Предлагаю вашему вниманию две небольшие статьи из книги Констатина Михайлова "Взорванная память" ("Яуза", ЭКСМО, 2007), посвященной разрушению исторических памятников и храмов в Москве и других городах "Золотого Кольца".
[показать]
Дмитрий Михайлович Пожарский, скончавшийся в 1642 году, был погребен в Суздале, у алтаря Спасо - Преображенского собора Спасо - Евфимиева монастыря, с которым род Пожарских был тесно связан. Пожарские и их родственники князья Хованские делали в монастырь богатые вклады; на территории обители они устроили фамильный подземный склеп. В последней трети XVIII века невежественные монахи разрушили своды усыпальницы и засыпали склеп землей. Место захоронения князя Пожарского было утеряно и позабыто.
Его отыскал в 1852 году молодой тогда ученый А.С. Уваров, будущий знаменитый археолог. Он раскопал усыпальницу и подробно описал найденные 48 гробниц. Впоследствии специальная государственная комиссия особым актом подтвердила, что прах князя Пожарского находится в этом склепе, указав точные координаты захоронения.
По всей стране начался сбор средств на памятник герою Смутного времени. Решено было отмстить место его захоронения памятным монументом. Но каким? Гражданские скульптурные памятники Пожарскому уже стояли в Москве и Нижнем Новгороде. Над могилой героя 1612 года решили возвести мемориальную часовню - усыпальницу. Программу монумента разрабатывал граф Ф.П. Толстой, президент Академии художеств, а архитектурный проект — зодчий A.M. Горностаев.
Идейный замысел монумента был сформулирован так: «Находя, что два монумента, в Москве и Нижнем Новгороде, выражают уже оценку, сделанную потомством подвигам князя Пожарского, граф Толстой признает, что монумент, о котором идет речь, должен служить чисто надгробием праху верного слуги Царя, доблестного сына Отечества и благочестивого гражданина». Часовню - памятник рекомендовано было спроектировать «в стиле нашей старинной архитектуры»; в ней предполагалось поместить иконы, пожертвованные князем Пожарским в обитель, ризы, сделанные из «надгробной шубы» князя, книги и образа, «по душе его данные». Над гробницей князя должна была теплиться негасимая лампада. Архитектор Горностаев предложил взять образцом стиль русской архитектуры «XVI или XVII века», т.е. времени жизни Пожарского.
Часовня над гробом князя Пожарского была сооружена из доставленного из Италии белого каррарского мрамора в соответствии со всеми этими пожеланиями. На стене ее была укреплена памятная мраморная доска с надписью, которую составил историк М.П. Погодин.
16 мая 1913 года император Николай II с дочерьми - царевнами побывал в Суздале и поклонился праху Дмитрия Пожарского в часовне - усыпальнице.
В советские годы Спасо - Евфимиев монастырь стал местом заключения. Здесь в научно-исследовательской «шарашке» работали арестованные биологи. В годы Великой Отечественной войны в монастыре содержался плененный под Сталинградом немецкий фельдмаршал Паулюс.
Согласно воспоминаниям одного из заключенных, приводимым П. Паламарчуком, в один прекрасный день рабочие, ремонтировавшие монастырскую стену, «залатали» дыру в ней надгробной плитой, снятой с могилы князя Пожарского. Заключенные не побоялись обратиться к начальству лагеря с просьбой «заступиться» за прах героя «национально - освободительной войны». Плиту разрешили вернуть на место, однако точно уже никто не мог вспомнить, где именно она лежала. Поэтому надгробную доску положили «примерно» туда, откуда взяли.
Судя по этим воспоминаниям, надгробной часовни в то время уже не существовало. Она была уничтожена в начале 1933 — в 1934 годах силами ОГПУ. Каррарский мрамор вывезли в Москву.
...В 1988 году при реставрационных работах в монастыре были обнаружены несколько старинных надгробных досок. Одна из них некогда лежала над могилой князя Михаила Федоровича Пожарского, отца освободителя Москвы.
А еще ранее, в 1974 году, над склепом Пожарских был установлен новый надгробный монумент, а у входа в монастырь — скульптурный бюст знаменитого князя, с надписью па пьедестале: «Дмитрию Пожарскому благодарная Родина».
Что называется, ни убавить, ни прибавить.
[показать]
В Нижегородском кремле стоит ныне только один храм. Это шатровый Михайло - Архангельский собор, в котором находится захоронение Козьмы Минина. Его показывают туристам.
Туристы смотрят и не подозревают, что несколько десятков лет назад гробница Минина находилась совсем в другом храме — величественном Спасо - Преображенском соборе Нижегородского кремля. Кафедральном соборе города, основанном еще основателем Нижнего Новгорода великим князем Юрием Всеволодовичем в XIII столетии.
Храм этот не раз перестраивался; он служил усыпальницей великих князей и княгинь, а также духовных владык нижегородских. И только один человек, не принадлежащий ни к княжескому роду, ни к пастырям веры, был в нем похоронен — Козьма Минин, спаситель Отечества в Смутное время.
В середине XVII века по соседству с обветшавшим древним по образцу московского кремлевского Успенского собора строится новый Спасо - Преображенский собор; гробницы Минина и великих князей бережно в него переносят. Поклониться праху Козьмы Минина в Спасо - Преображенский собор несколько раз приезжал Петр Великий. «Здесь лежит спаситель России», — говорил царь.
В 1829 году собор XVII века находят обветшавшим и не подлежащим исправлению. Его разбирают и строят рядом новый храм, повторяющий его формы, но превосходящий его в размерах. Он был освящен в 1834 году. От старого собора сохранилась высокая шатровая колокольня, построенная в 1716 году.
О перестройке собора повествует поучительный эпизод из записок французского путешественника Астольфа де Кюстина, побывавшего в Нижнем Новгороде в 1839 году. Он осматривал новый Спасо - Преображенский собор, не подозревая еще о его новизне, вместе с нижегородским губернатором Бутурлиным.
«Войдя в собор, — пишет Кюстин, — я почувствовал волнение от веющей в нем древности. Так как в нем покоится прах Минина, то его, думалось мне, не трогали по крайней мере лет двести. И эта уверенность еще увеличивала мое почтение к старинному зданию. В благоговейном молчании стояли мы перед усыпальницей героя.
— Это, безусловно, одна из самых прекрасных и самых интересных церквей, посещенных мною в вашей стране, — сказал я губернатору.
— Я ее выстроил, — ответил мне Бутурлин.
— Как? Что вы хотите этим сказать? Вы ее, очевидно, реставрировали?
— Ничего подобного. Древняя церковь совсем обветшала, и император признал за благо, вместо того чтобы ремонтировать, отстроить ее заново. Еще два года тому назад она стояла шагов на пятьдесят дальше и, выдаваясь вперед, нарушала правильность распланировки нашего кремля.
— Но прах Минина?! — воскликнул я.
— Его вырыли, так же как и останки князей. Теперь они покоятся в новом месте погребения, которое вы в настоящую минуту обозреваете».
Кюстин, потрясенный такими откровениями, написал, вернувшись во Францию: «При каждом монархе здания переделываются и перестраиваются по прихоти нового властелина. И благодаря дикой мании, величаемой гордым титулом прогресса цивилизации, ни одно сооружение не остается на том месте, где его воздвиг основатель... Император, зная, что все древнее вызывает к себе особое благоговение, желает, чтобы выстроенная вчера церковь почиталась как старинная. Что же он делает? Очень просто: она древняя, говорит он, и церковь становится древней. Новый собор в Нижнем Новгороде древний, и если вы сомневаетесь в этой истине, значит, вы бунтовщик».
Листовку с этим отрывком из старинной французской книги, право, стоило бы развесить на каждом столбе в современной Москве, где уже документы городских властей говорят о вновь выстроенных памятниках архитектуры. Но вернемся, однако, в старинный Нижний...
Прах Козьмы Минина перенесли в новую усыпальницу. Над его гробницей поставлены были три памятные чугунные доски с текстом о подвиге Минина в 1612 году. Гробницу осеняли «список» со знамени князя Пожарского и пять знамен Нижегородского ополчения 1612 года.
Через несколько лет после постройки собора, в 1851 году, склеп Минина был обращен в трехпрестольный храм, с главным алтарем во имя Казанской Богоматери (день освобождения Москвы ополчением). Один из приделов этого храма был посвящен свв. Козьме и Дамиану — так отмечена была и память небесного покровителя знаменитого нижегородца. У гроба Минина в склепе стояли иконы, принесенные в дар ратниками нижегородского ополчения 1812 года, а также еще восемь знамен ополчения 1612 года, присланные в Нижний Новгород императором Александром I. 22 октября, в день Казанской иконы Богоматери, из Спасо - Преображенского собора совершался крестный ход к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
Погребальный храм Козьмы Минина содержался на специально собираемые средства нижегородского купечества и мещанства. Ежегодно в этом храме совершались торжественные литургии и панихиды по Дмитрию Пожарскому (26 октября) и Козьме Минину (1 ноября). На литургиях присутствовали гy6eрнатор, все высшие губернские чиновники, духовные власти, офицеры гарнизона при полном параде, именитые граждане Нижнего Новгорода в лучших своих костюмах...
В советское время новое здание Нижегородского горсовета решено было построить именно в кремле, именно на месте Спасо - Преображенского собора. Ничем иным, как намеренным уничтожением святыни, это объяснить невозможно. Собор был варварски взорван в конце 1920-х годов, на его месте построено новое административное здание. A.M. Горький издевательски называл главный собор родного города «гигантской ступой с пятью луковицами». Нижегородские краеведческие брошюры 1930-х годов радостно вещали: «Там, где за древними стенами кремля еще недавно грузно поднимался Нижегородский кафедральный собор, теперь высится новое, восхитительное по своей архитектуре здание Горьковского крайисполкома».
А прах Козьмы Минина был перезахоронен в Михайло - Архангельском соборе лишь в 1962 году.