В этой главе мы вкратце рассмотрим двенадцать веков истории ислама. Особое внимание мы уделим событиям и людям, сыгравшим значительную роль в формировании современных форм джихада, и получим ответы на следующие вопросы:
В каких случаях нужно убивать неверных?
В начале нашего путешествия по истории ислама хотелось бы отметить несколько эпизодов из жизни пророка Мухаммада. Читая о его поведении в описанных ниже ситуациях, задумайтесь, мог ли таким же образом поступать Христос?
Перебравшись в 622 году из Мекки в Медину, Мухаммад встретился в ней с оппозицией в лице проживавших в городе иудеев. Вождь одного из иудейских племен прекрасно знал поэзию и прибегал к ней для осуждения Мухаммада и его учения. Звали поэта Кааб аль-Ашрафи.
Вождь другого иудейского племени, обратившись в ислам, встал на защиту Мухаммада и планировал убить аль-Ашрафи, чтобы заручиться доверием пророка ислама. Его людям удалось уговорить брата аль-Ашрафи убить его, так как многие иудейские общины желали угодить пророку ислама.
Не все арабы приветствовали убийство иудейского поэта. Двоюродный брат Мухаммада Али ибн Аби Талиб, один из первых последователей пророка, попытался объяснить арабам, что Аллах послал к пророку ангела Джибриля, который повелел убить поэта. Аби Талиб даже написал поэму о том, что это убийство произошло согласно воле Аллаха.
Так, племя хазрадж, тоже обратившееся в ислам, хотело убить кого-либо из врагов пророка. Аббу Рафах Садам стал второй жертвой, принесенной ради расположения Мухаммада.
В то же время сам пророк Мухаммад планировал убийство нескольких людей. К примеру, одному из своих людей он приказал убить девушку по имени Оссма, дочь Меравана, которая тоже с помощью поэзии проклинала пророка и его учение. Упомянутые убийства описаны историком ислама Эбби Мухаммедом абд аль-Малаком, умершим в 835 году. Эта ранняя история ислама хранилась в тайне от неверных. Я прочитал книгу аль-Малака в библиотеке университета «Аль-Азхар». Возможно, она переведена на английский язык.
Все эти события сформировали следующие принципы поведения мусульман.
Первый принцип. Все, кто не принимает учения ислама и не поддерживает пророка Мухаммада, должны умереть.
Однажды пророку Мухаммаду задали вопрос о том, позволительно ли убивать женщин и детей из племен неверных и язычников, на что пророк ответил: «Я считаю детей равными их родителям» (Из «Собрания истинных хадисов» аль-Бухари). Иными словами, если позволительно убивать родителей, то так же можно поступать и с их детьми. А раз пророк ислама считал, что женщины и дети заслуживают смерти наряду с их мужьями и отцами, то и Усама бен Ладен, как и все члены «Аль-Каиды», не жалеет ни женщин, ни детей.
Третьим правителем мусульман был Усман ибн Аффан, чьими действиями были недовольны многие арабы. Его обвинили в воровстве и совершении иных преступлений. Толпа мусульман, прибывших из разных стран, окружила его дом и потребовала, чтобы он отказался от престола, но ибн Аффан поклялся Аллаху, что ни при каких обстоятельствах не передаст бразды правления. Через несколько дней бунтари вновь пришли к его дому и убили его во время молитвы и размышления над Кораном.
Второй принцип. Правитель, нарушающий законы ислама, заслуживает смерти.
После смерти ибн Аффана мусульмане больше никогда не были едины. Их вера разделена навеки.
После убийства третьего правителя мусульман их предводителем был избран двоюродный брат пророка Мухаммада Али ибн Аби Талиб. Многие уважали Аби Талиба, потому что при жизни пророка он был его правой рукой. Однако правитель Сирии, который был родом из той же семьи, что и третий вождь мусульман, не признал Аби Талиба правителем мусульман. Он потребовал, чтобы тот провел расследование убийства Усмана ибн Аффана и покарал его убийц, на что новоизбранный правитель ответил: «Если в его смерти повинны тысячи, то кого я буду судить?»
Это спровоцировало военный конфликт между халифом Дамаска Муавией ибн Аби Суфьяном и Аби Талибом. Некоторые из сторонников Аби Талиба не желали участвовать в этой войне и требовали, чтобы он остановил кровопролитие. Они настаивали на том, чтобы разногласия были разрешены мирным путем, и предлагали избрать двоих судей, по одному с каждой стороны, которые на основании Корана нашли бы справедливое решение спора.
Так оно и произошло. Представитель сторонников Аби Талиба предложил, чтобы оба правителя сложили свои полномочия и мусульмане смогли выбрать нового правителя. Сторонники Аби Талиба выполнили условие договора, и Аби Талиб отрекся от престола, в то время как Аби Суфьян не сдержал своего обещания и провозгласил себя единственным правителем всех мусульман.
Третий принцип. Для того чтобы во имя Аллаха достичь какой-либо цели, молено использовать обман.
К 660 году мусульмане окончательно разделились на сторонников Аби Талиба, которых называют шиитами, и последователей Аби Суфьяна, которых называют суннитами. От шиитов откололась группа мусульман, назвавшаяся «Аль-Харидж». Ее члены, хариджиты, как и современные сторонники джихада, хотели реформировать ислам, чтобы вернуть ему первоначальный вид.
Руководителями движения было принято решение уничтожить всех — и Аби Талиба, и Аби Суфьяна, и представителя Аби Суфьяна, который нарушил условия договора с последователями Аби Талиба. Таким образом они хотели разрешить все споры между мусульманами и поставить одного человека во главе всех мусульман. Когда одному из хариджитов удалось убить Аби Талиба, руководитель движения сразу же нашел оправдание этому преступлению во 2-й суре Корана (см. стихи 204 и 207).
Четвертый принцип террористов сформировался на основании действий хариджитов.
Четвертый принцип. Если член правительства или руководитель государства нарушает заповеди Корана, он может быть признан отступником и убит.
С тех пор деятельность хариджитов представляет угрозу для всех государств. Современные милитаристские группы, действующие по всему миру, продолжают начатое ими дело. Поскольку это движение сыграло в истории ислама очень важную роль, убеждениям его последователей необходимо уделить особое внимание.
В переводе с арабского слово алъ-харидж означает «уходящий». Это название закрепилось за движением «Аль-Харидж», потому что его основатели отказались подчиниться правительству, которое, по их мнению, нарушало заповеди Корана и исламские законы.
Итак, каких убеждений придерживались хариджиты?
Убеждения хариджитов оставили след в истории ислама и навсегда изменили мировоззрение мусульман. См.: Shahrstanni. Religion and Sects. Cairo, n. d. P. 114; Aby-El-Hassan Al-Ashri. Islamic Articles. T. 1. P. 88.
После смерти в 680 году Аби Суфьяна правителем исламской империи стал его сын Язид. Разумеется, сын Аби Талиба Хусейн, который стал правителем шиитов, не признал власти Язи-да. Хусейн считал, что он сам должен встать во главе империи, поскольку его отец был двоюродным братом и правой рукой пророка Мухаммада, а мать — дочерью пророка.
Войско Хусейна не могло сравниться с армией Язида ни в количественном, ни в качественном отношении. Однако не прошло и года после смерти Аби Талиба, как его сын решил сразиться с Язидом на территории современного Ирака и был убит в Кербеле. Поступок Хусейна научил шиитов следующему принципу.
Пятый принцип. Со злом нужно бороться до конца, независимо от того, сможешь ты одержать победу или нет. Если ты победишь, победа будет твоей наградой. Если потерпишь поражение, то Аллах вознаградит тебя в грядущей жизни. Каким бы ни был исход битвы, всякого, кто борется со злом, ожидает великая награда.
Хусейн был признан мучеником ислама. Мусульмане, особенно шииты, до сих пор относятся к нему с огромным почтением и считают его жизнь примером самопожертвования.
Пять указанных выше принципов в целом объясняют, почему мусульмане готовы жертвовать собой во имя Аллаха. Даже если они не смогут изменить положения вещей, отдав жизнь за ислам, они станут героями веры.
В XI веке среди мусульман появилось движение под названием «Аль-Хашашин», что по-арабски означает «люди, употребляющие гашиш». Члены этого движения, основанного Хасаном ас-Сабаа, считали, что в борьбе с врагами ислама мусульмане должны приносить себя в жертву.
Воины «Аль-Хашашин» перед совершением терактов курили гашиш. Когда наркотик начинал действовать, они представляли, что находятся в райском саду в окружении прекрасных дев. Они испытывали блаженство, которое, как они верили, ожидает их на небесах. В таком состоянии они шли исполнять свою смертельную миссию.
Несмотря на то что движение «Аль-Хашашин» существовало тысячу лет назад, оно оставило след в истории терроризма. Число его последователей стремительно увеличивалось, и им удалось убить немало правителей Персии и Ирака. Их главной мишенью были военачальники и правители суннитов. В начале XII века им чуть было не удалось установить контроль над всем Ближним Востоком. Их боялись правители всех государств региона.
На заре XIV века во главе суннитов встал могущественный правитель по имени Ибн Таймия. Он родился в 1263 году в сирийском городе Харран и в 1299—1303 годах успешно защищал территорию Сирии от набегов монголов. Ибн Таймия считал, что монголы не были истинными мусульманами, и приказал жителям своего государства не покоряться им. Более того, он предупредил народ, что если кто-нибудь покорится монголам, чем-либо поможет им или просто будет иметь с ними какие-либо связи, такой человек будет призван неверным.
Со временем Ибн Таймия становился все более суровым и воинственным правителем Сирии. Нередко он объявлял кого-либо из своих подданных неверным и казнил его. Он не проявлял ни малейшей терпимости к тем, кто был с ним не согласен, и своими действиями утвердил следующий принцип.
Шестой принцип. Мусульмане должны объявлять джихад всякому, кто не покоряется исламу, особенно иудеям и христианам.
Мышление Ибн Таймии наложило отпечаток на деятельность исламских экстремистов. Современные террористы руководствуются теми же принципами, что и он.
Мухаммад ибн абд аль-Ваххаб (1703—1792) основал известное движение ваххабитов, в основу которого легло мировоззрение Ибн Таймии. Ваххабизм известен своим противостоянием турецкому правительству, приведшим к государственному перевороту, в результате которого Абд аль-Ваххаб основал новое исламское государство, впоследствии получившее название Саудовская Аравия.
Сегодня в правительстве Саудовской Аравии представлены многие члены движения ваххабитов. В то же время руководство страны испытывает постоянное давление со стороны тех, кто следует традициям хариджитов. Эти люди, одним из которых является Усама бен Ладен, стремятся вернуть Саудовскую Аравию и другие мусульманские страны к более традиционной — фундаменталистской — форме правления.
Мышление Ибн Таймии отражено в действиях современных экстремистов, которые во что бы то ни стало хотят произвести государственный переворот во многих странах Ближнего Востока, чтобы превратить их в исламские государства. В подобных государствах нет места терпимости и компромиссам. Экстремисты вновь и вновь берут в руки оружие и ведут священную войну. Деятельность подобных движений является неотъемлемой частью истории ислама.
Мы рассмотрели историю ислама от ее истоков до XVIII века. Следующая глава расскажет о человеке, которого я считаю отцом-основателем современного джихада. За свою деятельность он был казнен правительством Египта, а его книги запрещены во многих исламских странах, включая Египет, Ливию и Ирак. Несмотря на это его наследие до сих пор формирует деятельность мусульманских террористических групп.
Двадцатые годы прошлого века были удивительным временем в истории стран Ближнего Востока. После долгой оккупации европейцами (англичанами, французами, итальянцами или турками) многие из них смогли, наконец, добиться независимости. В их числе был и Египет, у которого впервые появился президент, а египетский народ вновь почувствовал, что такое свобода.
Однако события, произошедшие в Турции, направили развитие Египта по пути исламского фундаментализма. В 1924 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк провел реформу, придавшую турецкому государству светский характер. Он заменил исламский династический принцип престолонаследия западной системой выборов.
Реакция мусульман на реформы Ататюрка была однозначно отрицательной. В ответ на события, произошедшие в Турции, шейхом Хасаном аль-Банна в Египте была основана неправительственная организация «Братья-мусульмане». Принципы, легшие в ее основу, напоминали некоторые из принципов последователей движения хариджитов, «Аль-Хашашин» и Ибн Таймии. Целью Хасана аль-Банны было возвращение в Египет традиционной исламской формы государственного правления и системы престолонаследия.
«Братья-мусульмане» придерживались экстремистских методов борьбы с врагами. Они испытывали ненависть по отношению к любому, кто не придерживался исламских законов, и использовали терроризм в качестве средства дестабилизации общества и установления власти ислама.
После того как в 1948 году было основано государство Израиль, фундаменталистские группировки стали еще более могущественными. С тех пор между арабами и евреями не прекращаются военные конфликты.
Фундаменталистские движения взрастили множество фанатичных мусульман, готовых отдать свою жизнь в войне с врагами ислама. Они противостоят не только евреям, но и правительству Египта и других мусульманских стран, которые, как считают фундаменталисты, не придерживаются традиционных исламских взглядов. Они разделяют мнение, что ислам должен владычествовать над народами и государствами. При этом ими не учитывается ни форма государственного правления, ни мнение религиозных меньшинств. Главное орудие экстремистов —- убийство, которое они считают наиболее эффективным методом борьбы.
До поездки в США Кутб ни разу не был за границей. Эта поездка вызвала в нем чувство зависти и ненависти по отношению к Америке. Будучи в Соединенных Штатах, Кутб писал одному из своих друзей:
Никакой другой народ не достиг таких успехов в области образования, науки, экономики и высоких технологий. В то же время ценности, этика и вера американцев не достойны внимания нормального человека.
Будучи в США, Кутб посетил штаты Вашингтон, Калифорния и Колорадо. Он был впечатлен разнообразием ландшафтов, качеством образовательных услуг и многонациональностью страны. С другой стороны, его оскорбило то, что, по его мнению, американцы растрачивают огромные ресурсы страны на удовлетворение своих материальных потребностей:
Парадоксально, что великую страну населяют бездарные люди. Нужно признать, что американцы достигли успеха в деле производства товаров и удовлетворения нужд потребителей, но они не знакомы с настоящей культурой.
Кутбу показалось, что американцы слишком вольно относятся к своей религии:
Ни в одной другой стране мира нет такого количества церквей, как в Соединенных Штатах... Американцы посещают церковь по воскресеньям, в канун Рождества, на Пасху и во время иных религиозных праздников. Однако их жизнь пуста, а духовность поверхностна. В повседневной жизни американцы отводят религии последнее место.
Кутб был зол на американцев за то, что их культура оказала крайне негативное влияние на мусульманский мир:
Немусульманский мир полон неверных и язычников, и все мусульманские страны подвергаются их влиянию (Цит. по: Adel Hamooda. Sayyid Qutb: From the Village to the Gallows. Cairo, 1987. P. 92-94).
Сайид Кутб написал семь книг и по праву считается отцом-основателем современного джихада. В возрасте пятидесяти девяти лет правительством Египта он был приговорен к смертной казни за одну из своих книг — «Дорожные знаки» («Маалим фи аль-Тарик»). Эту книгу можно приобрести только на черном рынке. Смертный приговор Кутбу был вынесен в 1965 году, во время правления президента Джамаля абд ан-Насера. Казнив Кутб а, египетское правительство надеялось положить конец распространению его учения.
Полиции Египта было приказано изъять и сжечь все экземпляры книги, но некоторые из них все же уцелели. Мне удалось прочесть книгу Кутба прежде, чем я покинул Египет. Исламские экстремисты до сих пор распространяют экземпляры «Дорожных знаков» во всех мусульманских странах. Переведенная на английский язык книга Сайида Кутба «Ислам и социальная справедливость» продастся па сайте www.amazon.com.
Деятельность Сайида Кутба и «Дорожные знаки» вызвали новую волну в развитии современного терроризма. Наиболее известные египетские движения, следующие учению Кутба, — это группировка «Аль-Джихад», «Ат-Такфир валь-хиджра» («Покаяние и священный побег»), «Аль-Наджун мин ан-нар» («Спасенные из ада») и многие другие террористические организации. Современные экстремистские группировки считают Кутба своим главным идеологом и духовным отцом.
Во что же верил Кутб?
Он рассматривал современную историю как процесс деградации общества, возвративший мир в то состояние, в котором он был в доисламскую эпоху, когда владычествовало язычество:
Вера, культура и убеждения представителей современного общества подобны мировоззрению язычников, живших до пришествия пророка Му-хаммада. В мире царит язычество. В мусульманских странах даже мировоззрение, культура, законы и образование далеки от ценностей истинного ислама. (CaUud Кутб. Дорожные знаки. Цитата приведена в книге А. Хамуды «Сайид Кутб: Из деревни на виселицу» (Каир, 19S7)).
Кутб верил, что Аллах является единственным правителем мира и что не должно существовать ни одной формы правления, установленной человеком. Следовательно, все политические системы, будь то демократия или диктатура, социализм или коммунизм, должны быть уничтожены.
Аплаха оскорбляет образ жизни современного человека. Он не признает Его владычества и нарушает все религиозные каноны. Языческий мир отдал людям власть, которая по нраву принадлежит Аллаху. Мы объявили богами самих себя. Современные язычники отвратительнее тех, что жили в доисламскую эру. Они поклоняются не истуканам, а установленным людьми конституциям, законам, принципам, системам и гуманистическим идеям. Они пренебрегают законами и постановлениями Аллаха'.
Кутб верил, что мусульмане должны объединиться в борьбе с земными правителями, покуда не будет свергнута власть, установленная людьми. Именно в этом он видел конечную цель ислама, которая должна быть достигнута во что бы то ни стало.
Нужно немедленно остановить влияние на мир язычников и неверных. Мы должны совершить государственные перевороты во всех странах и упразднить руководство и культуру современного общества. Наш приоритет заключается в том, чтобы поколебать основы власти неверных. Мы должны уничтожить всех, кто противится исламу, и вырваться из оков, не позволяющих нам жить по законам Аллаха.
Логика Кутба проста: добро и зло, истина и ложь не могут мирно сосуществовать, и общество не может подчиняться и человеческим постановлениям, и законам Аллаха. Угодить Богу можно, лишь упразднив власть человека в современном мире:
Упраздним все структуры, установленные людьми. Искореним расизм, который ведет к общественному неравенству. Божье царство может быть установлено только мечом.
Следуя учению Ибн Таймии, Кутб провозгласил некоторых мусульманских руководителей отступниками и неверными. Он был уверен, что множество мусульман и сам Аллах разделяют его точку зрения. Кутб призывал своих последователей воплощать проповедуемые им идеи не только в своих странах, но и по всему миру.
Кутб ставил перед своими читателями следующий вопрос: «Как осуществить глобальную революцию?» Он не давал каких-либо конкретных рекомендаций. Возможно, это было продиктовано его страхом перед египетским правительством, которое могло заподозрить его в подготовке государственного переворота. Или он не хотел, чтобы его считали сторонником шейха Мауланы Абу л-ала Мавдуди, лидера пакистанского движения «Джамаат-и-ислами». А может быть, Кутб торопился распространять свои идеи и не успевал продумывать их до конца. Однако перед внимательным читателем, изучающим работы Кутба, предстает следующая панорама взглядов типичной исламской экстремистской группировки:
• Члены группы не имеют ни малейшего желания участвовать в жизни языческого общества. Напротив, они борются со всеми идеями, противоречащими воле Аллаха и учению Корана. Подобная борьба предполагает уничтожение книг, посвященных толкованию священных писаний.
Кутб негодовал на мусульман, считавших, что не все верующие должны участвовать в джихаде:
Аллах открывал пророку Мухаммаду истины ислама постепенно, чтобы ислам смог достичь наибольшего успеха. Многие мусульмане следуют ранним откровениям, будто те являются окончательными заповедями Аллаха. Поступая так, они выстраивают собственные теории на основании ранних стихов и лишают ислам силы и могущества. Мусульмане, живущие согласно человеческому толкованию ислама, губят себя и в духовном, и в интеллектуальном плане. Их существование безнадежно, и они не могут более распространять ислам. Они называют себя мусульманами, хотя в них нет его силы.
Они гордятся своей религией, но отказываются взять на себя ответственность за осуществление глобальной революции и упразднение всей земной власти и всех политических систем. Отказываясь силой собирать высокие налоги с тех, кто не принял ислама, они его предают. (Сайид Кутб. Дорожные знаки. С. 22).
Кутб был обеспокоен поведением людей, которых он называл поверженными, или бессильными, мусульманами. Отвергая их искаженное представление о джихаде, он писал: «Такие мусульмане говорят о джихаде исключительно как о внутренней духовной борьбе со злом». Истинное значение джихада Кутб формулировал так:
Ислам — это глас Аллаха, который освобождает людей от рабства. Аллах провозгласил свое владычество над всей землей. Это значит, что Аллах противостоит всем земным правителям и властям. Мусульмане обязаны восстать против зла, которое совершается на земле вопреки воле Аллаха. Мы должны уничтожить все, что стоит на пути ислама.
Следуя учению Кутба, «Братья-мусульмане» дважды покушались на жизнь президента Египта Джамаля абд ан-Насера. Первое покушение было осуществлено в 1954 году, второе — в 1965-м. В результате терактов, совершенных экстремистами в каирском суде и полицейских участках, погибло множество египтян.
Египетское правительство в целях самообороны приговорило к тюремному заключению многих лидеров террористических группировок. Некоторые из них были убиты в тюрьмах и не дождались суда. Президент Насер отдавал приказы охранникам расстреливать террористов.
Казнь Сайида Кутба сделала его героем ислама. Сочинения Кутба стали известны всему мусульманскому миру. Его авторитет среди мусульман можно сравнить с авторитетом Жана Кальвина или Мартина Лютера среди протестантов. Его жизнь и учение оказали огромное влияние не только на историю Египта, но и на все мировое сообщество.
Глава 16. Другие идеологи джихада
Всех идеологов джихада объединяет нечто общее. Сначала появляется идеолог, который пишет книгу о практике джихада и начинает собирать вокруг себя группу единомышленников. Правительство страны казнит идеолога, что приводит к возведению его в ранг героя и значительному повышению популярности его идей. Затем появляется руководитель-идеолог, который строит свое учение на основании учения предыдущего идеолога, причем высказывает еще более радикальные идеи.
В результате нескольких подобных циклов возникла «Аль-Каида», что привело к трагедии 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки.
Идеология Кутба привлекла к нему огромное число последователей, однако на момент его казни многие из них находились под стражей. Через некоторое время появился новый идеолог джихада, д-р Сала Серея, который возглавил исламское движение освобождения Египта «Хизб ат-Тарир». Основанием для его идеологии послужили идеи, разработанные Сайидом Кутбом. Д-р Серея хотел осуществить в Египте государственный переворот и превратить эту страну в традиционное исламское государство. Перечислим основные аспекты идеологии д-ра Серей:
Д-р Серея считал, что руководители исламских государств отошли от исламских истин, потому что они осознают значимость молитвы и поста, но не следуют учению о джихаде:
Руководители исламских государств много времени уделяют молитве. Они строят мечети. Они издают законы о посте и молитве. Они делают все, чтобы казаться истинными мусульманами. Их главная цель — завоевать доверие простых мусульман. Однако они преследуют любого, кто во имя ислама берет в руки оружие. Такие руководители и все, кто их поддерживает, должны быть признаны неверными2.
Д-р Серея также подчеркивал, что правительства мусульманских стран используют законы ислама в качестве лишь одного из аспектов политики, в то время как политика исламского государства должна быть целиком и полностью построена на учении Корана:
Они строят мечети и в то же самое время одобряют строительство развлекательных центров. Они транслируют телевизионные программы о Коране вместе с музыкальными развлекательными программами. Они выделяют средства на благотворительность и участвуют в азартных играх. Их интересуют лишь исламские обряды, а не ключевые истины ислама, такие как джихад. Они ежедневно читают Коран и рыдают во время молитв, но отказываются принять участие в священной миссии — джихаде. Эти лицемерные отступники лишь позорят ислам.
Д-р Серея всегда подтверждал слова делами. 19 апреля 1974 года его движение начало борьбу с правительством Египта. Последователи Серей напали на государственное учреждение, ответственное за военную подготовку, в надежде организовать на его месте военную базу, чтобы осуществить государственный переворот. Однако египетским властям удалось задержать Серею и многих членов его движения. В октябре 1975 года Серея и некоторые из его сторонников были приговорены к смертной казни и казнены, а двадцать девять участников движения были посажены в тюрьму. В Египте, как и во всем исламском мире, поднялась волна новых исламских группировок. Еще до казни Серей над Египтом нависла очередная угроза терроризма.
Дело д-ра Серей продолжило движение «Ат-Такфир валь-хиджра». Его основатель Шукри Ахмад Мустафа вырос в той же местности, что и Сайид Кутб. Он родился в 1924 году, и ему было 24 года, когда египетскими властями был казнен Кутб. Д-ра Серею приговорили к смертной казни, когда Мустафе было 33 года.
Шукри смело высказывал свои взгляды. Отвечая перед федеральным судом Египта 7 ноября 1977 года, он сделал следующее заявление:
Моя главная задача, которую я стремлюсь решить любой ценой, — положить начало истинному исламскому движению, которое в дальнейшем положит начало всемирному исламскому государству. Я хочу возродить ислам и вернуть ему первоначальный вид.
Египетскому суду непросто было иметь дело с Мустафой, поскольку его движение насчитывало огромное количество последователей, готовых подчиниться любому приказу своего руководителя. Мустафа не скрывал этого:
Любой член движения готов отдать свою жизнь ради выполнения поручения, данного ему Аыахом. Поручение это заключается в распространении мечом и словом исламских истин по всей земле. Мои сторонники будут сражаться до тех пор, пока не будет исполнена эта великая миссия.
Мустафа вел дневники, в которых, кроме всего прочего, записывал свои поэмы (поэзия является неотъемлемой частью мусульманской культуры). Эти дневники использовались в качестве доказательств на суде над Мустафой. В одном из его самых известных дневников под названием «Битва» («Аль-Маал-хамма») записана поэма «Прежде потопа», написанная Мустафой в 1967 году. В ней он выражает недовольство образом жизни современных мусульман и дает клятву исполнить волю Аллаха и отдать свою жизнь за ислам.
В поэме «Переселение» («Аль-Хиджра») Мустафа высказывает точку зрения на суетность жизни. Он желает исполнить свою миссию на земле и проститься с земной жизнью.
В поэме «Ожидание» («Ат-Тавассамат») он задает вопрос: «Где матерь городов?» Так в древности называли Мекку. Этот город считается злым местом, поскольку его жители преследовали пророка ислама. В поэме Мустафа проводит параллель между Меккой и современным Египтом, который, с его точки зрения, тоже отвергает учение ислама. Мустафа называет Египет импортером зла, богохульства и ереси. «Это страна неверных», — писал он.
Мустафа был уверен, что, «как пророк Мухаммад, который покинул Мекку и переселился в Медину, где было основано первое исламское государство», он сможет изменить свой меккан-ский менталитет и жить согласно законам Медины. Мустафа надеялся основать в Египте исламское государство, которое затем распространится по всему миру. Сначала ему необходимо заручиться поддержкой значительной части населения страны, что поможет ему распространять идеи ислама в других странах.
Мустафа был уверен в том, что его попытка всемирного распространения ислама породит жестокое противостояние между Западом и Востоком, в результате которого начнется ядерная война (Шукри Мустафа. Ожидание. Каир, б. г.). Он считал, что большая часть населения земли будет уничтожена, однако ему и его последователям удастся укрыться в пещерах в отдаленных горах. По окончании катастрофы он и его последователи будут править на земле.
Мустафа верил, что в результате ядерной катастрофы все изобретенное человеком оружие будет уничтожено и люди вновь в сражениях будут использовать мечи.
Движение Шукри Мустафы стремилось воплотить в жизнь идеологию Сайида Кутба. Участники движения должны были жить в полной изоляции от греховного общества. Им также необходимо было привлекать в свое движение как можно больше новых членов, чтобы его численность позволила осуществить государственный переворот и основать исламское государство. Они выделяли два этапа своей миссии: разрушение общества неверных и правление мусульман во всем мире.
Когда во время судебных слушаний Мустафе был задан вопрос об источнике его учения, он ответил, что оно происходит «из недвусмысленных утверждений Корана о воле Аллаха». «Мы ничего не знаем, — заявил Мустафа, — но Аллах всеведущ. Мы должны слушаться Его слов, которые переданы нам в Коране». Ответ основан на следующем стихе:
Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вылюбите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Аплах знает, а вы не знаете!
Сура 2:216
Мустафа утверждал, что мусульмане должны жить исключительно по Корану, а раз Коран говорит о джихаде, то разве может правительство мусульманской страны отвергать это учение?
Шукри Мустафу и членов его движения судили за похищение и убийство д-ра Хусейна ат-Тахаби, одного из наиболее уважаемых профессоров университета «Аль-Азхар». Мустафа решил его устранить, потому что ат-Тахаби возглавил группу университетских профессоров, осуждавших деятельность этого движения. Мустафа считал его противником Аллаха и союзником правительства, отказывающегося подчиняться законам ислама. Во время выступления в суде Мустафа заявил, что его движение казнило профессора ат-Тахаби за отступничество от ислама и содействие греховному правительству.
Движение Мустафы набрало еще большую силу после того, как египетские средства массовой информации взяли интервью у нескольких профессоров университета «Аль-Азхар». Д-р Сай-ид ат-Таухиль, специалист по истории ислама, выступил в защиту движения и назвал Мустафу и его последователей искренними мусульманами, «которые пытаются вернуть исламу его былую славу». Д-р ат-Таухиль настаивал, что в СМИ высказывается ошибочное мнение о том, что движение Мустафы проповедует ислам, отличный от ислама, представленного в Коране.
Слова д-ра ат-Таухиля, предостерегающие администрацию университета от критики учения Мустафы, были напечатаны в одном из авторитетных египетских журналов. Ат-Таухиль утверждал, что любой беспристрастный читатель Корана придет к выводу, что Мустафа и его движение исполняют повеления Корана. Он высоко оценил движение Мустафы и выразил надежду, что в будущем в Египте появится больше молодых людей, подобных Мустафе. Ат-Таухиль был убежден, что только таким образом можно вернуть современное общество к истинам ислама (См.: Rose El-Yousef Magazine. July 11. 1977. P. 6).
Шукри Мустафа был приговорен к смертной казни и казнен. Он оставил после себя радикальное движение, которое отказывалось признавать светскую власть и подчиняться законам египетского государства.
В глазах последователей Мустафы его казнь послужила очередным подтверждением того, что египетское правительство отступило от ислама. Они навсегда запомнили слова Мустафы о том, что любой, кто признаёт авторитет этого неверного правительства, уподобляется ему.
После Мустафы также осталась книга под названием «Вождь» («Аль-Халиф»). Египетские власти попытались уничтожить все экземпляры этой книги, однако действия правительства лишь придали ей большую ценность в глазах исламских экстремистов, которые и сегодня продолжают проповедовать идеи Мустафы.
Идеи Мустафы созвучны идеологии Кутба. Единственное, что их отличает от учения Кутба и делает еще более опасными, это убежденность Мустафы в том, что сначала необходимо уничтожить религиозные институты, правоохранительные органы и военные силы противника. Мустафа считал, что следует упразднить египетские религиозные организации, потому что они пошли на компромисс с отступническим правительством страны. Нападать на правоохранительные органы и вооруженные силы необходимо потому, что они защищают греховное правительство, действуя согласно его законам и преследуя истинных мусульман.
В своей книге Мустафа утверждал, что нет никакой разницы между правительствами Израиля, Соединенных Штатов и европейских стран, потому что все они противятся исполнению воли Аллаха. Он призывал своих последователей вести джихад против этих стран до тех пор, пока они не подчинятся власти ислама.
Мустафа и его ближайшие соратники были казнены в 1977 году. Египетские власти надеялись, что это положит конец распространению его идей. К сожалению, этого не произошло. Напротив, в конце 1970-х и в 1980-е годы радикальные группировки активизировались и вновь попытались взять в свои руки власть в стране.
(продолжение следует)