• Авторизация


ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ 23-04-2011 18:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

Не прельщайтеся, иудее, навыкните речением пророческим, и уразумейте, яко Той есть воистину Избавитель мира, и всесильный.
Стихира 6-я на «Господи возвах»
воскресной службы 5-го гласа.

 


В канун Пасхи христиане ожидают схождения Благодатного Огня. В 2011 году эта дата приходится на 23 апреля.
На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой величайший праздник Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями Чуда схождения Благодатного Огня.
Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне православного праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.
Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 гг.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.
Приблизительно за сутки до начала православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

После этого происходит процедура проверки Кувуклии (часовни над Гробом Господним) на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати, осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего - патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. И, наконец, третья группа обязательных участников - местные православные арабы. Минут через 20-30 после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы, возгласы и пляски длятся 20-30 минут.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного.

В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляют в одном белом полотняном подризнике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь Огонь.

Hезадолго до появления патриарха перед Кувуклией подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный Огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от него, от его тайной коленопреклоненной молитвы. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают.

Перед схождением Благодатного Огня храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Он раздает Благодатный Огонь, который, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

С сошествием Благодатного огня связано множество чудес, но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Истинного и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были изгнаны не только из Часовни, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, переживая об отлучении от Благодати. Армянская Патриарх молился сутки, однако никакого чуда не произошло. Вдруг с неба ударил луч, как это обычно бывает при восхождении Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули искры и зажглась свеча Православного Патриарха. Он передал единоверцами Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. В это время на анфиладах прилегающих зданий находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев, что происходит, крикнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул с крыши на каменные плиты. Высота - около 10 метров. Он не разбился - плиты под его ногами растаяли как восковые, запечатлев следы от ног.

Воина казнили за отступление от мусульманства. Пытались соскрести следы, однако это не удалось. Они до сих пор видны, как и рассеченная колонна у дверей храма. К концу XIX века останки тела мученика находились в женском монастыре Великой Панагии.

Неоднократно мусульмане, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, пытались помешать восхождению Благодатного Огня. Однажды, например, губернатор Иерусалима приказал заменить фитили лампад медным проводом, надеясь, что лампады не загорятся и чуда не произойдет. Но тогда, когда Огонь сошел, загорелась и медь.

С точки зрения православия Благодатный Огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для церкви Христовой особенно тяжкие времена".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ | Александр_Федянин - Дневник Александра Федянина | Лента друзей Александр_Федянин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»