Справа на гравюре изображен японский бог счастья и удачи Эбису, он также считается покровителем рыбаков, моряков, купцов и кухарок. Эбису также заботится о здоровье маленьких детей, японцы неофициально называют его Эбису-сан. Он единственный из семи богов, кто имеет японское происхождение. Первенец Идзанаги и Идзанами, Эбису родился без костей из-за неполного соблюдения свадебного ритуала матерью. При рождении его назвали Хирако, что в переводе с японского значит головастик. Перед своим трехлетие Хирако был унесен в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий по волнам выбросило на берег Хоккайдо, где он был подобран айном Эбису Сабуро. Преодолевая многие трудности Хирако вырастил себе ноги и руки и в три года превратился в бога Эбису. Он немного глуховат, но жизнерадостен и доброжелателен, поэтому его часто называют смеющимся богом. Обычно изображается в высокой шляпе с удочкой в руках и большой рыбой тай (морской лещ). Иногда Эбису изображался со сложенным веером, похожим на веер императора, с помощью которого тот принимал или отклонял просьбы подчиненных. Эбису был также покровителем различных ремесел, поэтому резчики нэцкэ порой изображали его мастером определенной профессии. Он издавна покровительствовал рыбакам, а потому стал символом и божеством удачи, столь необходимой для людей этой профессии. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей. Моряки полагаются на его помощь в плавании. Купцы — на удачу в торговле. Домохозяйки не могут обойтись без помощи Эбису на кухне. Более подробно об этом и других японских богах можно прочитать здесь -
Корабль сокровищ и Семь богов удачи. Эта гравюра создана в 1952 году японским художником
Полем Жаколе. Художник изобрзил его с удочкой в руке, держащим под мышкой морского леща - символ удачи. Поль Жаколе является этническим французом, но с 11 лет жил в Японии, в своих работах он выразил дух Страны восходящего солнца, мне они чем-то напоминают картины другого француза - Поля Гогена. Художник был геем и принадлежал к направлению
Shin Hanga. Это движение в японском искусстве можно перевести как "новая графика" и охватывает период 1915 - 1962 годов. Направление Шин Ханга соединило элементы позаимствованные с Запада и технические приемы японской гравюры, что привело к реннесансу традиционного искусства укиё-э (Ukiyo-e). Другой ведущий художник этого стиля -
Кавасэ Хасуи (1883 - 1957), его ставят в один ряд с Хокусаем и Хиросигэ, они составляют тройку крупнейших японских живописцев. Под катом выкладываю работы Хасуи Кавасэ и Поля Жаколе из частных собраний Японии.