• Авторизация


Без заголовка 12-03-2017 22:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения nelaplak Оригинальное сообщение

Почему бонсай выглядит так, как он выглядит?

 Почему бонсай выглядит так, как он выглядит?

( Художественные основы искусства бонсай )

В продолжение статей "Бонсай или не бонсай? Правила и каноны", "Бонсай или не бонсай? Критерии оценивания", а также вечного вопроса и дискуссии о том, почему одни деревья в плошках можно называть бонсаи, а другие – нет, представляем перевод самой важной части замечательной книги «Artistic Foundations of Bonsai Design», Andy Rutledge.

[550x474]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, художественные основы искусcтва бонсай. Как отмечает Энди Рутледж, удачная работа художника бонсаи - это не столько ствол, ветви, листья, это история и эмоции, которые художник хочет рассказать и передать. Особенность искусства бонсаи состоит в том, что само дерево, контейнер и сопутствующие элементы служат художнику изобразительными средствами. 

Но создать наполненное смыслом изображение природы с помощью бонсаи не так просто, как может показаться. Поскольку бонсаи - не могучее дерево, растущее где-нибудь в поле или в горах, а довольно маленькое, выращенное в плошке, мастер бонсаи производит над ним множество художественных преобразований, точто так же, как живописец для выражения своей мысли использует композицию, перспективу, различные кисти, краски... 

Для компенсации значительного различия в размере, перспективе, окружении и возрасте бонсаи и деревьев в природе художник бонсаи вынужден применять весьма остроумные приемы, создающие некоторые зрительные иллюзии. Эти техники служат художнику выразительными средствами, которые помогают создать у зрителя нужное впечатление и чувства. Эти выразительные средства - основа художественного языка бонсаи. 

Визуальные характеристики как выразительные средства искусства бонсай.

I. Размер.

Размер - наиболее очевидное различие между деревьями и бонсаи. Бонсаи обычно имеют размер не больше 90 см, но даже этого достаточно, чтобы создать образ большого дерева - пусть даже в миниатюре. Для этого используют специальные приемы. Вот некоторые из них.

[700x437]

[700x569]

1. Легкий наклон дерева вперед.

Размещение ствола таким образом, чтобы дерево, особенно крона, изгибались в сторону зрителя, создает впечатление, что дерево возвышается над вашей головой.

Обычно, когда мы смотрим на дерево, мы стоим в непосредственной близости от него. Вид дерева с этой точки является для нас привычным. Наклон бонсаи в сторону зрителя дает приблизительно ту же перспективу, и это помогает придать бонсаи вид большого дерева. Эффект взгляда на дерево снизу создает также особое расположение кроны - с легким наклоном  спереди назад, таким образом, что зритель может как бы заглянуть под полог кроны.


[700x562]

[700x563]

 

[700x572]

2. Соотношение ветвей и ствола.

Основная особенность молодых, некрупных деревьев состоит в том, что их ветви в основном имеют довольно большие размеры относительно высоты и толщины ствола. У бонсаи можно дополнительно усилить иллюзию большого дерева, если уменьшить размер ветвей относительно ствола дерева. То же самое относится и к ширине кроны. Чем короче ветви, тем более высоким кажется дерево.

[700x575]

3.Уменьшение междоузлий к вершине.

Когда мы смотрим с земли вверх на крону, ветви кажутся расположенными тем ближе друг к другу, чем выше они расположены. Хотя это довольно обычное свойство деревьев, привычная для человека точка зрения еще усиливает впечатление, и верхние ветви кажутся расположенными практически рядом друг с другом. Нам кажется, что расстояния между ярусами ветвей заметно уменьшаются по мере того, как наши глаза поднимаются по стволу от основания к вершине. В бонсаи эту особенность можно слегка подчеркнуть, что поможет усилить впечатление большого размера дерева.

[700x570]

II. Перспектива.

Для нас привычно видеть дерево (когда мы смотрим на него в природе) с небольшого расстояния и с уровня земли. С этой точки самая большая часть ствола, основание, находится от нас относительно близко. Остальные части дерева находятся дальше и над нами. Эта позиция делает особенно заметной конусовидность ствола. Ствол кажется очень сбежистым и, кроме того, перспектива подчеркивает толщину ствола по сравнению с его высотой.

1. Подчеркнутая сбежистость и толщина ствола.

Для зрителя, смотрящего на бонсаи, можно также создать иллюзию привычной перспективы. Это достигается прежде всего подчеркнутой сбежистостью и утрированной толщиной ствола бонсаи. Именно к этому относится пресловутое правило соотношения высоты бонсаи и толщины его ствола.

Ниже на фотографиях видно, как расстояние от наблюдателя до дерева влияет на соотношение видимой толщины и высоты ствола.

[700x525]

На фотографии мы видим пропорции дерева почти такими, как в действительности. Соотношение толщины ствола к высоте примерно 1:19. В искусстве бонсаи такая пропорция возможна разве что для дерева в литературном стиле (литературный стиль бонсай - Будзинги (Bunjingi), «стиль учёных мужей», в котором бонсай имеет прямой ствол с минимумом веток).  Для прочих бонсаи более обычны пропорции от 1:3 до 1:12, поскольку так они лучше смотрятся. Это происходит потому, что мы стараемся создать впечатление очень большого дерева, и это соотношение более соответствует тому, что мы видим с нашей обычной позиции, прогуливаясь в парке или в лесу.

[700x525]

Это же дерево на фотографии, сделанной с близкого расстояния. Оно выглядит более сбежистым и с более мощным стволом. Работая с бонсаи, мы добиваемся этого же эффекта.

moyofar (130x181, 4Kb)moyomedium (130x148, 3Kb)moyoclose (130x133, 3Kb)

[700x559]

Кстати, дерево выглядит по-разному, если его рассматривать с разных точек: издалека, ближе, совсем близко. Эти пропорции также следует учитывать при формировании бонсаи. Однако  постоянно использовать одно и то же соотношение толщины и высоты ствола не стоит. В бонсаи эта пропорция в большей степени определена образом, который требуется выразить, чем любым жестким правилом. Соотношение толщины к высоте - лишь средство создания нужного впечатления. Если использовать одно и то же соотношение для всех своих деревьев, смысловое значение этого приема сведется к нулю.

[700x565]

Небольшие соотношения (1:3) служат для подчеркивания близости, мощи, возраста и силы. Большие соотношения (1:10) соответствуют удаленности, изяществу, или специфическим внешним условиям, которые формируют литературный стиль. Необходимо научиться творчески выбирать это соотношение в соответствии с замыслом композиции. Соотношение толщины и высоты ствола должна усиливать основную мысль композиции бонсаи, а остальные ее элементы должны соответствовать основному соотношению.

[700x571]

III. Возраст

Как уже говорилось, в искусстве бонсаи деревья часто изображают архетипические идеалы. Как правило, бонсаи формируют так, чтобы передать ощущение большого возраста. Вне зависимости от того, какую индивидуальность мы стремимся выразить с помощью бонсаи, впечатление огромного возраста практически всегда является составной частью замысла. Но подавляющая часть деревьев, с которыми приходится работать, относительно молоды. Спустя многие годы формирования признаки возраста появятся, однако мы хотим, чтобы и более молодые деревья выглядели как очень старые. Таким образом, художнику бонсаи приходится прибегать к специальным приемам увеличения возраста. 

В группе бонсаи можно использовать деревья разных возрастов (видимых возрастов), чтобы добавить в композицию динамики. Точно так же композитор или музыкант вводит в мелодию более мягкие и тихие звуки, чтобы подчеркнуть более громкие и низкие ее ноты, молодые деревья в композиции составляют интересный динамический контраст с более старыми.

1.Ниспадающий наклон ветвей.

Один из способов указать на возраст бонсаи это направить его ветви вниз. С возрастом вес ветвей дерева увеличивается и заставляет их гнуться к земле. Кроме того, после обильных снегопадов некоторые ветви наклоняются под весом снега, и со временем таких становится все больше. Эта особенность обычна для хвойных, но у листопадных деревьев также встречается довольно часто.

[700x553]

[700x566]

[700x577]

2. Хорошо развитая структура поверхностных корней.

По мере роста дерева его корни обычно становятся более заметными и развитыми, чем у молодых деревьев. Относительный видимый возраст бонсаи повышается, если его корни хорошо развиты.

[700x551]

3. Преувеличенная толщина ствола.

Во многих случаях очень старые деревья имеют большой, мощный ствол по сравнению с высотой. В сочетании с описанным выше эффектом перспективы, эта особенность подчеркивает не только возраст, но и размер дерева.

[700x457]

[700x547]

[700x581]

4. Открытая крона.

Пышные кроны, скрывающие структуру дерева, свойственны скорее молодым и среднего возраста деревьям и очень редко - старым. У старых деревьев крона становится более редкой и открытой. Разреженная крона бонсаи наряду с другими чертами может помочь добавить дереву возраст.

[700x564]

5.Хорошо видимая структура ветвей.

Как было сказано выше, молодые деревья имеют более густые кроны, которые скрывают довольно худосочную структуру ветвей. С возрастом структура ветвления становится все более сложной и выразительной. В то же время и крона становится более разреженной, так что структура ветвления становится хорошо видна. Поскольку хорошо видимая структура ассоциируется у нас с более старыми деревьями, бонсаи можно придать вид очень старого, если формировать так, чтобы структура ветвления была хорошо видна.

[700x580]

6. Следы повреждений.

В течение жизни деревья постоянно подвергаются действию различных сил природы: холода, ветра, болезней и т.п. Внесение в образ бонсаи следов таких воздействий поможет усилить впечатление долгой жизни.

[700x547]

Важно помнить, что такие повреждения не должны казаться свежими. Чтобы быть убедительными, шрамы должны быть заполнены живой тканью. Шрамы не должны быть круглыми, а скорее неправильной формы. Мертвая древесина должна быть состаренной, не выглядеть только что срезанной. Сломанная макушка должна выглядеть так, будто это произошло давным-давно.

7. Грубая кора (индивидуально для разных видов).

В начале жизни деревья имеют гладкую и тонкую кору, у многих с возрастом она становится грубой и потрескавшейся. На дереве обычно участки грубой, хорошо развитой коры сочетаются с гладкой молодой корой молодых ветвей. Очень старые деревья обычно покрыты грубой корой целиком, за исключением очень тоненьких веточек.

[620x664]

Чтобы кора созрела, потребуется много времени, но бонсаи с плотной, шершавой, грубой корой выглядит старше, чем покрытое молодой тонкой корой или имеющее грубые участки коры лишь в некоторых местах. Существуют способы ускорить процесс созревания коры, но наиболее эффективное средство - просто время.

IV. Окружение.

Рассказать историю, возможно, самая важная часть искусства бонсаи, а самая важная часть этой истории обычно связана с тем, что говорят окружение и сопутствующие элементы экспозиции. В природе деревья растут в естественной среде. В отличие от них бонсаи оторваны от своего окружения и растут в контейнере. Художник бонсаи должен сделать окружение бонсаи, важнейшую часть истории каждого бонсаи, одним из своих выразительных средств.

1. Элементы экспозиции.

Существует много способов дополнить оформление бонсаи, и большинство из них представляют собой традиционные элементы, используемые для демонстрации бонсаи. Хорошим решением может быть растение-акцент, происходящее из природной среды, присутсвие которой вокруг бонсаи художник хочет обозначить. Точно так же, нужное впечатление может создать свиток с изображением горной гряды, болотного растения, бури или одинокой горы. 

Обычно для экспозиции бонсаи используют специальные столики, которые исполняют несколько функций. Прежде всего, это формальный элемент. Экспозиция бонсаи очень традиционна, и столик помогает это выразить. Кроме того, столик помогает подчеркнуть различие уровней важности и/или географического положения элементов экспозиции. Это также часть формальной стороны экспозиции.

[700x581]

К примеру, растение-акцент может иметь свой собственный маленький столик, но бонсаи - центр композиции, и поэтому стоит на более высоком столике. Напротив, полевые виды бонсаи могут располагаться на низком столике, тогда как дополняющий композицию суисеки, изображающий отдаленную гору, может располагаться на более высоком столике, в соответствии с тем, как эти элементы располагаются в природе.

[700x565]

2. Контейнеры.

Размер и форма контейнера могут помочь в создании подходящиего окружения для бонсаи. Существует несколько способов использовать их для этой цели. Важно отметить, что сейчас речь не идет об обычном соответствии контейнера дереву. Фундаментальные принципы подбора контейнера необходимо постигнуть прежде, чем приступать к попыткам использовать контейнер как выразительное средство, о чем и пойдет дальше речь.

3. Дерево, растущее в расщелине скалы.

Неглазурованный контейнер, чья высота превышает ширину, помогает создать впечатление утеса, в расщелине которого растет дерево. Это особенно хорошо подходит к дереву в стиле каскад с относительно тонким стволом.

Другой вид контейнера, пригодный для той же цели - контейнер в форме полукруглого черепка. Такие контейнеры обычно имеют текстуру камня, а то, как такой контейнер поддерживает основание бонсаи, помогает усилить впечатление того, что дерево растет в трещине скалы.

[700x525]

Более буквальный способ - это посадить дерево непосредственно на камень. Этому соответствует стиль "корни на камне" или стиль "сайкей", когда дерево сажают в трещину или в грунт, размещенный на камне.

[504x510]

4. Дерево, растущее на равнине.

Широкий и плоский, овальный, круглый или прямоугольный контейнер помогает создать впечатление широкого луга. Плоский отогнутый ободок контейнера позволяет усилить ощущение широты. Этот образ более всего подходит для деревьев, которые часто встречаются в полях и сформированы в стиле "метла" и близких к нему.

[550x677]

[700x567]

5. Дерево, выросшее под ветром в степи. Плоская плита подчеркивает динамику композиции.

[700x547]

6. Лесной холм.

Мелкий овальный контейнер и каменная плита - оба эти способа помогают создать холм для изображения леса из группы деревьев бонсаи. В этом случае очень полезно сделать поверхность земли слегка выпуклой.

[700x547]

7. Мох.

Мхи различных видов широко используются для укрывания корней бонсаи на выставках. Толстый ковер пушистого мха создает впечатление густой травы. Этот эффект сам по себе может быть привлекательным, однако мох также может служить для добавления специфического контекста в композицию.

Мох создает впечатление долгой жизни и непрерывности. Возможно, дерево пересажено всего пару недель назад, но если мох размещен на грунте правильно, можно создать впечатление, что дерево растет в этом контейнере десятки лет или даже веков. Эффект будет еще сильнее, если дать мху время вырасти на поверхностных корнях и даже на стволе.

[700x525]

Важно помнить, что мох не всегда подходит и даже может быть вреден для коры дерева. Когда в композиции используются мхи разных видов, это создает впечатление горного луга или даже мшистого ущелья в горах. Пестрый ковер из разных видов мха скорее указывает на суровые условия жизни, тогда как ровный покров - на благополучие и спокойствие. Если на мхе есть плодовые коробочки, они должны быть повернуты в одну сторону, в ту же, куда направлен рост самого бонсаи. Эта маленькая деталь может как завершить, так и разрушить гармонию композиции.

[700x247]


[318x100]

                                      ***

По материалам  http://www.bonsaiforum.ru

Серия сообщений "Мир увлечений":
Часть 1 - Вкусные натюрморты PRETTY / Краснодар / ч.1
Часть 2 - Цветочные натюрморты PRETTY / Краснодар
...
Часть 17 - Бонсай или не бонсай? Правила и каноны.
Часть 18 - Бонсай или не бонсай? Критерии оценивания.
Часть 19 - Почему бонсай выглядит так, как он выглядит?
Часть 20 - Мир увлечений / Бонсай / Выращивание толстых стволов / Андрей Дарусенков
Часть 21 - Мир увлечений / Мозаика / авт. Robynejay's / ч.1
...
Часть 35 - Цветы / Прекрасный Ranunculus asiaticus
Часть 36 - Цветы / Экзотические лютики / Из опыта выращивания
Часть 37 - Авторские украшения / Шнейдерова Ольга
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Фимуня - Дневник Фимуня | Лента друзей Фимуня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»