• Авторизация


написание иконы 16-07-2012 08:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ДЖУЛИЯ-ИЮЛИЯ Оригинальное сообщение

ТЕХНИКА написания ИКОНЫ

ВЗЯЛА здесь - http://www.pravmir.ru/kak-pishetsya-ikona/
Предлагаю познакомиться с
технологией написания иконы.



Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить — залевкасить, т.е.
нанести специально приготовленный грунт — левкас. Делается он из мела и клея. В
России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это
такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей). Туткало выглядит
как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое
время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с
предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего
скрепления с паволокой, паволока — ткань клеящаяся на поверхность доски).







Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются
прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.





После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит
левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в
которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но
не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят
его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда
грунт станет теплым, можно начинать процесс.





Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с
обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса,
доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой
поверхности, чтобы можно было писать.





На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась
новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок
переносится на доску.





Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья —
тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при
письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не
виден рисунок).





Следующий этап — подготовка необходимых участков под позолоту. В данном
случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая
- повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился
левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.
Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет
(еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через
12 часов) клеится сусальное золото.








Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего
8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с
длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется
отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к
которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится
буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.

[показать] Следующий этап — подготовка эмульсии и красок. В иконописи используются как натуральные, природные пигменты, так и темпера, которая продается в художественных салонах. Я пользуюсь и теми, и другими. Натуральные покупаю у геологов, работать с ними сложнее, но они дают иконе неповторимое свечение. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво, в пропорциях 1 желток — полскорлупы пива.








Далее на матовом стекле курантом перетираются все пигменты. Стекло и курант я делаю сам. Стекло просто шкурится грубой наждачкой, а курант я делаю из маленького обрезка черенка лопаты, приклеенного суперклеем к предварительно обточенному бруску мрамора. На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночку из-под фотопленки.




Когда все необходимые работы по подготовке доски к письму закончены, можно приступать непосредственно к написанию иконы. Начинать нужно с молитвы. Затем уже брать в руки кисть. Вот как выглядит раскрытая икона:




Первый этап — роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек (под некоторые цвета предварительно наносится цвет — подлоджка).  Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д.).





Затем прописывается все остальное — горки, конь, змей и т.д.




Когда все написано, можно приступать к написанию личного — ликов, рук, ног. Теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона почти готова.





Последний этап — покрытие иконы защитным слоем. В старину и сейчас многие используют олифу, но от нее икона приобретает желтовато-коричневый оттенок, к тому же олифа может лечь пятнами. Поэтому некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда он впитается, убираются излишки и икона фикается (название от характерного звука «фик»), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, ну и создается матовый оттенок.





Икона готова, можно освящать — размер иконы 24 х 34 см.





Серия сообщений "Иконопись":

Часть 1 - ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ИКОНЫ
Часть 2 - Православные иконы с молитвами
...
Часть 8 - Приготовление эмульсии для темперы
Часть 9 - АНИМИРОВАННЫЕ ИКОНЫ В ЗОЛОТОЙ ОПРАВЕ
Часть 10 - ТЕХНИКА написания ИКОНЫ
Часть 11 - Владимирская икона Божией Матери - главная святыня России
Часть 12 - ДРАГОЦЕННЫЙ ОКЛАД ИКОНЫ
...
Часть 23 - ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ - опыт работы Татьяны из Золотошвейной мастерской «Убрус»
Часть 24 - Какой талант и сила духа ! Утеевский иконописец Григорий Журавлев. Пост посвящается инвалидам-колясочникам!)
Часть 25 - ДИОНИСИЙ...


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник написание иконы | Ирина_Шаповалова_А - Дневник Ирина_Шаповалова_А | Лента друзей Ирина_Шаповалова_А / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»