[462x699]
Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского.
Пятницкая церковь в Чернигове – уникальное произведение мастеров последнего периода древнерусской архитектуры. Церковь была построена в конце ХІІ – в начале ХІІІ в.в. на Черниговском предградье рядом с торжищем и названа в честь святой Параскевы – Пятницы, покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.
Современный вид церкви – реконструкция ее в древних формах. В плане почти квадратное четирехстолпное крестовокупольное сооружение. Главная особенность архитектуры храма – оригинальное решение перехода от прямоугольной основы к барабану при помощи трехступенчатых арок – закомар. Эффект движения достигается также и с помощью вертикального членения фасадов, многопрофильными пилястрами, тонкими полуколоннами и широкими лопатками по углам. Окна и арки имеют стрельчатую форму.
Значительное внимание уделено украшению внешнего объема храма. Фасады его украшены горизонтальными полосами меандра, сетчатым орнаментом. Барабан украшает аркатурный пояс с полосою поребрика. Праздничность храму придавали яркие фресковые орнаменты в нишах, в оформлении окон и порталов.
Интересная техника кладки стен Пятницкой церкви – это древнеримская техника строительства “в ящик”. Этой экономичной техникой снаружи и внутри стен идут целые ряди кирпича – плинфы, а промежутки между ее рядами заполнены цемянобетоном.
Динамизм и выразительность присущи как внешнему, так и внутреннему виду храма. Ступенчатым сводам соответствуют внешние арки – закомары. Ступеньки на хоры встроены в толщу западной стены. На уровне хор устроены узкие галереи, которые связаны окнами-бойницами южной стены и северной.
Пятницкая церковь является самым высоким достижением последнего этапа развития древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Пятницкая церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась. Впервые была разрушена в 1239 г. во время татаро-монгольского нашествия. Перестраивалась в 1670 г. В 1690 г. на западном и восточном фасадах были надстроены барокковые фронтоны, а купол был сделан многоярусным. Координальные изменения произошли в ХVІІІ в. (после пожара 1750 г.) и в ХІХ в., когда к храму были пристроены боковые пределы, а в 1818-20 гг. по проекту архитектора А.Карташевского к западному фасаду была пристроена ротонда-колокольня. Церковь стала семикупольной. Разрушена была в период ІІ мировой войны.
В 1943-1962 гг. были проведены реставрационные работы по проекту известного реставратора П.Барановского. При этом не были восстановлены боковые притворы, пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а ротонда-колокольня была разобрана.
Церковь находится в сквере рядом с центральной площадью города, играя роль архитектурного акцента в застройке города.
Источник фото:
http://community.livejournal.com/monastyri_mira/92587.html
Источник текста:
http://naiz2.at.ua/index/0-25
Место на карте