В последнее воскресенье перед праздником Пасхи (шестое воскресенье Великого поста), православные христиане празднуют торжественный Вход Господень в Иерусалим. Это один из 12 главных праздников Православной Церкви. В 2012 году он отмечается 08 апреля.
Праздник Входа Господня в Иерусалим связан с радостной и почтительной встречей Иисуса Христа иерусалимским народом.
В последние дни земной жизни Господа, перед крестными страданиями, Христос последний раз явил Свою славу, как обещанный пророками Мессия и Спаситель мира, как Царь Неба и земли. Въезд Иисуса символизировал не победу земного царя, а победу жизни над грехом и смертью.
Незадолго перед этим торжественным прославлением Иисус воскресил праведного Лазаря, который уже четыре дня, как был мертв. Это одно из величайших чудес Христа, и многие тогда по-настоящему уверовали в Него. Воскрешение праведного Лазаря чтится Православной Церковью в субботу перед Вербным воскресением.
После этого Спаситель благоволил идти в Иерусалим. Об этом нам повествуют все четыре евангелиста. У евангелиста Иоанна говорится: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12, 12 – 15). Многие простилали по дороге свои верхние одежды, срезали пальмовые ветви, держали их в руках, приветствуя Иисуса, или подстилали их Ему под ноги. Все люди, и даже маленькие дети славили своего Спасителя, кроме первосвященников и книжников, которые укоряли за это Господа и омрачали торжество.
Подойдя к храму, Иисус Христос зашел в него для проповеди Своего учения, и, как и в начале своего служения, выгнал из дома Божьего всех торговцев и меновщиков: «Дом Мой есть дом молитвы; вы же сделали его вертепом разбойников!».
Видя радость народа и своих учеников, Иисус оставался кроток и смирен, в душе же Господа была скорбь. Он знал, что дорога эта, усеянная пальмовыми ветвями и цветами, ведет к Кресту и Голгофе. И народ, сейчас столь радушно принимающий Его, совсем скоро неистово возопиет: «Распни Его! Распни!». Это торжество прославления Спасителя перед Его страданиями и смертью на Кресте показывают, что Христос шел на это добровольно, желая спасти нас от вечной тьмы и рабства греха.
Так закончил Свое трехлетнее служение Христос, и подошло время великого и спасительного Таинства – страстей Христовых, Его смерти и погребения ради будущего светлого Воскресения и победы над дьяволом.
Праздник Входа Господня в Иерусалим отделяет дни Четыредесятницы от Страстной недели и предвозвещает главный праздник Православной Церкви, Торжество торжеств – Пасху. И пускай вместе со Своим торжественным Входом в Святой город, Христос войдет и в наши сердца.
Ива и верба в наших широтах заменяют пальмовые ветви Иерусалима, потому праздник Входа Господень в Иерусалим и называется Вербным Воскресеньем.
С этого дня Иисус вступил на путь крестных страданий – с Вербного воскресенья начинается Страстная неделя. Она продлится до светлого праздника Пасхи.
В наши дни в этот праздник почитают все верующие, они освящают в церквях веточки вербы святой водой. Благочестивая традиция освящения совершается на Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой.
Приготовление вербных веток в прежние времена было особым обрядом.
Накануне Вербного Воскресенья люди отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек.
А еще особой приметой считались вербные базары. На них люди покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение – бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
Общераспространенным в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек легкими ударами вербы, приговаривая:
«Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».
Стоит отметить, что вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю.
Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
Издавна было принято хранить освященную вербу дома, в углу за иконами весь год.
Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Верба также имеет силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады.
Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник – верили, что это спасет дом от попадания молнии.