Теда Бара была первой и самой известной голливудской женщиной-вамп, а ее имя стало синонимом экзотичности. Она была соблазнительной и необычной, сиреной с огромными глазами, "вымогательница" и… вечная “вампирша”.
За четыре года (1915-1919) Теда снялась в 39 фильмах, которые принесли Fox Studios миллионы долларов. Рекламная кампания, проводившаяся студией, вознесла Теду на такие высоты, что когда 1919 год выбил у нее почву из-под ног, она так и не смогла выбраться из ямы, в которой оказалась.
Кинозрители эры, предшествовавшей Первой мировой войне, увидели версию загадочного и таинственного происхождения старлетки, представленную кинокомпанией Fox. Так, сообщалось, что Теда Бара была дочерью итальянского художника и бедуинской принцессы; ее имя – это анаграмма на слово "смерть" (theda - death), а фамилия – если прочитать ее наоборот – означает "араб" (bara - arab). Утверждалось, что Теда родилась посреди пустыни Сахара в тени сфинкса. Мать бросила семью, чтобы искать славы на актерском поприще в Европе, и стала известной актрисой. А Теду воспитывал талантливый отец. Он-то и отправил ее учиться на актрису в Европу. В Париже Теду ждал успех – она играла в самом именитом театре того времени. Большинство зрителей проглотили эту историю, ничего не заподозрив, и агенты Теды продолжили работать над ее имиджем "нильской змеи".
В действительности же Теда Бара родилась в Цинциннати в штате Огайо, и тогда ее звали Теодосия (Феодосия) Гудман. Это случилось 29 июля 1890 года. Эта светловолосая девчушка родилась в семье еврея-портного, ее мать была швейцаркой, а вовсе не бедуинской принцессой. Окончив старшие классы, Теодосия решила последовать за мечтой и стать актрисой. Прежде чем отправиться в путь, она выкрасила волосы в радикальный черный цвет, придумала экзотический макияж и подобрала соответствующий гардероб.
Ее первое появление на сцене состоялось в спектакле "Дьявол", премьера которого прошла 18 августа 1908 года в Нью-Йорке. На сцене она играла до 1914 года, когда во время одного из кастингов познакомилась в Фрэнком Пауэллом, режиссером кинокомпании Уильяма Фокса. Потенциал девушки настолько впечатлил Пауэлла, что он немедленно пригласил ее сниматься в его фильме "Пятно". Пауэлл, довольный способностями юной актрисы, убедил Фокса в необходимости дать ей возможность сыграть главную роль в следующем фильме "Жил-был дурак", и именно эта роль стала для Теды счастливым билетом. В театральных кругах Теда славилась своими амбициями и страстью к спиритизму, однако ее актерскими способностями почему-то никто не восхищался.
Пауэлл и Теда вместе придумали ей новое имя, укоротив "Теодосию". Диковинная фамилия "Бара" была "вырвана" из имени ее швейцарского деда, Франсуа Барангера де Коппе. Еще до выхода "Жил-был дурак" кинокомпания Fox сообщила прессе все необыкновенные “подробности” прошлой жизни своей новой звезды. В конце концов, Фокс платил ей целых 150 долларов в неделю и хотел, чтобы его инвестиции окупились с лихвой!. Так Фокс создал первую в истории "сфабрикованную" звезду экрана.
"Жил-был дурак" стал настоящим успехом. Теда стала звездой, а Фокс получил возможность создать свою знаменитую кинокомпанию Fox. Уильям Фокс не только первым "сфабриковал" свою старлетку, но и ввел в развивающуюся киноиндустрию образ женщины-вамп, которая безжалостно пользуется своими женскими ухищрениями для того, чтобы подчинить себе мужчин и оставить их без гроша. В конце фильма "Жил-был дурак" Теда шепчет: "Поцелуй меня, мой дурачок", и посыпает безжизненное тело своего любовника лепестками роз, словно приказывая ему проснуться от вечного сна.
Почти на всех фотографиях Теда запечатлена со змеями, черепами и магическими хрустальными шарами. Ее воспринимали как прекрасное воплощение зла и называли "самым порочным лицом на земле, одновременно задумчивым, прекрасным и бессердечным".
Далее последовало еще несколько фильмов о женщинах-вамп, но Теда не всегда играла только таких героинь. Порой она играла добродетельных девушек, сбившихся с истинного пути. На пике своей карьеры в 1919 году она снималась в фильмах, производство которых обходилось в 60 тысяч долларов, а сама актриса получала 4 тысячи долларов в неделю. Однако после войны культура поставила крест на теме и образах, которые ранее сама же и превозносила. Популярность фильмов с Тедой начала падать. Кассовые сборы сокращались, она хотела избавиться от своего вампирского клейма, требовала увеличить гонорар до 5 тысяч долларов в неделю. Кинокомпания Fox, вовсе не горя желанием удерживать падающую звезду, разорвала с ней контракт.
Тогда Теда вернулась в театр, но театральные критики не давали ей покоя. В 1921 году она вышла замуж за Чарльза Брабина, и супруги возвратились в Калифорнию, чтобы он мог снимать фильмы, а она – просто спокойно жить.
В середине 1920-х Теда предприняла отчаянную попытку вернуться в мир кино – снялась в двух картинах ("Не смирившаяся" и "Мадам Загадка"), но ни один из этих фильмов не вернул ей былой славы. В 1930-х она участвовала в нескольких театральных постановках и даже написала книгу "О чем никогда не рассказывает женщина", мемуары о своем профессиональном опыте. Книга так и не была опубликована.
Теда скончалась от рака желудка 7 апреля 1955 года в Калифорнийском лютеранском госпитале.
К сожалению большая часть плёнок с фильмами Теды Бары сгорела во время пожара на киностудии Fox Film. Цветом выделены сохранившиеся фильмы.
Год | Название на русском | Название на языке оригинала | Роль |
1926 | Мадам Тайна | Madame Mystery | Мадам Мистеро |
1925 | Непокорённая женщина | The Unchastened Woman | Кэролайн Ноллис |
1919 | Прекрасная русская | La Belle Russe | Флеретт Сактон |
Кэтлин Мавурнин | Kathleen Mavourneen | Кэтлин Кавано | |
Там была женщина | A Woman There Was | Принцесса Зара | |
Когда мужчины желают | When Men Desire | Мари Лор | |
Свет | The Light | Бланшетт Дюмон | |
Тяга тщеславия | The Lure of Ambition | Ольга Долан | |
Песнь сирены | The Siren's Song | Мари Бернес | |
1918 | Саломея | Salome | Саломея |
Душа Будды | The Soul of Buddha | Жрица | |
Запретная тропа | The Forbidden Path | Мэри Линд | |
Дьяволица | The She Devil | Лоретта | |
В ярме | Under the Yoke | Мария Вальверда | |
Когда женщина грешит | When a Woman Sins | Лилиан Марчард | |
1917 | Мадам Дюбарри | Madame Du Barry | Жанна Вобернье |
Клеопатра | Cleopatra | Клеопатра | |
Дама с камелиями | Camille | Маргерит Готье | |
Душа и сердце | Heart and Soul | Джесс | |
Её самая большая любовь | Her Greatest Love | Хэзел | |
Тигрица | The Tiger Woman | Принцесса Петрович | |
Возлюбленная Парижа | The Darling of Paris | Эсмеральда | |
Кровавая роза | The Rose of Blood | Лиза Тапенко | |
1916 | Лисица | The Vixen | Элси Драммонд |
Ромео и Джульетта | Romeo and Juliet | Джульетта | |
Её двойная жизнь | Her Double Life | Мэри Дун | |
Под двумя флагами | Under Two Flags | Cigarette | |
Ист-Линн | East Lynne | Леди Изабелла Карлайл | |
Бессмертная Сапфо | The Eternal Sappho | Лора Браффинс | |
Золото и женщина | Gold and the Woman | Джульет де Кордова | |
Искуситель | The Serpent | Ваня Лазар | |
1915 | Уничтожение | Destruction | Фернада |
Каторжанин | The Galley Slave | Франческа Бработ | |
Кармен | Carmen | Кармен | |
Грех | Sin | Роза | |
Секрет леди Одли | Lady Audley's Secret | Хелен Талбойс | |
Две сироты | The Two Orphans | Генриетта | |
Дочь дьявола | The Devil's Daughter | Джоконда | |
Дело Клеменсо | The Clemenceau Case | Иза | |
Крейцерова соната | The Kreutzer Sonata | Селия Фридлендер | |
То был дурак | A Fool There Was | Вампирша | |
Сирены ада | Siren of Hell | — | |
1914 | Пятно | The Stain | Gang moll |