Обратите внимание, под доспех было принято одевать кольчугу, что и видно из иллюстрации.
Изделия итальянских мастеров, в отличие от немецких можно было часто увидеть не только на кавалеристах. Более того, миланская кираса без юбки стала практически стандартом для пеших войнов того времени.
Миланский доспех легко опознать по характерной скругленности силуэта и некоторой “пузатости”.
[показать]Классический комплект таких доспехов комплектовался гранд-бацинетом или барбютом.
Миланский доспех немного менее прочен, нежели готический, ввиду отсутствия гофрирования и рифления. В то же время миланский доспех несколько менее свободен. Часто левый наплечник был выполнен одной цельной деталью и, более того, прикреплен к кирасе намертво (руке со щитом не требуется большая подвижность).
В отличие от готических пластинчатых саббатонов, миланские саббатоны кольчатые.
Миланский доспех конструктивно проще и дешевле в изготовлении, поэтому детали миланского доспеха преобладают среди найденных.
Гринвичский доспех
“А как же Англия?” - спросите вы. И будете правы ровно наполовину. Чисто исторически, отдельного “английского” типа доспехов не существует. Гринвичский доспех - это продукция так называемых “Королевских “Германских” Арсеналов”. Это группа мастерских, основанных понятно где Генрихом VIII для нужд английского воинства. Из названия предприятия ясно, что доспехи были очень схожи с готическими, но на деле мастера гринвичских мастерских смешивали элементы готического и миланского доспехов. Этот “микс” и принято называть “гринвичским доспехом”.
Анатомически, английский доспех состоял из миланской кирасы и оплечий и готических остальных элементов.
Максимилиановский доспех
[показать]Этот тип доспехов назван в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. По иронии судьбы, этот тип защиты предоставлял максимальную защиту и его появления ознаменовало конец эры латных доспехов. Этот тип доспехов конструктивно сочетает в себе особенности миланского и готического доспеха. От готического доспеха пришло усиление путем гофрирования и рифления, а от миланского - крупный размер отдельных элементов, продиктованный началом распространения огнестрельного оружия. Помимо гофрирования и рифления, создание ребер жесткости выполняли также выгибанием краев пластин.
Максимилиановский доспех выдерживал попадание из пистолетов и аркебуз, не говоря уже об арболетах и луках, но лишился знаменитой гибкости готического доспеха. Латные рукавицы были способны выдержать удар меча, но с распространением колесцовых пистолетов начали применятся перчатки, аналогичные готическим.
Характерной особенностью максимилиановского доспеха были саббатоны с широкими носами, созданные по образу обуви, модной в то время.
Максимилиановский шлем был конструктивно схож с гранд-бацинетом, но имел рифление и дополнительное ребро жесткости в виде невысокого гребня, кроме того он всегда комплектовался забралом - максимилиановский доспех был непригоден для пеших боев.
Максимилиановский доспех не имеет ронделей - их функцию выполняют разросшиеся наплечники.
Эти великолепные доспехи ознаменовали конец эпохи благородного рыцарства. К XVII вопрос о том, “кто сильней?” решался с помощью мушкетов и артиллерии. Годами тренировавшихся профессиональных войнов заменили наспех обученные новобранцы с огнестрельным оружием. Качество уступило место количеству.