Первый художественный фильм Романа Полански сразу же утвердил его как кинематографиста, с которым надо считаться. Он выиграл высшие награды на МКФ в Венеции, "Оскарную" номинацию за лучший иностранный фильм и появился на обложке журнала "Time" во время первого Нью-Йоркского кинофестиваля. Интерес режиссера к человеческой жестокости и насилию, который будет темой почти всей его карьеры, уже заметен, так как он исследует сложные и напряженные взаимоотношения между близкими родственниками.
Когда Анджей (Немчик), преуспевающий спортивный журналист, находящийся в отпуске со своей женой Кристиной (Умечка), подсаживает попутчика (Маланович), супруги просят молодого человека (весь фильм его ни разу не назвали по имени) присоединиться к прогулке на яхте. Завидуя молодости и внешности светловолосого парня и немного ревнуя, Анджей хвастает своей физической ловкостью, подчеркивая неопытность своего гостя в море. Напряжение между двумя мужчинами нарастает, когда появляется карманный нож, представляющий особые умения попутчика и предполагающий в будущем насилие и секс. Со временем "ружье выстрелит".
Снятый в черно-белом изображении, фильм сделан уверенно, точно, а говорит характеристиками персонажей. "Нож в воде" также значителен в карьере другого польского кинематографиста, соавтора сценария Ежи Сколимовского, который тогда уже начал снимать, но появился на международной арене только в 1982 году с фильмом "Работа по совместительству" (Moonlighting). Многие утверждают, что "Нож в воде" интереснее всех фильмов, что Полянский снял на Западе, покинув Родину. В то время прекрасно рассказанный и сыгранный фильм, с мрачным и своеобразным стилем казался очень и очень свежим.
(Иванов М.)
Честно говоря, достаточно скептически относился к этому режиссёру и до просмотра фильма. Вобщем-то мои ожидания он и оправдал.
Фильм, нехило отдаёт не свежей рыбой. Вся эта речная тематика, запашок только поддерживает.
Слава Богу, понимание польского помогло мне вникнуть в суть происходящего немного больше (субтитры убоги до нельзя, голосовой перевод, просто смехотворен), но будучи не заинтересованным просмотром именно Полански, смотреть нечего.
Откровенно вульгарные операторские планы, "анимационная графика" со скачущим по экрану пальцем. Непонятно кто кого к кому ревнует.
Вобщем считаю фильм не точным и оскараему дали зря. Лучше б отли тогда (1964г.) "Фантомасу" или "Шербургским зонтикам".
[180x250]