• Авторизация


Обсуждение рассказа Павела Вежинова "Синие бабочки" 04-11-2008 17:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Рассказ написанный в 1968 году повествует о экспидиции на неизвестную планету Хела, системы Зита. Особенность этой планеты заключается в том что на ней существует только лишь один вид насекомы - синие бабочки. Существа разумные и организованные. У них нет таких понятий как "алчность", "злоба", "ненависть". Нет ни классов, ни расс. Есть лишь разделения гусеницы и бабочки.  Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным , а гусеницы только умственным началом. Бабочки  живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода.
Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на  космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они  слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце. Гусеницы и бабочки как правое и левое полушарие мозга. Одному свойственна лишь рациональность другому искусство. Если попробовать представить себе такой строй в нашей жизни, насколько он себя оправдывает и оправдывает ли вообще? Ведь творчесство это единение ума и чувства? И кто же выходит счастливее мы, люди, или эти существа?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (32): вперёд»
echo_zero 04-11-2008-17:57 удалить
Сам автор рассказа описал все плюсы и минусы того строя. Мне кажется, он не лучше и не хуже нашего. Если бы была возможность выбирать, я бы выбрала "единство разума и чувства", но лишь потому что этот способ существования мне привычен.
echo_zero, мне как-то описаный строй кажется каким-то уж эгоистичным чтоли, особенно в лице жизни самих бабочек. Никакой любви к ближнему Родине. Может нам конечно сложно представить как оно там на самом деле.
echo_zero 04-11-2008-18:10 удалить
Ответ на комментарий -Тамерлана- #
Исходное сообщение Сокол_Тамерлана Никакой любви к ближнему Родине. Может нам конечно сложно представить как оно там на самом деле.
Хм... с этой точки зрения я не думала))) Отсутствие любви - несомненные минус (хотя я знаю людей, которые могут со мной поспорить), но я бы не назвала это эгоизмом: они не любят, но и не требуют любви в ответ.
echo_zero, ну да получается же что гусеницы безвозмездно заботятся о бабочках это у них биологическое.
All_my_dreams 04-11-2008-18:41 удалить
Я просто влюблена в этих бабочек... Они чудесные.)
All_my_dreams, большие синии?) А отсутствие у них ума никогда не смущало?
All_my_dreams 04-11-2008-18:57 удалить
Сокол_Тамерлана, ну... Везде есть минусы, вы же понимаете.) Они такие трогательные, беззащитные... Разве не так, чо ли?
All_my_dreams, минусы есть, но мне кажется отсутствие ума это слишком большой минус. Это уже напоминает в нашей жизни девчушек под грифом "Блондинка с большой буквы". Трогательные и беззащитные а вызывают лишь жалость. Правда бабочкам повезло больше у них мир другой и врагов нет, можно быть трогательными вволю от самого перерождения до смерти.
All_my_dreams 04-11-2008-19:56 удалить
Сокол_Тамерлана, естественно, это и подразумевается... На их планете своя, особая обстановка, которая позволяет им быть такими... И у них есть умные гусеницы, которые заботятся о них. У бабочек нет особой необходимости в уме, и ещё они не могут никому навредить своей чувствительностью (что часто бывает на Земле)...
raddis 04-11-2008-21:05 удалить
Мне , если честно , рассказ не понравился . Очень много несуразностей , нелогичностей .
All_my_dreams 04-11-2008-21:06 удалить
raddis, я удивлена, вашему мнению...) А какие вы видите несуразности, мешающие тому, чтобы рассказ понравился?...)
raddis 04-11-2008-22:02 удалить
All_my_dreams, а почему мне должен рассказ нравиться ? Рассказ написан примитивно . ( Это лично мое мнение ) Совершенно не обозначены характеры героев . Иногда теряешся , а кто главный здесь : робот или человек .А для чего вообще туда прилетели ??Особенно мне понравилась гусеница со столиком на колесиках . Это же другая планета !!!! А бабочки , с размахом крыльев несколько метров , в плотном воздухе , а как же тогда притяжение планеты ?? Рассказ просто никакой , как те водоросли , которые добывают из океана гусеницы . Очень уж , герои , правильные беседы ведут , очень правильные и умные . А бабочки , вообще выпадают из повествования . Ни грама чувств , эмоций , переживан ий . Одни умные и правильные , и ничего не значащие диалоги .
raddis, не забывайте что рассказ написан для детей. Дабы показать что только единство ума и чувств может дать им полноценную жизнь. Нам показали что бабочки увлечены искусством, с ними общаться никто не может то. А что плохого в умных разговорах? Ну если бы они ничего не значали то и идеи у руссказа то и не должно быть, она есть.
raddis 04-11-2008-22:35 удалить
Сокол_Тамерлана, в том - то и дело . О бабочках только говорят , ничего из их искусства не описано . Не описана так же их красота или красота их жизни . Об этом тольго говорят . Если даже рассказ для детей , то из - за такого скучного повествования , они бы не стали читать , что - либо подобное . А мне интересно , каким таким искусством увлечены бабочки ? В рассказе описывается , только их тяга к музыке . А что они создали ? И вообще , от прочитаного произведения , должно остаться , хоть какое - т о впечатление , или желание снова его прочесть . От этого рассказа у меня ничего не осталось , хотя я старательно прочитала и не один раз .
raddis, "А мне интересно , каким таким искусством увлечены бабочки ? В рассказе описывается , только их тяга к музыке . А что они создали ?" - создание искусства это творчесство а творчесство без ума невозможно. Бабочки ничего не создают кроме потомства. Они просто счастливо приближаются к старости, это время любви вот их главное увлечение. У нас в жизни разве старики бывают счастливы? Большинство нет.
All_my_dreams 05-11-2008-04:35 удалить
raddis, А мне вот было интересно читать, и я абсолютно не согласна, что повествование "скучное".
raddis 05-11-2008-09:29 удалить
Сокол_Тамерлана, вообще , как - то не нормально , умные гусеницы превращаются в безмозглых бабочек , которые и создать - то ни чего не могут . И гусеницы к этому стремятся ? Бред !!! Для мыслящих существ - это бред !!! All_my_dreams, на вкус и цвет.....
raddis, Вот вы и высказали необходимое мнение. Для вас этот строй бред. Автор его предложил как вариант возможности разделения ума от чувства. Для этого мира чувства важнее ума.
ArtoymSii 05-11-2008-15:53 удалить
они, кстати сознательно живут 40 лет гусеницей + 10 лет бабочкой = 50 лет - это раз они , вроде, ни разу не пытались узнать у бабочек, нравиться ли им? правильно ли становиться бабочкой?
All_my_dreams, Я прочитала. Я смотрю вы правда от них в восторге)
ArtoymSii, Да, ещё описано что они считают бабочек высшей формой а почему не знают, понятия философия у них отсутствует. Ещё заинтересовали гусеницы старейшины, которые сознательно обрекают себя на жизнь без перевоплощения и чувств.
All_my_dreams 05-11-2008-17:39 удалить
Да, Лосы - это действительно отдельная тема... "Печальные", мудрые...
raddis 05-11-2008-18:26 удалить
Ответ на комментарий -Тамерлана- # Сокол_Тамерлана, милый , дело не в строе . Автор не доработал свой рассказ . А вообще , как вы себе представляете мыслящее существо , без чувств . Если есть мозг , есть определенная нервная система , то и должны быть и минимальные чувства . А у бабочек это , как - то не описано . Если есть сюжет , то надо его дорабатывать , тем более в фантастике . Сам мир - то не описан и в чем там чувства важнее ума , тоже не описано . Только слова , никаких действий ...
raddis, милый это кто? о_О Опять в нашем понимании ум без чувств невозможен. Роботов мы же можем себе представить? Чувств у них нет, у них другой механизм. Может и у этих животных другой механимз. Это мнение гусениц что чувства важнее ума, почему они не знаюи из-за отсутствия философии как науки. Для меня мир описан. И я себе прекрасно представляю планету и её ландшафт.
raddis 07-11-2008-19:53 удалить
Сокол_Тамерлана, вы меня не убедили . Там нет никаких намеков на другие механизмы . Естественно , другие формы жизни , так , если ты автор , создай хоть небольшое ощущение этого другого мира . Из описания планеты , мы видим море , берег , лес .... и все . Так этого на Земле полно . А то ведь , большую часть информации мы вообще получили от робота , который просвещал своего хозяина , а он - то откуда это все узнал ??? А приземлиться на другой планете , без разведки , без сбора информации ???? И не заметить разумной жизни ....
Fruhling 17-11-2008-14:56 удалить
Я слегка задержалась с прочтением этого рассказа, но надеюсь, еще могу высказать свое мнение. Прежде всего, несколько раз в комментах прочитала, что у бабочек нет ума, в чем абсолютно не согласна: «Каждая бабочка помнит о своей прошлой жизни и не является новой, вновь рожденной индивидуальностью». Т.е. все накопленные за 40 лет знания остались у них, просто их жизнь настолько легка и проста, что им негде, по сути, этот ум демонстрировать. Я не считаю факт того, что они не испытывают страх или не работают, однозначным доказательством их тупости. По непродуманности рассказа лично у меня есть одна конкретная претензия по тексту: «Гусеницы не удостоили его ответом и все также сердито смотрели на него… Их гнев перешел в ужас». И буквально через пару страниц: «У гусениц просто нет эмоциональной жизни в земном понимании». А как же злость, гнев, ужас, разве это не земные эмоции? В целом, рассказ, конечно, не получился детским. И если бы я этого не прочитала в комментах, у меня бы и мысли не возникло, что этот текст писался для детей. А по существу, Вам эта жизнь ничего не напоминает? Ведь очень похоже живут пенсионеры из многих западных стран. До пенсии вся их жизнь подчинена обучению, работе, всевозможным заботам, формированию пенсионных фондов. Как только они получают возможность выйти на пенсию, это ж наши синие бабочки: чтение, кино, концерты, по 10 месяцев в году путешествуют. Вся их хваленая пунктуальность, серьезность, пытливость мигом вытесняется игривостью, ленью и необязательностью. Единственное принципиальное отличие: детей на пенсии уже мало, кто заводит.
Fruhling, интересное сравнение про пенсионеров. Правда на наших оно не распростаняется.) Если умом не пользуешься можешь считать что у тебя его нет.
Fruhling 17-11-2008-17:19 удалить
Исходное сообщение Сокол_Тамерлана Если умом не пользуешься можешь считать что у тебя его нет.
Есть старцы-отшельники, которые не используют ум в обычном общественном представлении. Они не заняты в общественно-полезном труде, не создают материальные блага, собственно, большинство из них вообще не оставляют после себя никаких материальных следов. Но как-то они не производят впечатления глупых людей. Автор ничего не рассказывает о бабочках, в рассказе они появляются три раза всего лишь на пару строк. Я думаю, из этого нельзя сделать вывод, обладают ли они умом и используют ли знания, накопленные за сорок лет гусеничной жизни.
Fruhling, простите но сравнениб с отшельниками совсем не подходит. Они скорее чувства не используют чем ум. тут все наоборот. И причем тут ум в общественном представлении. О бабочках кажется вполне ясно сказано что они живут лишь чувствами, как будто отключили одно полушарие.


Комментарии (32): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обсуждение рассказа Павела Вежинова "Синие бабочки" | Литературное_Кафе - Amor librorum nos unit - Нас объединяет любовь к книгам | Лента друзей Литературное_Кафе / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»