Нет такого мужчины, который хотя бы раз в жизни не играл в боулинг.
Пусть не увлекся, а именно попробовал совершить на дорожке личный подвиг — это ли не предел мечтаний хорошего активного отдыха? Киевляне, полагаю, ответят на этот вопрос более чем утвердительно.
А бизнесмены, не раздумывая, возьмутся за дело — вкладывать в боулинг сегодня очень выгодно.
Ставка на кегли
Первое, что может охладить пыл бизнесмена, который выбрал именно этот бизнес — расходы на открытие. По приблизительным подсчетам, в будущий клуб придется вложить от 300 тысяч до 3 миллионов долларов. Но не спешите обреченно вздыхать — специалисты говорят, что при удачном стечении обстоятельств и грамотном менеджменте эти деньги можно "отбить" за год. Почему? Потому что цена аренды одной дорожки в Киеве весьма невелика, и даже самые нерасточительные граждане время от времени могут позволить себе удовольствие поиграть в боулинг.
Впрочем, лет двадцать назад этот бизнес был более чем прибыльным, ведь в стране действовало несколько залов, прибыль которых, естественно, исчислялась огромными суммами.
Сегодня стабильно развивается не только мода на клубы боулинга, но и на частные залы, в которых проводят время хозяин и его гости. Самое важное в этом бизнесе, как говорит аналитик Максим Макаренко, это правильно выбранное место.
Ведь именно местоположение обеспечивает половину коммерческого успеха: если раньше люди готовы были ехать хоть на другой конец города, то сейчас большинство предпочитают отдыхать поближе к дому. "Не секрет, что найти подходящую площадь для боулинга гораздо сложнее, чем, скажем, для супермаркета или дискотеки, — из-за жестких стандартов к габаритным размерам дорожек. Так, для клуба на 10 дорожек необходимо 1,5 тысячи квадратных метров — без колонн и других перемычек. А подходящие помещения в хороших местах давно разобраны. Именно поэтому покупка действующего боулинг-клуба — чуть ли не единственное решение проблемы поиска подходящего помещения", — рассказал господин Макаренко. По его словам, найти подходящую площадь и арендовать ее обойдется неоправданно дорого для бизнесмена. Кроме того, в случае, если вдруг придется съезжать с занимаемой площади, клуб теряет "узнаваемость".
С этим утверждением не согласна Ирина Полищук, владелица боулингклуба в одном из областных центров. По ее словам, приобретаемый бизнес вовсе не обязательно размещать на собственной площади, однако это значительно увеличивает объем инвестиций. "Аренда нужной площади в крупных торговых центрах сегодня повсеместно применяется профессиональными операторами боулинга, ведь крупные современные торговые комплексы предназначены, в том числе, и для проведения семейного досуга. Не секрет, что боулинг прекрасно соседствует и при отеле, гостинице или казино. Это всегда обеспечивает присутствие клиентов и без дополнительной рекламы", — рассказала госпожа Полищук. По ее словам, динамика развития боулинга напрямую связана с ростом благосостояния населения, ведь основным потребителем подобных развлечений является средний класс. Учитывая, что доходы украинцев растут достаточно активными темпами (если верить Госкомстату), то боулингу можно предсказать самое блестящее будущее. И сколько денег зарабатывает на нем бизнесмен, посчитать нетрудно.
В среднем час аренды дорожки стоит от 45 гривен в рабочее дневное время и до 140 гривен в выходные. Однако не спешите радоваться — в этих цифрах есть и затраты на обслуживание клуба.
Оснащаем
Количество дорожек определяет возможность проведения серьезных турниров. Специалисты рассказывают, что на обслуживание 2–4–6 дорожек требуется примерно одинаковое количество персонала. Что касается специальных систем управления боулинг-центром, то они обычно устанавливаются в клубах, где более чем шесть дорожек. Маленький секрет: четное число дорожек обходится дешевле, поскольку многие элементы оборудования обслуживают одновременно пару дорожек.
Для того чтобы оправдывать затраты и приносить прибыль, боулинг должен иметь не менее 10 дорожек.
Чем больше количество дорожек, тем меньше удельные затраты на каждую, по мнению экспертов.
Загрузка дорожек — это один из важнейших показателей доходности боулинг-центра. Он определяется как среднее количество часов загрузки дорожки в день, поскольку идеальной является ситуация, когда дорожки приносят доход не только вечером, но и днем. И обязательно сравните свои планируемые показатели с показателями других подобных заведений города. Особенности помещения Боулинг-клуб должен быть оснащен специальным оборудованием, которое делится на капитальное и некапитальное. Капитальное требует самого пристального внимания, ведь именно его механизмы составляют основу бизнеса. В капитальное оборудование входят станки для расстановки кеглей, дорожка, система возврата шаров и система подсчета очков.
Качество оборудования непосредственно влияет на объем вложений, цену эксплуатации, имидж клуба, а также на срок службы оборудования. Также существует специально разработанная мебель, компьютеризированные системы управления боулинг-центрами, элементы интерьера для этих заведений (ковры и напольные покрытия, маскировочные панели и т. п.).
Главная деталь оборудования — пинспоттер — механизм для сбора и расстановки сбитых кеглей. В его конструкции более трех тысяч различных деталей, и поэтому важнейшее требование к ней — надежность и долговечность. Комплект американского оборудования обойдется владельцу клуба в $38–40 тыс. В СНГ отдают предпочтение оборудованию производства США, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с китайским.
Старайтесь не ограничиваться только залом для игры. Кроме него, позаботьтесь о работе дополнительных служб — pro-shop (профессиональный бутик по продаже акссесуаров для боулинга), VIP, детская комната, конференц-зал.
Теперь о персонале.
В среднем сотрудники киевских боулингклубов получают $350–500 за смену (15 дней в месяц). Специалистам, у которых уже есть опыт "поднятия" бизнеса, придется платить больше, но, поверьте, это оправданные затраты.
Помните, что полноценный боулинг-клуб — это не только несколько дорожек, набор шаров и тапочек, но и целая инфраструктура для отдыха, где посетитель может провести весь вечер.
Раскрутка Как мы уже отмечали, идеальный вариант для продвижения своего бизнеса в массы — правильно выбранное для него место. Идеальный пример удачного расположения — клуб, открывшийся, к примеру, недалеко от метро или вокзала, в хорошем торговом центре.
Проезжая или проходя мимо, его просто невозможно не заметить. Вопрос "раскрутки" клуба — второй по сложности после вопроса о помещении. И, как везде, хозяева бизнеса вынуждены прибегнуть к рекламе. Какой? Об этом и поговорим. Ирина Полищук утверждает, что большинство владельцев клубов стараются направить свою рекламу на основных клиентов — жителей окрестных районов. "Самая эффективная реклама — на местах. Симпатичные и в "правильном" месте расположенные борды как нельзя лучше привлекут внимание, а рассказы друзей о том, как хорошо проведено было время в конкретном заведении, также будут эффективными. Можно также заказать "перетяжки" над дорогами в городе — желательно недалеко от собственно месторасположения клуба", — советует Максим Макаренко.
Для того чтобы повысить стоимость заведения, увеличить приток клиентов и денежные поступления, можно сделать один простой, но очень результативный ход — открыть собственный сайт (если такового еще не существует). Собственный вeб-ресурс, таким образом, позволит увеличить число частных лиц и корпоративных клиентов, пользующихся услугами фирмы на абонементной основе, позволит установить партнерские отношения с корпоративными и VIP-клиентами. Это также более эффективная загрузка боулинг-клуба и снижение расходов на рекламу.
На сайте постарайтесь разместить как можно больше справочной информации: история боулинга, правила игры. Можете также организовать предварительный заказ времени и дорожек через Интернет.
Специалисты также рекомендуют хорошо продумать способы привлечения и удержания постоянных клиентов. Для них надо предусмотреть абонементы. Кроме того, можно внедрить проведение местных турниров. Соревнования привлекают дополнительный поток профессиональных игроков, которые являют собой постоянную и преданную аудиторию боулинг-клуба. Для создания и развития собственной клиентской базы (корпоративных клиентов, спортивных команд) владельцу заведения обязательно следует устраивать не реже раза в месяц разные турниры и соревнования. Нужно отметить, что наличие достаточного количества постоянных посетителей (нематериальный актив) на момент продажи заведения способно увеличить стоимость боулинг-клуба не менее чем на 25%.
И, следовательно, Ваши доходы и удовлетворенность клиентов. Что и требуется в конечном результате.
Постовой:
Необычное
проведение корпоративных праздников для обычных людей.
Недорогой
кайман и культиватор.
Более качественные
аналоги виагры и более дешевые.