• Авторизация


О религиозных индивидуалах 08-03-2009 23:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения иерей_Алексей Оригинальное сообщение

Как-то один психолог предложила новый термин для современной верующей западной интеллигенции - религиозные индивидуалы. К ним она отнесла людей, которые за свою жизнь познакомились с разными философскими и религиозными учениями мира и выработали свой эклектичный взгляд на душу человека, на Бога...Тотальное доверие собственному субъективному опыту выборочному и поверхностному рассматривается как однозначно положительное.
Кажется, что и среди православных христиан все больше становится таких вот религиозных индивидуалов в умах которых причудливо смешиваются Евангелие, цитаты из святых отцов (говорю цитаты, потому что редко кто систематически занимается постижением цельных трудов святых отцов без отрыва от молитвенно-аскетического делания, вне которого вообще понять что-то будет трудно), лекции о.Андрея Кураева и А.И.Осипова, дневники о.Александра Шмемана, песни Алисы и Гребенщикова, ну и книги нескольких авторов европейской и японской классики. Список естественно больше (тут и Льюис, и Г.Х.Андерсен, и Толкиен и много кого еще) и смысл не в том, что люди читают и слушают, а в том - как и для чего это делается. И создается впечатление (очень хочется надеяться, что оно обманчиво и все гораздо проще и лучше), что из нарезки цитат, песен и выражений создается оправдание какой-то своей, своеобразной, близкой не церковной, а своей субъективной околоцерковной картине мира. Естественно эта картина воспринимается автором подобного компота как православная, потому что там есть место и Христу, и Таинствам церковным, и именам святых отцов и почитаемых богословов. Однако и у экстрасенсов и у ворожей дома есть Библия, иконы, свечи...
Призывая людей любить Бога и ближнего, недоумевая по поводу бытующих в среде прихожан глупостях и суевериях, безграмотности и мракобесия, критикуя попов, церковных бабок, епископат подобные религиозные индивидуалы не испытывают к ним не любви, ни сострадания, ни милосердия. Причина этого в том, что такие грамотеи не ощущают своего единства со всеми членами Церкви, не чувствуют себя частью одной семьи и своей ответственности перед этой семьей. В Церкви - они на фронте, где враг не дьявол - "отец лжи", а ближний. Вместо непрестанной борьбы со своими страстями конечно удобнее и проще бороться со страстями окружающих (хоть и результата положительного это никакого не дает). И для такой борьбы наверное нет разницы бороться против масонов, экуменистов или дремучих попов и прихожан, хотя вроде бы все хорошо знают, что объект, подлежащий воздействию и исправлению находится внутри своей души, а не за ее пределами.
Но дело даже не в том, что человек видит, а что не видит, там или не там он ведет борьбу. Дело опять же в том, что нет в нас любви к своей семье - Церкви Христовой - и ее членам, нет снисходительности, прощения и терпения немощности отдельных ее членов. Нет понимания, что - хорошо или плохо - мы все пытаемся делать одно дело и идти к Одному Источнику воды приснотекущей. Вот это отсутствие единства и порождает религиозный индивидуализм. В раннехристианской традиции одним из символов Церкви был корабль в бушующем море. Представляете, что должно случиться с кораблем, если во время шторма каждый кому не лень будет командовать и заниматься тем, что в голову взбредет? Поэтому апостол и говорит, что впадшего в прегрешения исправляют в духе кротости и смирения. Хорошо, что Кормчий у нас надежный.
P.S. Прошу прощения за некоторую мрачность и нравоучительность тона моих рассуждений. Грешен этим, но хотел как-то изложить свои мысли об отчужденности друг от друга прихожан. И особенное сожаление вызывает то, что люди молодые, грамотные, образованные, можно сказать интеллектуальный цвет Церкви не способствует преодолению разобщенности, а скорее наоборот ее увеличивает.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Максим_Жидко,
Все верно (в чем-то узнаю себя), но все же институт церкви категорически не приемлю, из-за самоприсвоения ими права на истину и категорический запрет права индивидуума на (не побоюсь этого слова) БОЖЕСТВЕННОЕ сомнение.
Гордыня ли это? Возможно... Только порой служители церкви в своем догматизме напоминают мне бульдозер, прущий напролом к одному ему ведомой цели... А диалог возможен лишь при ОБОЮДНОМ ВЗАИМОУВАЖЕНИИ сторон...



Ответ на комментарий Березков_Евгений # поэтому сразу подчеркиваю, что нижеследующее - отражение сугубо личной позиции.
Во-первых, отдельные служители Церкви - не вся Церковь в целом.
Во-вторых, при любом строительстве (будь-то дорога или дом) без бульдозеров, насколько мне известно, не обойтись.
В-третьих, догматизм Церкви оправдан ее историей. Чем больше я погружаюсь в нее, тем большим чудом Господним мне представляется сам факт ее нынешнего существования.
В-четвертых, как говорят некоторые философы, человеческое сознание интенциональное. т.е. обладает свойством выхватывать некоторые куски, определяемые психической "предустановкой" человека и именно из них лепить картину реальности, которую мы обычно называем "точка зрения". Возможно, отсутствие диалога с Вами связано не только с Церковью, но и спецификой Вашей "точки зрения". Могу сказать, что мой небольшой опыт воцерквления не позволяет говорить об отсутствии уважения ко мне со стороны Церкви.
Господь даровал нам право выбора. Оно есть всегда и Церковь никогда не претендовала на то, чтобы отобрать его у кого-либо. А защита вероучения и собственного наследия, по-моему, вполне нормальна. Наука не менее авторитарна в своих оценках тех, кто посягает на ее фундаментальные законы.
Знаете, Ваша позиция напоминает мне позицию новобранца, который искренне готов воевать с врагом, но при этом не хочет подчиняться воинской дисциплине (которая, на первый взгляд, непонятна, а посему таит в себе много "неадекватного") и старшим по званию (потому что их соображения и требования ему тоже не ясны).
Вы ведь не будете спорить. что каждый верующий - это воин на стороне добра?
Максим_Жидко,
Как сказал один умный человек, - если бы люди заранее договаривались о терминах, то многих споров попросту бы не существовало...
Вот и наш гипотетический спор, думаю, толкался бы возле обсуждения тех же терминов :)
К тому же, эти наши записи обязательно будут страдать от поспешности - ну, нет у меня, порой, возможности сосредоточиться и написать :(

По всем приведенным пунктам я мог бы и возразить, и, в то же время, согласиться...
1. Мне, наверное, меньше повезло. Но (применим математическую метафору), если каждого представить некоей десятичной дробью, то коллективом будет не сумма, а произведение членов...
2. Без "бульдозеров", конечно не обойтись, но как это объяснить тому, кто оказался на его пути? И я всего лишь применил поэтическое сравнение, которое вынес из попыток разговоров с вышеупомянутыми служителями РПЦ. Повоторюсь - спор возможен при желании спорщиков, понять позицию другого, а когда тебе в ответ звучат трескучие речи, напоминающие зазубренные истины, когда сосеседник не слышит (не хочет слышать) твоих аргументов, вот тогда-то он и напоминет бульдозер. И затем мне уже не близка позиция того, кто встает на его защиту в силу некоей "корпоративной" этики.
3. Не готов ответить
4. см 1.
И про воинскую дисциплину (про необходимость оной) в свое время (почти дословно) говорил мне один замполит... Я согласен, что дисциплина необходима, но против того, что ею покрывают те безобразия, что творятся в армии...
Да, каждый верующий на стороне добра, но добро тоже имеет не одну только сторону... Да и не думаю, что существует "абсолютный" злодей :)
А вообще, я уже давно говорю, что мои ощущения веры, сродни ощущению музыки - фальшь ощущаешь, а при попытке выразить словами - выйдет очень косноязычно, дела наши гораздо красноречивей :))


Ответ на комментарий Березков_Евгений # У меня тоже часто бывает мало времени, чтобы развернуться "мыслию по древу", поэтому понимаю, ничуть не обижаюсь. Очень рад и благодарен даже за такой короткий обмен мыслями:)) Кстати, совершенно не воспринимаю его как спор как состязание в правоте: для меня это диалог с умным и интересным человеком, имеющим гораздо дольший и больший опыт жизни.
С большинством приведенных Вами аргументов я тоже могу согласиться, кроме того, что правд много. Как пел когда-то Наутилус - "правда всегда одна".
В связи с этим мне кажется, что разногласий в терминах у нас нет и музыка нам нравиться примерно одинаковая:))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О религиозных индивидуалах | Максим_Жидко - Дневник Максима_Жидко | Лента друзей Максим_Жидко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»