Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
( родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.
Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.
Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614
[624x700]
[669x700]
Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк
[464x600]
[604x700]
"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж
[659x700]
"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600
[570x700]
"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586
[450x375]
[582x700]
"Святое семейство" 1585
[542x700]
"Дама в мехах" 1577-1580
Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.
Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.
[446x700]
"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600
[536x700]
"Христос как Спаситель" 1610 - 1614
[384x700]
"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599
[389x700]
"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо
[457x700]
"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582
[454x700]
"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590
[300x700]
"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо
[507x700]
"La Piedad" 1575-1577
[410x614]
[507x700]
"Благовещение"
[700x687]
"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо
[467x683]
[700x549]
"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен
[700x578]
"Тайная вечеря"
[531x700]
"Молитва святого Доминика" 1585-1590
[574x700]
"Святое семейство"
[489x700]
"Благовещение Марии"
[460x571]
"Портрет Антонио де Коваррубиас"
[389x700]
"Иоанн Креститель"
[546x700]
"Христос на кресте" Ок. 1577
[464x600]
"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.
С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.
[570x700]
"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609
Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.
[475x700]
"Мадонна покрова"
[487x700]
"Рождество Христово"
[479x700]
"Поклонение пастухов" 1610
[372x700]
"Распятие" 1596
[700x528]
"Пьета"
[318x700]
"Воскресение" 1584-1594
[396x700]
"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо
[563x700]
"Иоанн Богослов" 1595-1605
[413x700]
"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579
[488x700]
"Portrait of the Artist's Son Jorge Manuel Theotokopoulos"
[665x700]
"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579
[435x700]
"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"
[587x700]
"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж , Лувр
[577x700]
"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва , 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко
[432x700]
"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"
[500x640]
"Благовещение"
[586x700]
"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609
[600x453]
"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection
[700x473]
[402x700]
"Крещение Христа"
[650x580]
"Моление о чаше"
[700x505]
"Giulio Clovio"
[553x700]
"Апостол Лука Панселина" 1602-1606
[560x700]
"Св.Иероним, как кардинал" 1600
[531x700]
"Святое семейство с Марией Магдалиной"
[501x700]
"Благовещение"
[377x700]
"Благовещение"
[700x513]
"Благовещение", деталь верхней части картины
[429x700]
"Христос на кресте" 1600 - 1610
Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.
[402x700]
"Христос на кресте" 1610
[323x700]
"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал
[335x700]
"Вознесение Марии" 1612-1613
[491x700]
"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614
[638x700]
"Снятие пятой печати" 1610-1614
[700x553]
"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея
[427x700]
"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614
[500x656]
"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт
Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.
Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».
В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.
Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.
«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.
В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.
Татьяна Каптерева
[541x700]
"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо
[483x700]
"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594
[495x700]
"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588