Сейчас Оззи Осборн является одним из величайших исполнителей в мире рок-музыки, преобретшим культовый статус среди поклонников хэви-метала, популярным как во время своего участия в группе Black Sabbath, так и своего сольного творчества. Но каков же был его творческий путь к славе, что неприятного и радостного выпадало на долю музыканта, одним из верных спутников которого (кроме Шэрон Осборн) была удача?
Свою музыкальную карьеру Джон Майкл Осборн начал в конце 60-х годов, когда вместе с Тони Айомми, Джизером Батлером и Биллом Уордом основал группу "Black Sabbath". В ее рядах он и получил прозвище Оззи. Мрачное тяжелое звучание быстро вывело команду в лидеры хард-рока, а такие альбомы как "Paranoid" и "Master of reality" стали классикой жанра. После пластинки 1978 года "Never say day" Оззи был изгнан из "Black Sabbath" и занялся сольной карьерой. С помощью своей жены Шарон (являвшейся одновременно его менеджером) Осборн собрал новую команду, куда вошли виртуоз-гитарист Рэнди Роадс, басист Боб Дэйсли и барабанщик Ли Керслейк.
Дебютный альбом, "Blizzard of Oz", имел те же самые ингредиенты, что и "Black Sabbath": оккультные тексты и громкие тяжелые гитары. Сопровождаемый хит-синглами "Crazy train" и "Mr. Crowley", диск поднялся до седьмого места в британских чартах (в США - №21). Перед записью второго альбома Керслейка и Дэйсли сменили Томми Элдридж и Руди Сарзо.
"Diary of a madman" с наркотической одой "Flying high again" взобрался на 16-ю строчку "Billboard". Благодаря сопутствующему полномасштабному туру продажи альбома неуклонно росли, в то время как тиражи пластинок "Black Sabbath" стали снижаться. Осборну ничего не стоило привлечь внимание аудитории, правда, при этом не обходилось без скандалов. Так, на одном из концертов кто-то из толпы (вообще, после знаменитого откусывания Оззи голов голубям подобные случаи происходили более чем часто) бросил на сцену летучую мышь, и Оззи откусил ей голову, приняв ее за муляж. Шоу отменили, а Осборна увезли ставить прививку от бешенства. Вскоре после этого случая погиб Рэнди Роадс, и Оззи из-за утраты друга впал в депрессию.
Вместо материала, записанного с Роадсом, на альбом "Speak of the devil" попали концертные номера с сэббэтовской классикой, записанные с гитаристом Брэдом Джиллисом. В то время как диск "Bark at the moon" (на нем играл гитарист Джейк Ли) встретил восторженные отклики в прессе, следующее творение Оззи, "Ultimate sin", критики единодушно разнесли в пух и прах, пусть на нём и присутстовало два достаточно сильных хита - "The Ultimate Sin" и "Shot In The Dark".
На этом неприятности для Осборна не закончились, и в том же 1986-м он был обвинен в подстрекании к самоубийствам, якобы содержавшемся в его песне "Suicide solution". И хотя инцидент впоследствии был благополучно исчерпан, Оззи в очередной раз подтвердил свою репутацию "Великого и Ужасного". В 1987 году в команде Осборна появился новый гитарист, Зак Уайлд, с которым был записан один из сильнейших альбомов "No rest for the wicked". Однако в начале 90-х годов Оззи начал сильно уставать от концертов. Так, после выпуска блестящего "No More Tears" Оззи открывает тур под названием "No More Tours", по заключению которого он предполагал навсегда покинуть сцену. Ему хотелось больше побыть с семьей, и Осборн начал подумывать о завершении карьеры.
Но уход на покой не состоялся и в 1995-м вышел новый альбом "Ozzmosis", после чего Оззи организовал знаменитый фестиваль "Ozzfest". В 1998-м Осборн воссоединился с "Black Sabbath", и поэтому его новая сольная работа появилась только в 2001 году. Примерно в это же время по инициативе MTV было затеяно грандиозное шоу "The Osbornes", принесшее Осборнам миллионы долларов и давшее возможность миллионам телезрителей приобщиться к "домашней жизни" звездной семейки. Однако, многие поклонники были недовольны как самим сериалом, так и образом Оззи, передавемым в нём, самого же Осборна обвинили в коммерциализации и попрании рок-идеалов.
Увы, не совсем удачны были и последующие диски Осборна - сборник композиций любимых исполнителей Оззи ("under Cover", 2005 г.), исполненных им самим, и вышедший только в 2007 г. "Black Rain", на которм группа обрела новое, несколько близкое к ню-металлическому, звучание.
Но не выход нового альбоиа был столь сильно ожидаем российскими поклонниками Озии - впервые за 18 лет Великий и Ужасный обявил о своём приезде в Россию. Долгожанный концерт прошёл 25 мая в Москве в Олимпийском (а позже, 27 мая в Санкт-Петербурге в Ледовом Дворце), вызвав достаточно неоднозначные мнения. С одной стороны, команда Оззи, за исключением Закка Уайлда, была несколько слабее предыдущих составов, звук был настроен плохо, да и сам концерт продолжался вовсе не так долго - только лишь полтора ячаса с небольшим.
Но было и одно, что перечеркнуло практически всё неприятные моменты, сколь бы ни велики они были - сам Оззи, растеряв свой мощный голос в продолжительных турне, сохранил былой драйв и напор, умение поддерживать контакт с публикой и качества прекрасного фронтмена, которым он остаётся и по сей день.
При написании сообщения были использованы материалы:
А пока позвольте ознакомить Вас с, на мой взгляд, с входящими в число лучших композициями Великого и Ужасного: концертной версией знаменитой "Paranoid" Black Sabbath, балладной Mama "I'm Coming Home" и драйвовой "The Ultimate Sin" , а также, наверное наиболее любимой мною "Mr. Crowley", расположенную в разделе аудиозаписей.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |