Это цитата сообщения
CrazyDD Оригинальное сообщениеМастера фотографии: Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) /1908-2004/
Пожалуй, невозможно и бессмысленно, пытаться осветить все творческое наследие Анри Картье-Брессона (далее HCB) в формате небольшой статьи. Личность Брессона, его талант и видение оказали оказали столь сильное влияние на формирование современной фотографии, что они еще долгое время будут служить темой серьезных исторических изысканий. Ведь HCB был не только художником, но и летописцем — в каждом, даже самом бытовом из его снимков чувствуется дыхание истории.
Визиты в Советский Союз в 1954/1955 и 1972/1973 годах.
[326x500]
В Третьяковской галерее, Москва, 1954
Искусство останавливать мгновение к HCB пришло не сразу. Все изменилось только в 1930-м, когда в руки 22-летнего студента попала «лейка» — только что изобретенный переносной фотоаппарат. В отличие от прежних громоздких ящиков с треногой он не требовал статичной съемки и долгой экспозиции. Теперь фотография не приукрашивала жизнь, а воспринимала ее такой, как она есть.
[показать]
Пешеходный переход, Москва, 1954
[показать]
Шляпка (сценка в магазине), Москва, 1954
Картье-Брессону это нравилось. До конца жизни он презирал технические новшества, пользовался только черно-белой пленкой и выше всего ставил быстроту реакции. «Снимать, — писал он, — значит определить сразу и в доли секунды точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют событие. Это не просто работа, это способ жить».
[показать]
Цирк, Москва, 1954
[показать]
Цирк, Москва, 1954
В послевоенные годы Картье-Брессон объездил с фотоаппаратом в руках 46 стран пяти континентов. Не раз он ловил в объектив исторические события — сделал последние фото Махатмы Ганди, снимал Гражданскую войну в Китае и Кубинскую революцию. В 1954 году, после смерти Сталина, он приехал в Советский Союз, еще остававшийся закрытым.
[показать]
ВДНХ, Москва, 1954
[показать]
В столовой для строителей, Отель "Метрополь", Москва, 1954
Его фото, показанные на выставках в Париже и Нью-Йорке и в альбоме «Москвичи», сыграли большую роль в перемене отношения к нашей стране. Они показали Западу обычных людей, быть может, бедно одетых, подозрительных, озабоченных проблемами, но обычных.
[показать]
Сборочная линия автозавода ЗиС, Москва, 1954
[показать]
Отдыхающие в Серебряном бору, Москва, 1954
[показать]
Церковь в Сокольниках, Москва, 1954
[показать]
Парк в Сокольниках, Москва, 1954
[показать]
ГУМ, Первый велосипед, Москва, 1954
[показать]
ЦПКиО им. Горького, Москва, 1954
В 1972 году он вернулся в СССР — мастер имел привычку сравнивать одну и ту же страну спустя десятилетия.
[показать]
У прилавка магазина на Арбате, Москва, 1972
[показать]
В преддверии встречи 1-го мая, Ленинград, 1973
[показать]
Пляж у Петропавловской крепости, Ленинград, 1973
[показать]
Празднование Дня Победы 9 мая, Ленинград, 1973
[показать]
Новый микрорайон в Тушино, Москва, 1972
Снимки из этих двух поездок были отобраны самим мастером в его архиве и показаны на Бьеннале в Москве. Видя эти давние фото, мы узнавали много нового о себе самих. Хотя бы потому, что Картье-Брессон не поддался модному у советских фотографов стремлению снимать толпу, массу, коллектив.
[показать]
Утро на Красной Площади, Москва, 1954
[показать]
Читальный зал Государственной библиотеки им. Ленина, Москва, 1954
[показать]
О моде, Москва, 1954
Особенно выразительны портреты, для создания которых он использовал маленький секрет: нацеливал объектив на шею человека, стараясь проникнуть в зазор между рубашкой и кожей.
[показать]
Садовое кольцо, Москва, 1954
[показать]
В Третьяковской галерее, Москва, 1954
На его фото, даже если там много людей, каждый из них представляет собой личность.
[показать]
Зрители на трибунах стадиона "Динамо" во время спортивного праздника, Москва, 1954
[показать]
Делегация спортсменок Украины, стадион "Динамо", Москва, 1954
[показать]
В метро, Москва, 1954
[показать]
Сценка у витрины магазина, Москва, 1954
[показать]
Церковь в Сокольниках, Москва, 1954
Он всегда избегал того, что сегодня зовется «гламуром», — украшательства жизни в стиле общества потребления. Увидеть красоту в обыденном и показать ее всем — таков был принцип Картье-Брессона.
[показать]
Парад гимнастов, стадион "Динамо", Москва, 1954
[показать]
В Третьяковской галереи, Москва, 1954
[показать]
Колонна спортсменов Московской Федерации бокса, стадион "Динамо", Москва, 1954
Картье работал «Лейкой» с объективом «Тессар 3,5/50». Для портретной съемки он использовал в той же «Лейке» объектив с фокусом. В его карманах всегда был большой запас кассет с пленкой и на съемках они быстро расходовались. Лаборанты со всех кадров делали отпечатки размером 9X12 см и маэстро подолгу перебирал несколько десятков отпечатков прошедшей съемки, оставляя лишь 5 – 6 достойных, по его мнению. После чего отобранные кадры вновь отпечатывались в большем размере и делался окончательный выбор работ.
[показать]
Казанский вокзал, Москва, 1954
То, что на выставках Картье производило на зрителя впечатления несколько случайного, легко отснятого материала, на самом деле было результатом напряженного отбора, как в процессе съемки, так и при печати. Сочетание огромного дарования и трудоспособности и создавали шедевры фотоискусства.
[показать]
Улица Горького, Москва, 1954
Самую суть своего мировоззрения Картье высказал в ином интервью: Брессон всегда хотел смешаться с толпой, «быть бабочкой, свободно летающей среди министров, президентов, мошенников, блудниц». И вообще, конечно же, каждое высказывание такого великого фотографа авторитетно, но еще авторитетнее его незабываемое творчество.
[показать]
Красная Площадь, Москва, 1954
Одним из наиболее замечательных фактов в биографии Картье-Брессона является то, что в начале семидесятых он перестал заниматься фотографией, дожив при этом до 2003 года и скончавшись в девяносто пять лет во вполне вменяемом состоянии. Сам он следующим образом объяснял свой отказ: «Я перестал фотографировать. Я теперь только рисую. Несколько лет тому назад один мой друг сказал мне: „Ты все сказал, что должен был сказать; теперь время остановиться“. Я думал об этом и понял, что он прав. Так что я остановился… Никто не верит мне, когда я говорю, что я больше не хочу фотографировать, что я не хочу быть фотографом. Фотография — это — пафф — как выстрел и как азартная игра… Рисунок же совершенно другое; даже небольшое размышление при рисовании дает полное изменение первоначального образа. Люди же не имеют ни малейшего представления о живописи… Сегодня все имеют камеру; каждый мнит себя фотографом. Иллюстрированные журналы полны их работ. Я никогда не смотрю в иллюстрированные журналы. Вы должны смотреть только на окружающее; это единственное, что важно».
[показать]
Портрет Анри Картье-Брессона с "Лейкой" в руках - I
[показать]
Портрет Анри Картье-Брессона с "Лейкой" в руках - II
All photogrpahs © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos