В северных тюрко-говорящих областях Средней Азии, артисты, известные как Бача (тюркско-узбекская версия, возможно, этимологически происходит из персидского «баче» — ребенок) были широко распространены, и представляли коммерческую и транссексуальную сторону местной педерастический традиции, известной как Бача-Бозлик (baccha bozlik).
Бача — мальчик танцор в Центральной Азии.
Исполнитель эротических песен и танцев, а также исполнитель сексуальный услуг.
Самарканд, 1905 год, фото Прокудина-Горского.
Бача — обычно подростки двенадцати – шестнадцати лет, были исполнителями эротических песен и танцев. Их великолепные одеяния и косметика, фактически, были средством транссексульного перевоплощения. Бача ценились за их гермафродитную красоту и использовались как исполнители сексуальных услуг. Бача обучались с детства и продолжали свою работу, пока у них не начинала расти борода. Хотя, после российского завоевания эта аморальная традиция была подавлена царскими властями, ранние российские исследователи задокументировали эту практику.
Более шести месяцев афганский журналист Наджибула Курайши рисковал своей жизнью, чтобы снять фильм о практике эксплуатации несовершеннолетних мальчиков, которых принуждают к сексу авторитетные бывшие полевые командиры и люди из властных структур. Автор фильма поднимает завесу скрытой жизни и лицемерия исламского общества, которое публично придерживается строгих моральных правил, в то же время, закрывает глаза на насилие над детьми и, вызывающие отвращение, мерзкие гомосексуальные традиции, порожденные одним из самых консервативных исламских обществ.
Кучек — явление, являющееся одним из самых существенных символов культуры Османской Империи. Кучек, обычно, были очень красивыми подростками «rakkas» (танцорами), одетыми в женскую одежду, используемыми в качестве артистов и исполнителей сексуальных услуг. Кучек (во множественном числе — кучеклер) были обычно немусульманами. Их ряды пополнялись из этнических групп, колонизированных Турками.
Шах Аббас I развлекает гостей танцами Кучек в персидском дворце.
Фрески Чехель Сотун, Исфаган.
Кучек – слово, произошедшее из фарси «kuchak» (маленький). Кучек обучали с семи – восеми лет, они считались профессионалами после шести лет обучения и практики. Карьера танцора длилась, пока Кучек был безбородым и сохранял юную внешность. Танцоры могли жениться по достижении 25 – 30 лет, и затем, могли организовать свою танцевальную труппу. Кучек организовывались в компании, известные как Коль. В середине 1600-ых существовало двенадцать таких компаний, каждая составляла, приблизительно, 250 танцоров.
Танцевальная труппа Кучек на праздновании обрезания сына султана Ахмеда 1720г.
Миниатюра из книги 18 века «Сунаме Вехби», Дворец Топкай, Стамбул.
Их эротические танцы, известные как Кучек-Оуну, содержали арабские, греческие, ассирийские и курдские элементы. Они выполнялись в специфическом музыкальном жанре, известном как КучекЧе — форма сюиты на заданную мелодию. Это было также смесью суфийских, балканских и классических анатолийских влияний, часть из которого сохранилась в современной популярной турецкой музыке.
Кучек с тамбурином.
Кучек были высоко востребованы в Османской империи от простолюдин до Султана,
который, подобно Калифу, был правителем всего исламского мира.
Фотография конца 19 века.
Музыкальное сопровождение включало различные ударные инструменты, типа давуль-Кучек, большой армянский барабан, одна сторона которого покрыта кожей козла, а другая — кожей овцы, они производили различные тоны. Навык Кучек оценивался не только в танцевальных способностях, но и в мастерстве игры на кастаньетах, известных как Карпаре. Позднее они были заменены металлическими тарелочками, называемыми Зиль.
Сопроводительный оркестр состоял из четырёх — пяти инструментов, основными были: Каба-Кеманч (kaba kemence) и Люта (lauto), используемые исключительно для Кучек-сюит. Также были два певца. В танцах Кучек в оттоманском гареме участвовали от 12 до 24 танцоров и большое количество музыкантов. Они выступали на свадьбах, обрезаниях, банкетах, фестивалях, а так же для удовольствия султанов и аристократии.
Подростки, носили тяжелую косметику, завивали волосы в длинные локоны, носили маленькие черные или красные бархатные шапочки, украшенные монетами, драгоценностями и золотом. Их обычная одежда состояла из крошечного красного вышитого бархатного жакета с золотой-вышитой шелковой рубашкой, шаровар, длинной юбки и позолоченного пояса, застёгиваемого сзади. Они, как говорили, были «чувственны, привлекательны и женоподобны», их танцы были «сексуально провокационными». Танцоры медленно вращали бедрами в вертикальной фигуре-восьмёрки, ритмично сцепляя пальцы. Кучек были доступны сексуально в пассивной роли, лицу, предлагающему самую высокую цену. Предполагается, что многие из них были транссексульны.
Имена и биографии Кучек в Стамбуле в 18-го столетия хорошо известны. Среди наиболее знаменитых Кучек конца 18-го столетия: цыган Бенли Али из Диметоки (сегодняшняя Греция); Буюк Афет хорватского происхождения, Кучук Афет армянского происхождения и Пандели с греческого острова Чирос. Было около пятидесяти Кучек звездной величины, а такого известного Кучек, как цыган Исмаил, нужно было заказывать за неделю или за месяц заранее и по очень высокой цене.
Западные посетители по-разному относились к этому, необычному для них, виду развязанной педерастии. Сохранилось впечатление в «Дон Леоне», анонимной поэме, приписываемой лорду Байрону:
В своих путешествиях по Леванту, Байрон действительно присутствовал на таком танце, как описано выше. Его попутчик, Джон Хобхаус пишет в своём дневнике 19 мая 1810:
«В этот день, я пошел с Байроном и компанией в винные заведения Галаты (район Стамбула). Взяли трубки и и наблюдали двух старчески — уродливых мальчиков, с которых струился пот. Они исполняли танец, размахивая длинными волосами. Затем они расстелили циновку и, надев платки, стали исполнять танец александрийских женщин. С нами был янычар из города Эдэйра, который говорил по английски и бывал в Англии. Я спросил его, не кажется ли ему, что этих мальчиков, скорее всего, повесили бы в Англии? Несомненно, — ответил он — но у турков всё по-другому.
Ради этого скотского зрелища мы заплатили пятьдесят пять пиастров, пять — каждому мальчику, и по пять всем скрипачам и певцам, и это, как я понимаю, ещё не дорого.»
Кучек пользовались высоким уважением. Известные поэты, как Фазиль Тахир бин Эфенди, посвящали им поэмы, а композиторы, как придворный Хаммами Заде Исмаил Деде Эфенди (1778-1846) писали для знаменитых Кучек Кучекче (песни).
Многие стамбульские майханы (ночные таверны, торгующие мезе, ракией и вином) нанимали Кучек. Перед началом работы, Кучек танцевали среди зрителей, чтобы взволновать их. Аудитория соревновалась за внимание Кучек, что часто выливалось в препирательства и драки. Мужчины нервничали, били стаканы, кричали, дрались, стреляли, иногда убивая друг друга в соперничестве за сексуальное расположение мальчиков. Это, в конце концов, привело к подавлению практики Кучек при султане Абдул-Меджиде. Танцы Кучек были официально запрещены в 1856г, многие мальчики оставили страну, и перебрались в Египет и другие арабские страны для продолжения практики. С подавлением культуры гарема при Султане Абдулазизе (1861-1876) и Султане Абдулхамиде II (1876-1908) танец и музыка Кучек потеряли поддержку своих высоких покровителей и постепенно исчезли.
Другой тип Раккас, мужчин-танцоров (от ракс — танец) были Тавсан-Оглан, юные танцоры в провокативной одежде. Они работали, главным образом, в течение праздника Рамадан. В свободное от танцев время они служили как сакис (винные мальчики) в мейханах.
Кучек ценились намного больше, чем Зeнги, девушки танцовщицы. Известны случаи, когда Зeнги убивали подростков- Кучек из ревности к мужскому вниманию.
ТЕЛЛАК (Tellak)
Традиционно, Теллак были массажистами в турецких Хаммам (hammam) — общественных банях в Османской империи. Это были подростки, которые купали клиентов. Они принимались на работу из числа подвластных народов турецкой империи: греков, армян, евреев, албанцев, болгар и других.
Иллюстрация из «Hubanname» (Книга Красивых).
Гомоэротичная работа турецкого поэта Фазиль бин Тахир Эндеруни, 18-ое столетие.
Их роль не ограничивалась только мойкой, они поставляли и сексуальные услуги. Оттоманские тексты (такие как Dellakname-i-Dilkusa, an 18th century work by Dervish Ismail Agha at Ottoman Archives, Suleymaniye, Istanbul), рассказывают об именах и этническом происхождении Теллак, их оплате, описывают детали их сексуальных методов и сколько времен им требовалось, чтобы довести клиента до оргазма.
Иногда отношения между Теллак и клиентом становились очень личными. Известен случай, когда в середине 18 столетия, один янычары имел личного Теллак. Но последний был похищен янычарами другого полка и подарен командиру. Этот случай привёл к многодневному сражению между двумя полками янычар, которое было остановлено только благодаря вмешательству Султана, повесившего Теллак.
Должность Теллак утратила свой сексуальный аспект в начале двадцатого столетия, в результате вестернизации Турецкой Республики и теперь выполняется взрослыми мужчинами, которые специализируются в более прозаических формах натирания и массажа. Однако, выражение Хамам-Оглани (банный мальчик) на турецком языке все еще обозначает гомосексуалиста.
В Египте, подобно другим мусульманским странам, тоже существовала традиция мальчиков-танцоров, одетых в женскую одежду, и исполнявших женские танцы, их называли «Хавал».
Хавал (Khawal, Haywal) — феминизированный мальчик или юноша — тацор, исполняющий женские танцы.
Слева — египетская окрытка начала 20 века с надписью «Египетский Хавал»
На второй и третьей фотографии — современный хавал
В 1834 году гавази (египетские танцовщицы из цыганского племени) были изгнаны из Каира. Религиозное давление и плохая репутация танцовщиц привели к тому, что их изгнали в глубь страны, где они обосновались в городах Эсне, Асуане, и Киане. Следствием их изгнания стало увеличение числа мальчиков-танцоров (хавал). Многие хавал были родом из Стамбула, откуда они были изгнаны за беспорядки в кофейнях. Зрители часто бросали стаканы, размахивали мечами и даже дрались за «различные достоинства» хавал. Когда гавази покинули Каир мальчики-танцоры стали очень популярными. Они переодевались женщинами, подражали женским танцам и, как утверждают некоторые свидетели, выступали даже лучше, чем гавази. Иногда европейцы принимали их за женщин:
«В облаке пыли и сигаретного дыма возникли девочки-танцовщицы. Первое, что меня в них поразило, это яркость золотых шапочек на локонах. Когда их стопы отбивали ритм на полу, а маленькие колокольчики и браслеты на щиколотках звенели, их поднятые вверх руки гармонично покачивались, бедра энергично двигались; казалось, что под муслиновой рубашкой они обнажены — были видны участки тела между маленькой курточкой и низко завязанным свободным поясом, похожим на пояс Венеры. они так быстро вращались, что сложно было разглядеть черты этих соблазнительных существ. В руках они держали кимвалы, размером с кастаньеты, отбивая ритм. Двое из них казались особо красивыми; они были полны величия; глаза накрашены сурьмой, а щеки слегка нарумянены. Только щетина недельной небритости выдавала пол третьей танцовщицы и, приглядевшись внимательнее, я обнаружил, что танцующие девушки были на самом деле мальчиками». В 1866 году запрет на гавази был отменен, и им было разрешено вернуться в Каир.»
«Количество мальчиков-танцоров типа травести, которых называют хавал, не велико. Они мусульмане, выходцы из Египта. Они играют роль женщин и танцуют те же танцы, что и гавази, аккомпанируя себе кастаньетами. Что бы воспрепятствовать впечатлению, что они женщины, их одежда имеет частично женскую и частично мужскую аттрибутику. Одежда хавал, главным образом, состоит из плотного жилета, пояса и юбки. Тем не менее, хавал больше похожи на женщин, чем на мужчин: они отращивают длинные волосы, которые заплетают в косы, подобно женщинам, они подкрашивают сурьмой и хной свои глаза и руки. На улицах, когда они не заняты танцами, они даже закрывают свои лица, как это положенно мусульманским женщинам. Их часто приглашают выступать на праздники, по случаю свадьбы, рождения ребенка, обрезания, или массовых гуляний.»
Эдвард Лейн, «Нравы и традиции современных египтян», 1836 год.
Сексуальное использование мальчиков в странах ислама не стало достоянием истории, оно существует и сегодня.
На ночном свадебном пиршестве в маленьком афганском кишлаке недалеко от туркменской границы меня ожидало много сюрпризов. Не было видно ни жениха, ни невесты. Кругом — одни мужчины, пьяные от контрабандной узбекской водки, одуревшие от местного опиума, они развлекали себя как могли.
[226x170]Неожиданно на середину вышел мальчик лет 15. Одетый в сверкающее женское платье, с фальшивой грудью, он начал танцевать традиционный женский танец. С каждым его движением звенели колокольчики на его щиколотках. Кто-то показал доллар, и танцор взял его в зубы.
Это — мальчик-плясун, или, как его тут называют, бача. Порой после пиршеств полевые командиры, влиятельные и богатые люди уводят детей в укромные места. Для чего? На этот счет ни у кого нет сомнений.
Традиция «бачабазе», или использования мальчиков-плясунов для развлечения мужчин в обществе, где женщинам запрещено танцевать на публике, имеет многовековые корни. Плясуны — это, как правило, сироты или дети из очень бедных семей. Танцуя на свадьбах и других праздниках, они зарабатывают на хлеб. Многие влиятельные люди в Афганистане гордятся тем, что у них есть малолетние секс-рабы. На севере Афганистана это даже считается признаком достатка и силы.
Традиция «бачабазе» существовала и в Центральной Азии до установления Советской власти. Она была так распространена, что положила основу особому музыкальному жанру. Давно забытая на постсоветском пространстве, эта традиция все еще жива в Афганистане. Более того, там они приобретает все более уродливые формы.
История Умида
На ячменном поле в одном из населенных узбеками районов северного Афганистана я встретил такого мальчика-плясуна. Ему 15 лет. Чтобы не раскрывать его настоящего имени, назовем его Умидом. Пять лет тому назад его отец подорвался на мине, когда работал в поле.
Умид
Умид стал мальчиком-плясуном, чтобы прокормить семью. «Мне было 10 лет, когда умер отец. Мама попрошайничала, но это не помогало, мы все время были голодны, — вспоминает он. — Тогда я начал танцевать на свадьбах. Обычно мне дают плов или 2-3 доллара за танцы».
Иногда дело не ограничивается одними танцами. Когда я спросил его, что же происходит на самом деле, Умид долго не решался открыть мне правду. «Они спят со мной, иногда их бывает несколько», — шепотом признался он в итоге. Умид никогда не жаловался на своих обидчиков. «Это очень богатые и сильные люди. У них много друзей, и полиция не в силах наказать их», — объясняет мальчик.
Он вместе с матерью и двумя маленькими братьями живет в однокомнатном глинобитном домике в далеком кишлаке. Все, что у них есть — это старый коврик и несколько ободранных матрасов. На ужин — немного риса и лук, даже растительного масла в доме не осталось. Мать Умида знает, что её сын ходит на свадьбы танцевать, но говорит, что у них нет другого выбора. Её больше пугает то, что вся семья может остаться голодной.
Позорная традиция
Местные власти отрицают, что традиция «бачабазе» процветает в Афганистане, но шила в мешке не утаишь. «Наши чиновники стесняются говорит об этом, хотя эта практика распространена по всей стране», — говорит депутат афганского парламента Абдулхабир Учкун. Все это происходит потому, что ответственные организации не могут защитить детей
Мухаммад Касим, мулла мавзолея Али в Мазари-Шарифе По его мнению, остановить эту практику могли бы влиятельные религиозные деятели. Однако мулла мавзолея Али в Мазари-Шарифе перекладывает вину на власти и во всем винит беззаконие. «Все это происходит потому, что ответственные организации не могут защитить детей», — считает мулла Мухаммад Касим.
Потенциальных мальчиков-плясунов отбирают прямо на улицах. Многие дети готовы взяться за любую работу ради куска хлеба. Как утверждает глава независимой комиссии по правам человека в Кабуле Муса Махмуди, никто не изучал, сколько детей сейчас используется в качестве секс-рабов. «Уличные дети, за которыми некому присмотреть, очень уязвимы в этом отношении», — объясняет он. Все, с кем я встречался во время моего расследования в Афганистане, знали о старой традиции «бачабазе». Ни для кого в стране это не тайна.
Ничего зазорного?
В последнюю ночь перед моим отъездом мы пошли на свадьбу в старом Кабуле. Она ничем не отличалась от пиршеств в отдаленных селах Афганистана: кругом сидело несколько десятков хмельных от опиума мужчин, которых развлекал юноша-плясун.
40-летний Заби (имя, разумеется, не настоящее) похвастался мне, что имеет трех мальчиков-плясунов, которые в любое время готовы танцевать для него и его друзей. Заби не видит в этой традиции ничего плохого. Когда я прямо спросил его, доходит ли дело до секса, Заби долго думал и сказал: « Я их иногда обнимаю или целую – это все».
Когда мы покидали вечеринку, было уже 2 часа утра, а юноша все еще танцевал для мужчин и раздавал им опиум.
Заби — не самый богатый или влиятельный человек, но если даже у него есть три мальчика-плясуна, то что же говорить о более состоятельных и могущественных людях, а их в Афганистане немало.
Афганское правительство не в силах остановить их, Запад не оказывает на власти достаточного давления. А без этого на почве нынешнего беззакония, войны и нищеты традиция «бачабазе» может только все больше распространяться по Афганистану.