, нашел себе настоящее мужское дело — вошел в состав Келломякского пожарного общества.
Владимиров И.А. Сдача финов 1940
Летописец блокады
Как некогда 63-летний Верещагин устремился на Русско-японскую войну, так и 72-летний Иван Владимиров хотел быть на передовой Великой Отечественной. «Жизнь в городе забурлила еще сильней; у всех, как и у меня, гнездились мысли — как бы я мог внести свою долю в защиту Родины, — писал художник в своих блокадных заметках. — О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы».
13 тетрадей убористым четким почерком заполнил Владимиров, каждый вечер бесстрастно, как печально знаменитый блокадный метроном, записывая факты повседневного быта ленинградцев, вплоть до цен на блокадном рынке 1942 года: «пачка папирос — 25-30 руб., коробка спичек — 15-20 руб., 100 г сахарного песка — 200 руб., конфета — 25 руб., курица — 500 руб.». И конечно же, он не расставался с альбомом и карандашом, даже когда во время бомбежек рушились дома и гибли люди. Названия его работ говорят сами за себя: «Жертвы фугасной бомбы. Работа пожарных»; «Блокадные похороны»; «В дни блокады. У “буржуйки”»; «На подступах к Ленинграду. Танки не пройдут». И вновь, как в далеком 1914 году, ему пришлось зарисовывать скорбную очередь за хлебом…
Красота вопреки всему
Неутомимый Владимиров всегда был в эпицентре событий. Он будто не с кистью и холстом, а с современной камерой документирует свидетельства времени: вот «Снятие царских гербов “Долой орла!”», вот «В. И. Ленин на митинге», «Взятие буденновцами Мелитополя». И тут же - альбомные зарисовки: солдаты, топчущие фарфор и вспарывающие картины в особняке или берущие штурмом лавку «Виноторговля», тут же «бывшие», бредущие по Знаменской площади (ныне площадь Восстания) с кружками кипятка, и раздирающие на кровавые куски павшую лошадь голодные петроградцы…
Владимиров И.А. И.В. Джугашвили (Сталин) в заключении 1935
Революционные зарисовки 1918 года
Владимиров И.А. Арест царских генералов в февральские дни 1917 года
Владимиров И.А. Сопровождение заключенных
Владимиров И.А. С насиженных мест
Владимиров И.А. Допрос в комитете бедноты
Владимиров И.А. Агитатор
Владимиров И.А. Продразверстка
Владимиров И.А. Взятие Зимнего
Владимиров И.А. В последний путь
Владимиров И.А. Погром винного магазина
Владимиров И.А. Голод
Владимиров И.А. Бывшие
Владимиров И.А. Эпизод из Гражданской войны. Бой в деревне 1920
Владимиров И.А. Восстание крестьян в имении князя Шаховского 1922
Владимиров И.А. Расстрел крестьян белоказаками 1925
Но даже в страшные революционные годы он успевал замечать красоту окружающего мира — поразителен в этом смысле его холст «Гало-свечение над куполом Исаакиевского собора в Петрограде 18 февраля (2 марта) 1920 года». В эти дни Петроград торжествует — большевики берут под свой контроль Архангельск и Мурманск, Президиум Высшего совета народного хозяйства утверждает Государственную комиссию по электрификации России (то самое знаменитое ГОЭЛРО), а Иван Владимиров изображает природное явление, вызванное преломлением и отражением света ледяными кристаллами, взвешенными в воздухе.
Владимиров И.А. Сухуми 1925
Владимиров И.А. Гадание на картах 1928
Владимиров И.А. Допился 1928
Владимиров И.А. Иностранцы в Ленинграде 1937
Так уставший солдат в затишье перед боем наслаждается кратковременной передышкой, вслушиваясь в шелест листвы, пение птиц, чтобы потом опять взяться за оружие, кисть, карандаш…
Удар по мазилкам
Баталист, очеркист от живописи и, главное, истовый реалист, Иван Владимиров умел воевать и на художественном фронте. Однажды, в 1911 году, когда Петербург увлекся кубизмом, супрематизмом, футуризмом и, по словам Владимирова, «прочей декадентщиной», он предложил для выставки модернистской живописи «Салон» свои работы, но был отклонен: «Вы, кажется, деятельно-активный участник правых выставок… академической… передвижной… Нет! Нет! Вы человек старой гнилой школы. Нам работ Владимирова не надо!.. Прощайте!».
Владимиров И.А. На уроке грамоты у дьячка 1913
Владимиров И.А. С заутренней
Владимиров И.А. Тройка 1919
Владимиров И.А. Крым. Скалы 1940
Владимиров И. Крым. Семья на отдыхе 1941
Хитроумный художник в тот же вечер принялся за работу и через несколько дней под псевдонимом «Карлъ Флинта из Хельсинки» послал на выставку портреты белокурой финки-пастушки, старика-финна, тащившего большую рыбину, и холст с пятью красногрудыми снегирями, сидящими на ветвях рябины на фоне зимнего заснеженного леса. И все они были написаны в духе «декадентщины». Картины не только приняли с восторгом, но и обласкали в прессе, они были тут же раскуплены. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Скандал вышел ужасный. Но коллеги-реалисты юмор художника оценили по достоинству — Илья Репин тотчас же из родных «Пенат» отправил Владимирову письмо: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный удар по всем декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в живописи». Резонанс от шутки Владимирова был столь силен, что «Салон», несмотря на обещание устроителей, на следующий год так и не открылся…