Из темных недр, из заточенья
Всех выпускать на белый свет —
Пусть думы, шепоты, виденья
Узнают вновь, что смерти нет.
Как знать, дождусь ли я ответа,
Прочтут ли эти письмена?
Но сладко мне перед рассветом
Будить родные имена.
А.Герцен
...Драгоценные камни сверкали и переливались. Они хранили в себе не только тайны своего происхождения, но и волнующие истории земной жизни. Кто только не брал в руки, не любовался, не тешил тщеславие, не выставлял напоказ как свидетельство могущества эти бесценные побрякушки!
Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769—1841) — племянница князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II.
Татьяна Васильевна Юсупова справедливо гордилась своей коллекцией. Все собранное, найденное, купленное и перекупленное за огромные деньги могло соперничать с сокровищами королей.
Впрочем, многое из шкатулок княгини и в самом деле принадлежало ранее сильным мира сего. Здесь осели поистине легендарные вещи, но все их превосходила жемчужина под названием «Пелегрина». Ее пожалели оправить в золото — такого невиданного размера и идеальной формы она была. Имена хозяев, владевших этой редкостью до Юсуповых, говорили сами за себя.
В древности, по легенде, «Пелегрина» принадлежала царице Клеопатре и была парной той, из которой царица Египта приготовила самый дорогой напиток в мире, растворив жемчужину в уксусе. Потом «Пелегрина» украсила сокровищницу испанского короля Филиппа II и, наконец, попала к Юсуповым. Муж Татьяны Васильевны так же, как и жена, любил диковинные камушки и предоставлял княгине неограниченный кредит для ее приобретений. Год от года сокровищница Юсуповых пополнялась. Там, кроме всего прочего, находился знаменитый бриллиант «Полярная звезда», причудливой формы алмаз «Голова барана», огромный сапфир, камни из корон европейских монархов. Это была действительно удивительная коллекция.
Оказалось, что страсть к «камушкам» единственное, что сближало супругов. А ведь поначалу брак фрейлины Екатерины II с одним из богатейших людей России обещал быть вполне удачным!
...Татьяна Васильевна была младшей из пяти сестер Энгельгардт, племянниц Потемкина. Красивые девушки пользовались незавидной репутацией добровольных наложниц всесильного дядюшки, получивших от него за любовь и ласки большое приданое. В обществе считали, что как раз младшая «мало уступала сестрам в красоте и много превосходила их в нравственных качествах».
Сестра-Графиня Александра Васильевна Браницкая, урождённая Энгельгардт
Ещё не достигнув 12 лет, Татьяна уже была сделана фрейлиной Екатерины II. Даже попав в обстановку пышного царского двора из бедной провинции, Татьяна привлекла к себе внимание не только как племянница самого могущественного вельможи, но и как умная, живая и красивая девушка. Так герцогиня Кингстон, посетившая Санкт-Петербург и принятая при дворе, настолько сильно привязалась к пятнадцатилетней фрейлине, относясь к ней как к дочери, что даже соглашалась сделать её наследницей всего своего огромного состояния, если только та уедет с ней в Англию. Однако племянница Потёмкина, давно уже не нуждавшаяся в средствах, ответила отказом.
Portrait of Tatiana Yusupova
Неизвестно, что заставило пригожую девицу в шестнадцать лет выйти за человека на двадцать пять лет старше ее. Жених, генерал-поручик Михаил Сергеевич Потемкин, был дальняя родня всесильному «дядюшке», а к венцу невесту убирала сама императрица. Брак был недолгий — Потемкин утонул, оставив жене двоих детей.
Михаил Сергеевич Потёмкин (1744—1791) — генерал-поручик, генерал-кригскомиссар, действительный камергер из рода Потёмкиных.
Вслед за ним умер Потемкин-дядюшка. В память некогда обожаемого «Грица» Екатерина не обошла своими попечениями двадцатичетырехлетнюю вдову и сосватала ей князя Юсупова.
Г.А. Потемкин-Таврический, (1739—91)
Воистину императрица действовала от сердца, ибо трудно было найти более блестящего жениха. Энциклопедически образованный человек, государственный ум, дипломат, друг-приятель европейских монархов, ученых и писателей, милейший, остроумный собеседник, галантный кавалер, радушный хозяин, первый щеголь, любитель редкостей и книг — князь Николай Борисович действительно княжил в этом мире.
Это был истинный вельможа, чрезвычайно приветливый и простой в обращении со всеми, даже со слугами. Встречаясь с незнакомыми людьми на аллеях своей летней резиденции Архангельское, куда разрешалось входить каждому, он издали снимал шляпу и вежливо раскланивался.
Вольтер, познакомившись с князем, был очарован им и в письмах Екатерине II наговорил массу комплиментов: счастлива императрица, имеющая таких подданных.
Князь Николай Борисович Юсупов (15 (26) октября 1750 — 15 июля 1831, Москва) — государственный деятель, дипломат (1783—1789), любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов, владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское.
Занимаемые официальные посты: главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, директор Императорских театров (1791—1796), директор Эрмитажа (1797), возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), министр Департамента уделов (1800—1816)[2], член Государственного совета (с 1823).
Демонстрируя свое уважение ценителю искусств, Наполеон предоставил в распоряжение князя императорскую ложу. Обитатели Тюильри весьма удивились: до сих пор подобной привилегией пользовались исключительно особы королевской крови.
Архангельское
Однажды, приехав в театр, Юсупов был остановлен вежливым вопросом человека, охранявшего вход в императорскую ложу: «Вы король?» — «Нет, — ответил Юсупов. — Я русский князь». Дверь была с поклоном открыта...
Екатерина II всегда доверяла Юсупову и была с ним исключительно нежна. Говорили, что спальню князя украшала картина, где она и ее советник были изображены в виде Венеры и Аполлона. Такая аллегория показалась новому царю Павлу I нескромной, и он якобы приказал Юсупову уничтожить картину. Сомнительно, чтобы гордый князь его послушался.
Юсупова Татьяна Васильевна, урожд. Энгельгардт.
Он слишком веровал в свою счастливую звезду. И действительно, прежние любимцы Екатерины почти все подверглись опале — сын-император, как известно, не дружил с мамашей. Князь же Николай Борисович получил при Павле I чин действительного тайного советника, Андреевскую ленту и несколько весьма престижных должностей. При следующем императоре — Александре I — звезда Юсупова сияла так же ярко. И при Николае I ему жилось прекрасно. На протяжении четырех царствований российский Крез, не ведавший, сколько у него имений и крепостных душ, находил время и для добросовестной службы Отечеству, и для отдохновения.
В дни рождения жена князя Татьяна Васильевна получала подарки баснословной цены, но главное — оригинальные. Однажды Николай Борисович преподнес ей целую коллекцию прекрасных статуй и ваз из итальянского мрамора. Их расставили в парке Архангельского, и Татьяна Васильевна могла ежедневно взирать на знаки внимания галантного супруга. В другой раз он купил еще невиданных в России экзотических птиц и животных, стоило ей лишь обмолвиться о зверинце.
парк в Архангельском
Императрица, узнав о планах очаровательной супруги Юсупова, прислала семейство тибетских верблюдов.
Каждый приезд княжеской четы из дворца московского во дворец подмосковный обставлялся пышно. Архангельское их встречало пушечными выстрелами, а многочисленная челядь кланялась в ноги. В честь матушки-княгини провозглашались здравицы.
Молодая Юсупова проявила себя как женщина энергичная и деловая. Ее заботами имение мужа благоустраивалось и расцветало. Громадные средства князя были к ее услугам. Современники сравнивали Архангельское с Версалем, а его хозяйку стоило сравнить с королевой, единовластно правившей этой подмосковной страной роскоши. Супруги Юсуповы были в состоянии себе позволить все, до чего только могла додуматься изощренная фантазия.
Парк стал, собственно, уже и не парком, а произведением искусства. Сотни крепостных с утра до вечера ухаживали за ним. Чтобы они не отвлекались на заботы о хлебе насущном, князь, изгнавший зерновые культуры с благословенных земель Архангельского, закупал их в соседних имениях.
Едва ли кто из приезжавших сюда гостей мог сдержать возглас изумления. В зимнем саду среди цветущих апельсиновых деревьев били фонтаны и летали райские птицы. Специальная система отопления создавала в огромных оранжереях климат Средиземноморья. Изумленный гость, находясь за стеклянными стенами, как бы из итальянского полдня мог слушать завывания российских метелей.
Говорили, что в княжеских прудах рыба была мечена золотыми кольцами, а каждый полдень из отдаленного уголка парка выпускали орла, который парил над главным дворцом с развевающимся княжеским штандартом на шпиле.
Главный дворец был переполнен собраниями живописи, фарфора. В его залах не умолкал гомон бесконечных праздников. Юсуповы славились широким гостеприимством и «лукулловыми» обедами. Изысканные запахи французской кулинарии смешивались с ароматом срезанных в оранжереях цветов и духами нарядных дам. Скрипки виртуозничали. Сотни свечей в хрустальных люстрах, отражаясь в зеркалах, делали еще более ослепительным общество, веселившееся на маскарадах и балах. И казалось, в этом, обособленном от всего мира, царстве беспечности нет и никогда не найдется места ни малейшему огорчению, ни одной слезинке.
Увы! Юсупов обладал одним свойством, которое в конце концов разбило жизнь Татьяне Васильевне. Его главной и всепоглощающей страстью была страсть к женщинам. Галантный кавалер, имевший приятную наружность, Николай Борисович знал успех у дам. Если уверяли, что внебрачные дети французского короля Людовика XV могли бы составить население целого города, то, надо думать, король Архангельского не уступал ему в амурном марафоне.
До поры до времени молодая супруга увлекала его, но время шло, и князь пресытился семейной идиллией. Воздержание окончилось. Князь вернулся к прежним забавам.
Конечно, приключения со знатными дамами в Европе и дома все-таки требовали соблюдения определенных приличий. Свои же крепостные — иное дело. Хорошенькие рабыни безропотно угождали эротическим склонностям князя, и прекрасные декорации театра в Архангельском видели много такого, о чем потом долго шушукались в Москве. Говорили, что, наблюдая из зала за крепостными танцовщицами, Юсупов в какой-то момент делал знак, и они сбрасывали одежды, оставаясь абсолютно обнаженными.
Несмотря на разговоры о непристойных дивертисментах и оргиях в Архангельском, Юсупова продолжали воспринимать как милого оригинала, не сумевшего откреститься от замашек своих предков, восточных владык. Те же, разумеется, имели гаремы и прекрасных невольниц со всех концов земли. С явной симпатией описывает неверного мужа Татьяны Васильевны московская барыня Е.П.Янькова:
Г. Ф. Фюгер. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
«Князь Николай Борисович Юсупов был один из самых известных вельмож, когда-либо живших в Москве, один из последних старожилов екатерининского двора и вельможа в полном смысле... Так как Юсупов был восточного происхождения, то и не мудрено, что он был великий женолюбец: у него в деревенском его доме была одна комната, где находилось, говорят, собрание трехсот портретов всех тех красавиц, благорасположением которых он пользовался».
То, что со стороны казалось легко объяснимым, для бедной жены сделалось источником непрекращающихся мук. Татьяна Васильевна перестала бывать в свете, ибо постоянно ловила на себе внимательные взгляды. Брошенной жене, конечно же, сочувствуют, но при всем том подозревают в ней какой-то тайный изъян, понудивший супруга искать иных удовольствий.
Княгиня Юсупова замкнулась. Она даже не захотела жить в роскошном дворце Архангельского и выстроила себе небольшой дом в парке. Ее жизнь сосредоточилась на детях от первого брака и сыне Борисе, рожденном от Николая Борисовича.
Усадьба Волковых-Юсуповых, Москва. Палаты бояр Волковых (дворец Юсуповых), XVI-XVII вв. Реставрированы арх. Н.Султановым в конце XIX в
Правда, княгиня не отказывала себе в удовольствии общаться с теми немногими людьми, чьи таланты ценила чрезвычайно высоко. В этом узком кругу бывали Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин, очарованный романтической атмосферой Архангельского.
Державин, глубоко уважая Юсупову и сочувствуя ее переживаниям, посвятил ей стихотворение «К матери, которая сама воспитывает детей своих». Слово «сама» особо подчеркнуто: в те времена чад в богатых семействах воспитывали гувернантки и гувернеры. Обычно родовитые отпрыски лишь прикладывались к родительской ручке с пожеланиями «доброго утра» и «доброй ночи». На том общение с батюшкой и матушкой заканчивалось.
Но дети подрастали, все меньше нуждались в матери, и Татьяна Васильевна пыталась восполнить душевное одиночество заботами о других людях.
Ж.Л.Монье. Портрет Т.В.Юсуповой. 1802. Холст, масло. Государственный музей-усадьба «Архангельское»
Суммы, которые Татьяна Васильевна отдавала нуждающимся, были по тем временам громадные. М.И.Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы», уделив несколько страниц княгине Юсуповой, писал, что ее пожертвования порой составляли «двадцать и более тысяч».
Имя Татьяны Васильевны связано с одним происшествием, которое наделало много шума в Петербурге. Оно послужило сюжетом для пьесы и стало известно даже во Франции.
Жан-Луи Вуаль. Портрет Татьяны Потёмкиной-Юсуповой
...Отец девушки, которую звали Парашей, по злому навету был лишен имущества и сослан с семьей в Сибирь. Суровая жизнь поставила ссыльных на край гибели, но юная дочь несчастного не могла успокоиться: почему в мире торжествует злоба и несправедливость, почему так легко лишить человека честного имени?
И вот одна-одинешенька, без денег и теплой одежды, то идя пешком, то подсаживаясь на телегу к какому-нибудь доброхоту, Параша добирается в конце концов до Петербурга. Более того, она вознамерилась лично передать челобитную императору. В 1804 году долгожданная встреча, несмотря на все препятствия, состоялась. Дело было пересмотрено, и правда восторжествовала.
Борис Юсупов в образе Купидона, 1797
Разумеется, в коротком изложении все это звучит рождественской пасторалью. Недаром спектакль «Параша Сибирячка» пользовался ни с чем не сравнимой популярностью. Люди любят почти сказочные истории со счастливым концом. Но ведь все это произошло на самом деле! И не надо иметь богатое воображение, чтобы представить, каково досталось девушке. Так вот, самое деятельное участие в ее судьбе приняла Татьяна Васильевна: и приласкала, и обогрела, и деньгами ссудила. И этот случай был не единственным. Известно имя еще одного человека — без кола, без двора, — кому княгиня не дала умереть под забором. Звали его Борис Федоров. Обыкновенное имя, обыкновенный человек. И стал этот человек поэтом, драматургом, романистом, критиком, словом — литератором. Звезд с неба не хватал — это правда, но все-таки прожил совсем небесполезную жизнь во многом благодаря «скупой старухе Юсуповой». Да-да, именно так скорое на расправу людское мнение окрестило Татьяну Васильевну. Действительно, балов Юсупова не устраивала, в долг не давала, очень порицала мотов и беспечных хозяев-помещиков, у которых народ по деревням, особенно весною, соломою да подаяниями питался.
Portrait of Tatyana Yusupova (1769-1841)
Кстати, Юсупова прекрасно понимала, что обилие барских закромов зависит от того, как живет крестьянин, хорошо ли ест, крепко ли его хозяйство. Заботясь о благополучии своих 20 тысяч крепостных, Юсупова оказалась куда дальновиднее многих помещиков, выжимающих из своих деревень все до капли.
Татьяна Васильевна на удивление дельно вела хозяйство и получала немалый доход. Женщины ее времени были весьма далеки от вопросов экономики, реализации сельскохозяйственной продукции, прибыльного вложения капитала. На их фоне княгиня Юсупова выглядела редкою птицей, и за ней прочно утвердилась слава «дамы-финансиста». Соседи и знакомые ездили к ней потолковать о делах и получить совет в самых запутанных вопросах.
Князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849), сын действительного тайного советника князя Н. Б. Юсупова и Т. В. Энгельгардт.
Занимаясь хозяйством и благотворительностью, Юсупова не забывала тем не менее о своей давней страсти: мастера-камнерезы по ее указанию занимались нанесением на полудрагоценные камни эмблем, девизов, надписей. Трудно было лучшим образом удружить княгине, нежели презентовать ей мудрое и краткое изречение, которое тут же увековечивалось на каком-нибудь агате. У Юсуповой образовалось таким образом целое собрание разных камней. Она была довольна — камнерезы получали работу, а потомки -— память о ней.
Татьяна Васильевна, не чуждая тщеславия, весьма опасалась, что после смерти ее скоро позабудут. Такие мысли подвигнули ее к поступку, весьма позабавившему москвичей. Все вдруг заметили, что шустрые мамзели с Кузнецкого моста зачастили в дом княгини. Татьяна Васильевна стала появляться в обществе в модных туалетах из дорогих тканей. На балах ей делали комплименты и бились в догадках, чему бы приписать такое неожиданное щегольство. Княгиня простодушно раскрыла секрет: «Вот умру, так что мои люди будут донашивать? Пусть уж в новом пощеголяют — меня лишний раз вспомнят».
Портрет княгни Татьяны Васильевны Юсуповой, рожд. Энгельгарт, жены князя Н.Е. Юсупова 1841 Холст, масло 113 х 89,5 Ж-4606 Пост. в 1925 из Юсуповского дворца-музея Экспонирование Михайловский замок, Зал 203
Если дворовым девушкам предназначалась одежка с барского плеча, то молодой невестке, жене сына, урожденной Нарышкиной, Татьяна Васильевна оставила бесподобную «Перегрину», шкатулки с алмазами и предания о своей невеселой женской доле. Впрочем, неверного мужа, которого пережила на десять лет, Юсупова вспоминала без сердечной досады. «Милосердный Бог посылает нам скорби для испытания нашей веры и терпения», — любила повторять она.
Юсупова Татьяна Васильевна (урожд. Энгельгардт, племянница св. кн. Г.А. Потемкина-Таврического)
...Мужчины куда в меньшей степени охотники перебирать в памяти прошлое: старый князь Юсупов до последнего часа жил в свое удовольствие. Правда, его донимала любовница-француженка, служительница Мельпомены и верная подданная Бахуса. После посещения княжеских погребов мамзель била севрский фарфор, ругалась и швыряла в своего патрона туфлей. Тот все терпел из уважения к ее восемнадцати годам.
Николай Борисович так никогда и не утратил интереса к жизни. За пять месяцев до смерти его видели на вечере у Александра Сергеевича Пушкина, недавно женившегося.
Что ни говори, Юсуповы были схожи в своем жизнелюбии: Татьяна Васильевна умудрилась не превратиться в сварливую старуху и нудную моралистку. Когда она умерла, все удивились: да неужто ей было полных семьдесят два года? Еще вчера княгиня, сохранив отблески давнего очарования, покоряла живостью ума, сердца и любезностью в обхождении.
Дети
1 брак
Потёмкин, Михаил Сергеевич (1744—1791)
Сын-Александр (1790—1872), действительный тайный советник, в 1842—1854 годах состоял С.-Петербургским предводителем дворянства. Жена — Голицына, Татьяна Борисовна.
Дочь-Екатерина (1788—1872). Муж — Александр Иванович Рибопьер (1783—1865).
2 брак
Юсупов, Николай Борисович (1750—1831)
Сын-Борис (1794—1849) — гофмейстер, почётный опекун.
Сын-Николай (умер во младенчестве).