Христианство начало распространяться на Смоленщине вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись «в лето 6498 (990-й год от Рождества Христова) иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли».Первым городом княжества, принявшим крещение стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) Смоленск становится столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сначала сыну Ярослава — Вячеславу, а потом внуку, Владимиру Мономаху. Мономах построил в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 году после победы над половцами освятил его и поставил в нем чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, которая хранилась в Смоленске с некоторыми перерывами до начала 40-х годов нашего века. Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158). Замечательно, что Ростислав Мстиславич, усердный ходатай о даровании Смоленску самостоятельного епископа, получил название Набожного. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. Первым епископом Смоленским был Игнатий.
В 1145 году Ростислав Мстиславич заложил церковь каменную, а затем устроил монастырь на Смядыни, на месте, где было обретено тело святого Глеба. Несколько позже он устроил четыре церкви каменные во имя свв. Бориса и Глеба, во имя святых апостолов Петра и Павла (сохранилась до наших дней), во имя пророка Илии, во имя свв. бессребреников Косьмы и Дамиана. По примеру св. Владимира князь Ростислав давал десятину от своих доходов на содержание церкви и священников. Волею князя Ростислава было предоставлено в ведение пастырей церкви наблюдение за верностью торговых мер и весов. Благоверный святой Смоленский князь Ростислав Мстиславич причислин к лику святых. Празднование памяти 14 (27) марта. С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Заповедь самоотвержения, преподанную Божественным Учителем, христианские подвижники осуществляли разными путями. Преподобный Андрей Смоленский показал своею жизнью, каким образом, не оставляя мира, можно достигнуть этой цели. Андрей происходил из рода князей Смоленских, потомков Ростислава Мстиславича. Жил он во второй половине XIV века, перед взятием Смоленска Витовтом. Решив изменить свою жизнь, он роздал имение, и никому не говоря о своем намерении, тайно, ночью, «изменив княжеские одежды на рубища, вышел из города, яко один из сирот». Много видел он городов, наконец, остановился в Переяславле Залесском. Здесь у церкви Николая Чудотворца, при вратах города, избрал он самую смиренную должность — пономаря церковного. Непрестанно молился, беседовал с другими только в случае необходимости, а для большего изнурения плоти носил вериги. В таких подвигах прожил он на одном месте 30 лет. И никто не знал, кто он и откуда. Только после смерти святого в руке его нашли хартию, которая удостоверяла его княжеское происхождение. Уцелели и золотая цепь с гривною, и золотой перстень. Все эти знаки княжеского достоинства были взяты впоследствии Иоанном Грозным. В 1546 году архимандритом Переяславльским Даниилом освидетельствованы и открыты были мощи праведника. Обретение мощей 27 октября (9 ноября). В 1675 году Смоленским епископом стал Симеон IV (Милюков), сын купца Милюкова из Тамбовской губернии. До прибытия в Смоленск он был архимандритом Московского Спасо-Андроникова монастыря. По его предложению, одобренному царем Алексеем Михайловичем, в 1677 году на месте разрушенной мономаховой церкви началось строительство нового Успенского собора. За успешную работу по закладке собора новый царь Федор Алексеевич в 1679 году возвел Симеона в сан митрополита. В 1681 году по благословению Патриарха и Собора этот сан был закреплен за ним и его преемниками. Умер Симеон IV в 1699 году. На рубеже XIX—XX веков православные верующие составляли 96,6 процентов населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10 церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах, Духовной семинарии и Епархиальном женском училище. Кроме Смоленска, духовные училища действовали в уездных городах Вязьме, Белом, Сычевке и др.
Источник: http://www.kinovia.ru
Фото: http://www.fomchenkov.ru