• Авторизация


Обсуждение нарратива Евгения Рейна "Алмазы навсегда" 14-06-2008 10:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Связь времен - наиболее очевидный лейтмотив "Алмазов". У прошлого, тихо оседающего "на дне скалоподобных сундуков" и торжественно уходящего на каждых похоронах, настоящего, где обыденное соседствует с таинственным, и будущего, о котором иногда так хочется спросить, но "нельзя подарков делать", есть общая ось, вечность, то, что всегда.

Стихотворение оставляет любознательному читателю много вопросов. Почему, собственно, подарков нельзя делать? Какую такую кашу заварил рассказчик? Неужели Григорьев - инопланетянин? Зачем, в конце концов, короновали Николая?

Когда я впервые прочел "Алмазы навсегда", больше всего меня взволновало другое. Что выражают алмазы в стихотворении, заканчивающемся поговоркой "ювелиров, брильянтщиков, предателей, убийц из-за угла и шлюх шикарных"? Иными словами, как происходит связь времен, как проявляет себя вечность в мире времени?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
amlugos 14-06-2008-19:38 удалить
Arrh, это Вы здОрово подметили! Не хотите поточнее эту параллель описать?
Arrh 14-06-2008-19:45 удалить
amlugos, "подарки - этикетки от нарзана". Помните,в Мастере и Маргарите был такой эпизод, когда червонцы (а эти червонцы,собственно,не что иное, как подарок Сатаны) в руках у людей превращались во всякую дрянь,в том числе и эти самые этикетки? почему-то сразу у меня провелась параллель с этим местом,хотя,возможно,я не права
amlugos 14-06-2008-20:00 удалить
Arrh, мне кажется, Вы совершенно правы :) В тексте "Алмазов" есть несколько скрытых цитат и аллюзий, отсылающих к другим произведениям, и "этикетки от нарзана" - как раз одно из этих мест.

Вообще, появление Григорьева во сне рассказчика во фраке и с запахом "соуса загробного" немного напоминает Воланда... :)
Arrh 14-06-2008-20:21 удалить
amlugos, да-да. и подковками там кто-то цокал по паркету)
скажу мне читать это было сложно. Пришлось копировать сплошным текстом ибо для меня стихами тут пахло очень слабо.

Конечно разум захватила впервую очередь тема самих алмазов и сам Григорьев. После строк "Да, я оттуда, но и отовсюду..." - он чётко представился мне в роли дьявола вездесущего во все времена.
А алмазы...мне было сложно рассуждать на тему что же выражают алмазы здесь, потому что, увы, моя специальность, заставляет меня на них смотреть реалистично, как на камни. Алмазы как олицетворение вечности, олицетворение того что было, есть и всегда будет независимо от того что вокруг...
amlugos 15-06-2008-02:25 удалить
Исходное сообщение Сокол_Тамерлана
скажу мне читать это было сложно. Пришлось копировать сплошным текстом ибо для меня стихами тут пахло очень слабо.

Конечно разум захватила впервую очередь тема самих алмазов и сам Григорьев. После строк "Да, я оттуда, но и отовсюду..." - он чётко представился мне в роли дьявола вездесущего во все времена.
А алмазы...мне было сложно рассуждать на тему что же выражают алмазы здесь, потому что, увы, моя специальность, заставляет меня на них смотреть реалистично, как на камни. Алмазы как олицетворение вечности, олицетворение того что было, есть и всегда будет независимо от того что вокруг...
Да, у Григорьева действительно есть черты дьявола, но такого на Воланда похожего, благородного, т.к. "Хочу добра!"

С другой стороны, те, кто плотно интересуется новой историей и теорией заговоров, могут увидеть в нем, скажем, британского шпиона ;)
amlugos 15-06-2008-02:25 удалить
Исходное сообщение Arrh
amlugos, да-да. и подковками там кто-то цокал по паркету)
Точно :) И, кстати, "развернул ту дьявольскую книгу, и напролет всю ночь ее читал..." - есть безумная догадка, что это "Альтист Данилов", "Мастер и Маргарита" 1980-х годов...
Всех приветствую!
Нарратив этот производит очень странное впечатление. Фрагментарность изложения показалась мне в начале очень естественной. Согласитесь, не удивительно, что рассказчик не до конца понимает происходящие события, поскольку наблюдает их со стороны. Однако конец произведения поставил меня в тупик. Если для автора прояснились многие события, то почему бы из не объяснить и нам?! Ну, хорошо, положим, что причину, по которой "короновали Николая", рассказчик хотел оставить в тайне. Но почему бы не объяснить, какие дела связывали Григорьева с приходящими к нему людьми.
Что же касается сверхъестественной стороны "Алмазов...", то я, признаться, была очень удивлена явлению Григорьева. Этот персонаж произвел на меня впечатление рационалиста. Я скорее соглашусь с тем, что он был шпионом (только не британским, а скорее соглядатаем Его Императорского Величества), чем с тем, что он - своеобразное олицетворение дьявола. Хотя, безусловно, некая аллюзия к "Мастеру и Маргарите" прослеживается, она, как мне кажется, призвана подчеркнуть иллюзорность существующей жизни. Отсюда же и деньги-бумажки. Сами по себе, алмазы - это самые твердые минералы на Земле (10 по шкале Мооса). Возможно, в этом нарративе они представлены как эквивалент стабильности, постоянства, т.е. с одной стороны, алмазы ценились во все времена, с другой они очень стабильны (состоящие из чистого углерода, алмазы при обычной температуре химически инертны).
amlugos 15-06-2008-18:06 удалить
NVeritas, спасибо за детальный ответ!

Кстати, действительно ведь интересно, почему концовка так ничего и не проясняет в таинственных обстоятельствах сюжета! У кого какие версии? Мне лично кажется, что в тексте есть прямой ответ на вопрос "почему"...
ну концовка не всегда должна быть ясная и завершённая. автор наверняка сделал это намеренно, чтобы дать читателю возможность достроить недостоющие части.
amlugos 15-06-2008-19:04 удалить
Сокол_Тамерлана, я тоже так думаю :) Самим, наверно, интересней догадываться - тем более что, строя свои догадки, мы можем нечаянно натолкнуться на мысли, о которых не догадывался и автор :)

Когда же все ответы готовы и разложены по полочкам, это, может, и принесет читателю минутное удовлетворение, но оно, как и сами ответы, вскоре забудется. Не в этом ли заключается смысл фразы "подарки - этикетки от нарзана"? ;)


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обсуждение нарратива Евгения Рейна "Алмазы навсегда" | Литературное_Кафе - Amor librorum nos unit - Нас объединяет любовь к книгам | Лента друзей Литературное_Кафе / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»