В 1980 году, будучи первокурсником университета «Аль-Аз-хар», я прослушал учебный курс «Толкование Корана». Дважды в месяц мы собирались на лекции, которые читал слепой шейх, прославившийся среди студентов своими радикальными взглядами.
Каждый раз, когда в Коране встречалось упоминание о евреях или христианах, он с глубоким удовлетворением называл первых детьми свиней, а последних — неверными. Он не скрывал своего желания прибегнуть к джихаду как средству в борьбе за могущество ислама.
Однажды он предложил нам задать ему вопросы. Я задал вопрос, который уже давно волновал меня: «Почему Вы отводите столь важное место джихаду, если многие стихи Корана говорят о примирении, любви и прощении?» Преподаватель сразу же покраснел. Казалось, он едва совладал с гневом. Однако вместо того чтобы накричать на меня, он вновь попытался разъяснить свое понимание ислама. «Брат мой, — обратился он ко мне, — одна из сур Корана называется "Добыча", но в Коране нет суры под названием "Примирение". Джихад и насилие лежат в основе ислама, а следовательно, являются его неотъемлемой частью».
В настоящее время этот человек отбывает наказание в одной из американских тюрем. Его зовут Уман абд ар-Рахман, и осужден он за организацию первой попытки взорвать Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в 1993 году.
Перед приездом в Соединенные Штаты он возглавлял радикальную египетскую группировку «Аль-Джихад», организовавшую убийство президента Египта Анвара Садата. В одной из следующих глав я описываю удивительную историю освобождения шейха Абд ар-Рахмана по решению Верховного суда Египта, что позволило ему перебраться в Америку и там продолжать свою террористическую деятельность.
Моя жизнь сложилась таким образом, что много лет я прожил бок о бок с террористами. Жителям западных стран непросто понять их мышление. Им кажется, что террористы — сумасшедшие.
Могу вас уверить, что эти люди вовсе не зомбированные фанатики и не психопаты, испытывающие удовлетворение от насилия над другими людьми. Нет, террористы следуют определенной философии, и если вы ее поймете, вас больше не будут удивлять их действия.
Описав основные положения ислама, я перейду к обсуждению той конкретной религиозной доктрины, которая служит основанием для терроризма. Я также приведу аргументы фундаменталистов, отрицающих заповеди Корана о необходимости жить в мире и согласии.
Слово ислам означает покорность, послушание, поэтому последователь ислама, мусульманин, — это человек, повинующийся Аллаху. В Коране сказано, что мусульманин непременно должен быть покорным:
О вы, которые уверовали!Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас.
Сура 4:59
Разумеется, человек, повинующийся Аллаху, должен знать его волю. Для этого ему необходимо следовать Корану и преданию — хадисам. Мухаммад, пророк Аллаха, начал составлять Коран в 610 г. н. э., когда, по его словам, в пещере неподалеку от Мекки к нему явился ангел Джибриль (Гавриил). Мухаммад утверждал, что открытые ему слова были словами Аллаха, единственного истинного Бога. По мере того как Мухаммаду открывались новые истины, он записывал их. В целом на составление Корана ушло около двадцати двух лет. Необходимо отметить два момента: во-первых, Коран содержит слова Аллаха, а не пророка Мухаммада, а во-вторых, откровения посылались пророку на протяжении довольно длительного времени.
Хадисы так же, как и Коран, священны. В них содержатся достоверные сведения о деяниях и высказываниях пророка Мухаммада. Они служат своеобразным примером следования учению Корана. Хадисы были записаны близкими пророка — его женами и друзьями, которые были свидетелями описываемых событий. Позднее ученые собрали эти своды и объединили их в шесть книг, каждая из которых названа по имени своего редактора-составителя. Например, одна из них называется «Сахих аль-Бухари» — «Собрание истинных хадисов» аль-Бухари.
Большинство мусульман считают хадисы авторитетным источником знаний о пророке Мухаммаде. Сунниты признают хадисы полностью, в то время как шииты принимают лишь некоторые из них. Так, ими не признаются хадисы, записанные второй женой Мухаммада. Хадисы имеют прямое отношение к современному терроризму, поскольку принципы войны и насилия обоснованы именно примерами из жизни Мухаммада.
Наконец, читателю необходимо ознакомиться с шариатом — сводом исламских законов, описывающим обязанности верующего. Книги, содержащие эти законы, называются Кутаб аль-фикх. В отличие от хадисов, это не конкретное собрание книг, а коллекция произведений религиозной литературы с древних времен до наших дней.
Итак, как Коран и хадисы описывают волю Аллаха? Каждый мусульманин должен исполнять пять религиозных обрядов, которые называют пятью столпами ислама.
Исповедание веры. Мусульманин должен признавать истинность основного постулата ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его».
Почему для мусульманина так важно исполнять волю Аллаха? Потому что ислам — это религия добрых дел. Человек должен заслужить свое место в раю. Печально то, что мусульмане не могут быть уверены в своем спасении. Они верят, что по смерти человек в могиле дожидается суда в День воскресения. В Судный день Аллах взвесит дела каждого и определит его дальнейшую судьбу:
И вот тот, у кого тяжелы весы [добрых деяний], —он в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы, — мать его — «пропасть».
Сура 101:6-9
Ислам не дает верующему никаких гарантий спасения, даже если он всю жизнь совершал только добрые дела. В конце концов, все зависит от решения Аллаха.
У мусульманина есть лишь один верный способ обеспечить себе райское блаженство, что и объясняет действия исламских экстремистов, в частности шахидов. Мусульманин обретет вечную жизнь в раю, если будет участвовать в джихаде и отдаст свою жизнь во имя Аллаха.
Джихад — это священная война с врагами ислама, которая закончится лишь тогда, когда будут истреблены либо все неверные, либо все мусульмане. Слово джихад переводится как борьба. Фикх дает джихаду следующее определение:
Джихад означает борьбу со всеми, кто противится распространению ислама или отказывается принять ислам.
Все, кто погиб во имя Аллаха, сразу же после смерти окажутся в раю. Им не придется в могиле дожидаться Дня воскресения.
Джихад — это своеобразный договор между мусульманином и Аллахом, согласно которому мусульманин обязуется сражаться за ислам, а Аллах — вознаградить воина в вечной жизни.
Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.
Сура 4:74
Следующие слова Корана тоже обращены к воинам ислама:
Аллах уготовил им сады, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там. Это — великий успех!
Сура 9:89
Когда мусульманин умирает за ислам, его тело хоронят особым образом. Обычно перед похоронами тело умершего мусульманина моют и одевают в праздничную одежду, будто он собирается в мечеть. Однако погибших в ходе джихада хоронят в том виде, в каком они были убиты. Их кровь служит признаком доблести и свидетельствует об особых заслугах перед Аллахом. Мусульмане верят, что ангелы относятся к таким людям с особым почтением.
Западные средства массовой информации нередко посмеиваются над представлениями мусульман о рае, в котором женщины будут вечно доставлять удовольствие мужчинам. Однако важно отметить, что, только погибнув во имя Аллаха, мусульманин может получить уверенность в вечной жизни. Это учение заставляет мусульман покидать свои страны и участвовать в джихаде в других государствах. Они присоединяются к джихаду не из политических, а из религиозных побуждений, что делает их действия еще более опасными.
В том, что Коран призывает всех мусульман к джихаду, не может быть сомнений, но как рассматривать стихи Корана, которые говорят о мире и согласии?
На телевидении и в печати регулярно упоминаются фрагменты Корана, которые учат уважать христиан и призывают их к терпимости. Действительно ли в Коране содержатся подобные утверждения? Да, это так, однако текст Корана очень противоречив. Некоторые из его стихов хвалят христиан, в то время как другие стихи проклинают их.
Но это далеко не единственный пример противоречивости Священной Книги мусульман. Так, во времена пророка Мухам-мада в арабском мире было широко распространено употребление алкоголя. В одном из коранических откровений сказано, что арабам запрещается употреблять алкоголь только перед молитвой в мечети. Однако один из последующих стихов запрещает любое употребление алкоголя.
Другой пример касается отношений между мусульманами и христианами. Некоторые фрагменты Корана признают преимущества дружбы между ними, но есть и такие стихи, которые обязывают мусульман непременно добиваться обращения христиан в ислам.
Ранние откровения не обязывают женщин носить хиджаб — головной платок, а в более поздних сурах сказано, что женщины должны оставаться дома и обязательно носить хиджаб.
Мусульманские богословы вынуждены были разработать некий принцип для объяснения подобных противоречий.
В основе этого принципа, называемого насх, заложено учение о постепенном явлении пророку Мухаммаду откровений, из которых в течение двадцати двух лет составлялся Коран. Таким образом, различные части Корана были записаны в разное время. Богословы решили, что в случае противоречия отдельных аятов друг другу мусульмане должны руководствоваться более поздним откровением.
В Коране содержится не менее 114 стихов, призывающих к любви, согласию и примирению, многие из которых являются частью суры под названием «Корова» (см. суру 2:62, 109). Однако более поздние откровения отменили эти стихи. Так, в суре 9:5 сказано:
А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах — прощающий, милосердный!
Эта сура известна как «стих меча», и она утверждает, что мусульмане должны сражаться со всяким, кто отказывается принять ислам, будь он жителем Аравии или другой страны. Эта сура рассматривается как представляющая окончательную фазу развития идеи джихада.
Уже в некоторых средневековых источниках утверждается, что фрагменты Корана, содержащие учение о джихаде, отменяют 114 стихов о примирении с неверными. В качестве примера можно привести следующий классический труд: Джалал ад-Дин ас-Суиути. Совершенство в коранических науках. Т. 2. С. 37.
Принцип насх очень важен. Если стих является отмененным или замененным иным стихом, это равносильно тому, что его больше не существует.
Вы можете спросить: «Почему Коран противоречит сам себе? Почему со временем меняется смысл откровений?» На эти вопросы можно ответить, взглянув на жизнь Мухаммада, пророка ислама.
Поначалу послания, данные в откровении пророку, были миролюбивыми и мягкими, возможно, для того, чтобы привлечь к ним людей. Однако обстоятельства менялись.
В Мекке, городе, в котором начал проповедовать пророк Му-хаммад, он столкнулся с сильной оппозицией и в 622 году покинул его. Он отправился в Ясриб — город, ныне известный как Медина, где приобрел множество хорошо вооруженных сторонников. (Мекка и Медина расположены в современной Саудовской Аравии.) Когда Мухаммад получил власть, он смог вернуться в Мекку и подчинить себе город и окружающие его земли. Это превратило ислам из духовного движения в политическую силу.
Мекканский период жизни пророка Мухаммада был целиком посвящен молитве, так что коранические откровения, полученные им в Мекке, говорят о мире и сотрудничестве. В Медине Мухаммад стал полководцем, и мединские откровения посвящены военной силе и вооруженной борьбе с целью распространения ислама (джихаду).
Большая часть стихов Корана говорит о джихаде, что вполне объяснимо, поскольку большую часть божественных откровений пророк Мухаммад получил после того, как покинул Мекку. Джихад стал основой и главной движущей силой ислама.
Для понимания Корана было бы хорошо, если бы его суры были расположены в том порядке, в котором они были даны в откровении, однако это не так. Применительно к каждой суре некоторые ее редакции (или версии) позволяют определить, была ли она открыта пророку в Мекке или в Медине. Впрочем, для выяснения этого вопроса следует обратиться к научным изданиям.
В этой главе сформулированы некоторые ключевые принципы, которые помогают понять менталитет исламских экстремистов:
Поскольку во время пребывания пророка Мухаммада в Медине ему не раз приходилось вести военные действия, в Коране содержится подробное описание тактики джихада. В следующей главе будут рассмотрены некоторые стихи о джихаде, а также отношение к джихаду простых мусульман.
Повеление Корана участвовать в джихаде распространяется на всех мусульман. Цель джихада — победить всех, кто не принял ислама. Во времена пророка Мухаммада джихад был направлен как на язычников, так и на иудеев и христиан. Все, кто отказывался обратиться в ислам, становились потенциальной мишенью воинов Мухаммада (см. суры 2:217; 4:71-104; 8:24-36, 39-65). Следующие фрагменты Корана служат тому подтверждением:
Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми. Не берите же из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их.
Сура 4:89
А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы.
Сура 47:4
О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки квам. И пусть они найдут в вас суровость. Изнайте, что Аллах — с богобоязненными!
Сура 9:123
Аллах повелел пророку Мухаммаду не брать противников в плен, а убивать их:
Ни одному пророку не годилось иметь пленных, пока он не производил избиения на земле. Вы стремитесь к случайностям ближайшего мира, а Аллах желает будущего, Аллах — великий, мудрый!
Сура 8:67
Мусульмане должны быть готовы сразиться с неверными:
...Пусть не думают те, которые не уверовали, что они опредили; они ведь не ослабят. И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их.
Сура 8:59-60
В Коране иудеи и христиане называются «людьми Писания», то есть людьми, следующими Писанию. В Коране нет положительных утверждений в отношении иудеев. Что же касается христиан, то ранние откровения заповедали мусульманам пребывать с христианами в мире. Однако после того как пророк Мухаммад перебрался в Медину, откровения о «людях Писания» приняли весьма воинственный характер.
Следующий стих считается первым откровением об иудеях и христианах, отменяющим предыдущие откровения:
...Сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху.
Сура 8:39
Иначе говоря, мусульмане должны сражаться со всеми, кто отвергает ислам, до тех пор пока весь мир не будет поклоняться Аллаху. Коран также запрещает дружбу между мусульманами и иудеями и мусульманами и христианами:
О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них.
Сура 5:51
Это повеление повторяется в сурах 5:52—57 и 4:89. Коран повелевает мусульманам проявлять жестокость в борьбе против христиан, чтобы враги покидали свои дома и рассеивались по миру (см. суру 8:57).
В Коране сказано, что, пытаясь обратить иудеев или христиан в ислам, мусульмане должны быть прямолинейными и суровыми:
О вы, которым даровано писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали для подтверждения истинности того, что с вами, раньше, чем Мы сотрем лица и обратим их назад или проклянем их, как прокляли сторонников субботы. Поистине, повеление Аллаха исполняется!
Сура 4:47
В английском переводе Корана этому фрагменту дается следующий комментарий. «Этот стих служит предупреждением иудеям и христианам о том, что им необходимо поверить Мухаммаду, посланнику Аллаха, а также уверовать в содержащееся в Коране исламское учение о единобожии».
Изучая фрагменты Корана, читателю необходимо рассматривать их в историческом контексте. Когда Аллах повелел пророку Мухаммаду покорить весь мир, в Коране появилось множество стихов, говорящих о необходимости участия мусульман в джихаде. Приведу лишь несколько примеров:
Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде.
Сура 4:95
Мусульманам, отказывавшимся участвовать в джихаде, угрожали адскими муками:
Радовались оставленные, что они уселись позади посланника Аллаха, и тяготились усердствовать своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и говорили: «Не выступайте в зной!» Скажи: «Огонь геенны более зноен», — если бы они разумели!
Сура 9:81
Все, кто отступит, испытают гнев Аллаха:
А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха. Убежище для него — геенна, и скверно это возвращение!
Сура 8:16
У правоверного мусульманина нет другого выбора, кроме как участвовать в джихаде, ведь такова воля Аллаха (см. суру 9:29). Участие в священной войне — долг каждого мусульманина, за исключением инвалидов и слепых (см. суру 4:95).
Джихад служит одним из средств достижения конечной цели ислама — установления верховенства ислама во всем мире. Ислам преследует не только религиозные, но и политические цели. Он является одной из форм политической борьбы. Ислам утверждает, что только Аллах обладает всей полнотой власти, из чего следует, что все политические системы должны быть построены исключительно на основе исламского учения.
Коран гласит:
А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это — неверные. <... > И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те — распутники.
Сура 5:44, 47
Воины ислама провозглашают победу в той или иной стране лишь тогда, когда ислам становится в ней и государственной религией, и формой государственного правления. Этого удалось достичь в Афганистане при режиме талибов, в Иране после революции Аятоллы Хомейни и в Судане в годы правления Хаса-на ат-Тураби. Исламские экстремисты не перестают бороться за власть в таких светских государствах, как Алжир, Египет, Сирия, Турция, Палестина, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Ливия, Малайзия и др.
Исламские фундаменталисты отвергают все политические системы, созданные людьми, будь то демократия или диктатура. Однако не все умеренные мусульмане разделяют их точку зрения на природу власти. В этом смысле показателен пример бывшего египетского президента Анвара Садата, провозгласившего строгое разделение институтов религии и государства.
Профессор шейх Умар абд ар-Рахман не был согласен с проводимой в Египте политикой и стал главным идеологом египетского террористического движения «Аль-Джихад». Когда президент Египта сделал свое знаменитое заявление, шейх Абд ар-Рахман назвал его отступником и призвал убить его. Сторонники «Аль-Джихада» последовали исламским законам и призыву Абд ар-Рахмана, и вскоре президент Садат был убит. Его попытка остановить захват власти в государстве исламскими экстремистами стоила ему жизни.
Однако если в 1980-х годах усилия экстремистов были направлены на установление политической власти ислама в мусульманских странах, то теперь они действуют в странах Запада. В дальнейшем я объясню причину изменения стратегии террористов.
Ознакомившись с приведенными мной фактами, читатель может прийти к выводу, что его соседи-мусульмане участвуют в заговоре, целью которого является государственный переворот. Подобный вывод несправедлив, поскольку различные группы мусульман по-разному толкуют Коран.
Светские мусульмане
К этой группе можно отнести миллионы мусульман по всему миру. Они верят в учение ислама о любви и примирении и отвергают джихад. Они не во всем следуют мусульманским традициям. Однако несмотря на то что их точка зрения расходится с истинным учением ислама, они не желают отказываться от своих религиозных воззрений. К этой категории можно причислить большинство мусульман, проживающих как в странах Запада, так и на Востоке.
Традиционные мусульмане
К традиционным мусульманам можно отнести два типа верующих. Во-первых, это люди, которые изучают ислам и следуют его учению, но в то же время не согласны с учением о джихаде. Некоторые из них, например члены исламского движения суфиев, считают, что под джихадом подразумевается внутренняя духовная борьба. К традиционным мусульманам, во-вторых, можно отнести и тех, кто согласен, что ислам призывает к борьбе с неверными, но не желает участвовать в джихаде, поскольку это ставит под угрозу жизнь самих мусульман и благосостояние их семей.
Мусульмане-фундаменталисты
Именно от этой группы мусульман исходит терроризм. Фундаменталисты стремятся во всем следовать примеру пророка Мухаммада. Их нередко называют радикалами, однако именно фундаменталисты придерживаются истинного учения ислама. Их легко узнать на улице: они носят длинные бороды и покрывают головы.
В этой главе изложены основные аспекты ислама. А как же ислам представлен в средствах массовой информации?
(продолжение следует)