• Авторизация


Meshuggah: брутальная акробатика 25-07-2010 14:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Если вы никогда не слышали шведскую команду MESHUGGAH, готовьтесь встретиться с музыкальным вариантом насквозь техногенной цивилизации, родившейся в агонизирующем мозгу автора фантастических триллеров. Один из критиков описывает звучание группы, как «аудиоверсию “Терминатора 2”, пронизанную идеей разрушения с вкраплениями отдалённого подобия человеческих эмоций». В этом высказывании есть и изрядная доля описания такого направления современной экстремальной музыки, как techno death metal, ярчайшим представителем которого на протяжении уже многих лет является рассматриваемая нами группа.
[показать]


CRAZY METALLICA

Группа MESHUGGAH была образована в 1987 году в шведском городе Юми (Umea). «Наш городок очень богат на рок-музыкантов, – вспоминает один из основателей команды Фредрик Тордендаль (Fredrik Thordendal). – Групп, играющих тяжёлый рок, здесь было просто не счесть. Кстати, большая часть студийных музыкантов, работающих сейчас в Стокгольме, родом именно из Юми. Сейчас, правда, в городе практически нет чисто металических групп, в большинстве своём местные команды играют хардкор». В то время будущие музыканты MESHUGGAH слушали преимущественно пластинки METALLICA, HOLY MOSES, METAL CHURCH, ANTHRAX и им подобных коллективов. И они решили поиграть что-то в подобном же духе. Городок Юми на тот момент мог похвастаться внушительным количеством меломанов, так что публики на концертах всегда хватало. Как рассказывает вокалист Йенс Кидман (Jens Kidman), «рок-групп в городе тоже было не мало, может быть потому, что там особо нечего делать». А наличие в Юми университета, то есть студенческой аудитории, заметно повышало шансы начинающих рокеров быть услышанными.

В переводе с древнееврейского MESHUGGAH означает «сумасшедший», именно такое имя выбрала для себя новоиспечённая группа. Ребята объясняли, что с самого начала хотели называться «сумасшедшими», но на английском это звучало бы слишком обыденно и на шведском – «galen» – тоже никуда не годилось. Йенс Кидман пошёл в библиотеку и выискал название в одном из словарей. MESHUGGAH = crazy, это было именно то, что хотела молодая группа.

Состав оформился только к 1989 году – Йенс и Фредрик при участии басиста Питера Нордина (Peter Nordin) и приглашённого барабанщика Никласа Линдгрена (Niklas Lindgren) именно тогда записали дебютную EP «Psykisk Testbild» (переводится примерно как «Психологическая тест-картинка»). В музыке этой пластинки прослеживалось явное влияние группы METALLICA. Музыку шведской команды на первых порах отличают относительная простота и дуболомность, которые скоро начнут вытесняться плодами экспериментов и звуковыми нагромождениями. Но ряд прогрессивных наработок группа нащупала уже с самого начала и далее с ними не расставалась. Я имею ввиду многократное изменение темпа и разнообразие риффов, базирующееся на виртуозной игре лид-гитариста Фредрика Тордендаля. В настоящее время дебютный диск группы – коллекционная редкость, так как отпечатали только 1000 экземпляров.

Когда MESHUGGAH созрели для записи полномасштабного дебютного альбома, к ним присоединился барабанщик Томас Хааке (Tomas Haake). Забегая вперёд, стоит сказать, что со временем его барабаны стали неотъемлемой частью оригинального саунда группы. Непередаваемая манера игры Томаса заключается в удачном комбинировании традиционных «металических» партий с чудовищными сменами размеров и полиритмией. По итогам недавнего голосования на страницах журнала «Modern Drummer» Томас попал в пятёрку лучших барабанщиков в категории metal. Особенность звучания установки Хааке – большое количество china-тарелок, что удачно подчеркивает и без того сухой саунд MESHUGGAH. Томас также экспериментирует, комбинируя верхние и нижние хай-хэт тарелки разных серий Sabian.

Четвёрка подписала контракт с крупным германским лэйблом Nuclear Blast, который специализируется на тяжёлом метале, и в 1991 году выпустила первый диск «Contradictions Collapse». На этот раз песни оказались уже не такими короткими и более интересными по композиции и ритмическому рисунку. Продвижением альбома компания Nuclеar Blast практически не занималась, соответственно продажи были более чем скромными. Но музыка MESHUGGAH получила достойный отклик в прессе и среди приверженцев трэша.

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИЛО

Вскоре после выхода альбома группе пришлось пережить долгую паузу. EP «None», продолжительностью 30 минут, вышел только в 1994 году. В фанатских кругах его часто называют лучшей записью группы. Кстати, песню из этой пластинки, «Gods Of Rapture», многочисленные нетерпеливые российские меломаны могли слышать на «якобы новой» пластинке группы METALLICA «St. Ange», выпущенной пиратами, когда её самой ещё не было в природе. Песня имела тамошнее название «Frantic». Элементы индустриального звучания в комбинации с оголтелым трэшем обратили на MESHUGGAH повсеместное внимание публики как на группу, играющую очень необычную музыку. Во время записи этого мини-альбома к группе присоединился второй гитарист Мартен Хагстрём (Marten Hagstrom), бывший одноклассник барабанщика Томаса. Мартин имел большой стаж игры на гитаре, уже с шестого класса школы кочуя по различным рок-группам. Концертное звучание группы стало более мощным, а певец Йенс окончательно бросил гитару, целиком сосредоточившись на вокале (хотя его надрывное рычание назвать пением можно с большой натяжкой).

Следующая работа группы была задержана по причине нарушения техники безопасности на производстве. Гитарист Фредрик Тордендаль и барабанщик Томас Хааке будучи профессиональными столярами работали тогда на мебельной фабрике. Фредрик в результате неосторожного обращения с циркуляркой отрезал себе кончик среднего пальца. По счастью, потерю быстро нашли, отвезли парня в больницу, где и прооперировали. Операция прошла успешно, кончик пальца прижился на своём законном месте. Правда, палец навсегда перестал гнуться, но это не помешало Фредрику играть на гитаре.

Дальше – больше. Как только гитарист пошёл на поправку, сюрприз преподнёс барабанщик Томас. Как-то на работе он умудрился сильно порезать себе руку и не мог играть на ударных более двух месяцев. Когда спустя 8 месяцев после этих событий группа вновь собралась на репетицию, дело пошло не так быстро, как того хотелось бы. К тому же лэйбл Nuclear Blast уже подзабыл о существовании «своей» группы и был не готов финансировать запись целого альбома. Решили выпустить ещё один мини-альбом.

В мае 1995-го был выпущен мини-альбом «Selfcaged», содержащий четыре трека, а в июне всё-таки вышел долгожданный второй полноформатник «Destroy Erase Improve», сразивший наповал всех: и издающую компанию, и публику, и прессу. Элементы джаза, дэта, трэша и индастриала заставили говорить о MESHUGGAH как о супержёстких и апокалиптических DREAM THEATER, сошедших с ума. Только теперь лэйбл удостоверился, что шведская команда может быть интересна и в коммерческом плане, и поддержка альбома со стороны Nuclear Blast стала более мощной.

Сразу же после выхода альбома последовало двухмесячное турне с группой MACHINE HEAD по Европе, плавно перетекшее в американский тур. Во время ответственных гастролей обострилась болезнь Питера Нордина – хроническое нервное заболевание, связанное с нарушением вестибулярного аппарата. Его постоянно мучило ощущение, что он куда-то падает; у него кружилась голова, происходили провалы в памяти. Естественно, в таком состоянии работать на сцене было нельзя и музыканта отправили на родину. Но и турне остановить невозможно. Басист MACHINE HEAD предложил помощь, но музыканты MESHUGGAH решили обойтись собственными силами: на бас-гитаре играли по очереди Фредрик и Мартен. В самом начале осеннего тура с CLAWFINGER по Скандинавии и Германии басист нашёлся по ходу дела – Густав Хэлм (Gustaf Hielm) дебютировал с группой на концерте в Гамбурге. Затем MESHUGGAH отработали месячный тур с HYPOCRISY.

После концертов с HYPOCRISY и CLAWFINGER для MESHUGGAH на долгие два года наступило затишье. С одной стороны, оно было связано с тем, что гитарист Торденталь начал запись сольного проекта FREDRIK THORDENDAL'S SPECIAL DEFECTS, с другой – группа решила перебраться с севера Швеции в Стокгольм, поближе к центру шведского шоу-бизнеса. В начале 1996 года Фредрик начал работу над соло-альбомом и работал с восходящими звёздами шведской сцены дуэтом MATS & MORGAN. Очередное демо, летом записанное группой для нового альбома, каким-то мистическим образом исчезло. Расстроенный Фредрик в 1997 году продолжил работу над соло-альбомом и выпустил-таки его (альбом «Sol Niger Within») в апреле в Японии, а в мае – в Скандинавии. После этого записывается новый EP группы – с одним новым треком и тремя версиями песни «Future Breed Machine» из прошлого альбома. Вышел он в августе. В это же время сессионный басист Густав Хэлм получил статус постоянного участника коллектива.

ПОСИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЕЙКИ ОЗБОРНОВ

Следующий год уходит на создание нового материала, а к сентябрю 1998-го записан альбом «Chaosphere». В декабре он стал доступен слушателям. По словам Томаса Хааке, «“Destroy, Erase, Improve” – весёлый и красивый, а “Chaosphere” – абсолютная его противоположность». Пластинка вновь сумела «поставить на уши» музыкальную общественность, обрушив на слушателя безумно-дикую смесь дэта, трэша, индастриала и даже нойза. но эта смесь отличалась отточенными мелодиями и была вполне доходчивой для восприятия. Летом на американском фестивале Milwaukee Metal Fest команда представила новый материал, встреченный поклонниками с энтузиазмом. Успех в Штатах был закреплён тремя дополнительными концертами в начале 1999 года при полных аншлагах на восточном побережье. Группу стали дружно возносить на пьедестал все издания. Компания Nuclear Blast переиздала в Европе и Америке на одном CD старые альбомы «Contradictions Collaps» и «None». Туры по США (со SLAYER) и по Скандинавии (с ENTOMBED) прошли очень удачно. Гитарист SLAYER Керри Кинг (Kerry King) восхищён мастерством шведов: «MESHUGGAH – отличная команда! Послушаешь их музыку повнимательнее и начинаешь задумываться – а как они могут делать такие вещи?!»

В начале 2001 года они заявлены хедлайнерами New England Metal and Hardcore Festival в Ворчестере, где изрядно прибавили себе новых поклонников. Основательно помотавшись с гастролями по Штатам и Европе, MESHUGGAH задумали выпустить в свет компиляцию из редких треков, дополнив её видеоклипами. В «Rare Trax» (2001) вошли песни «Cadaverous Castication», «Sovereigns Morbidity» и «Debt Of Nature» из «Psykisk Testbild»; брутальнейшая «War», записанная в честь тридцатилетнего юбилея Фредрика; созданные ещё в 1996-ом усилиями трио Томас-Йенс-Фредрик «By Emptiness Abductect»и «Don't Speak», а также редкие «Abnegating Cecity» и «Internal Evidence» (демо 1990 года) плюс ремикс «Concatenation» и необычная версия «Ayahusca Experience».

В июле 2001-го из-за внутренних неурядиц команду покинул басист Густаф Хелм, оставивший музыкантов вчетвером. Однако это не помешало им прокатиться по Штатам в компании с TOOL (выступив при этом в общей сложности перед 100-тысячной аудиторией), а также принять участие в крупнейшем металическом фестивале Ozzfest. Интересна история появления команды на этом престижнейшем мероприятии. А началась она с того, что в одном из выпусков «Семейки Озборнов» на канале MTV сын Оззи Озборна (Ozzy Osbourne) Джек с восторгом смотрел по телевизору клип MESHUGGAH на песню «Future Breed Machine» из альбома «Destroy, Erase, Improve». Группой заинтересовался Оззи и пригласил на свой фестиваль, где коллектив достойно выступил в компании именитых экстремальщиков – SYSTEM OF A DOWN, P.O.D., DOWN и MUSHROOMHEAD.

Шведская команда выступала на второй сцене, разогревая публику перед выходом Роба Зомби (Rob Zombie). Несмотря на традиционно впечатляющий состав участников Ozzfest, MESHUGGAH сумели зацепить публику своей бешеной энергией. Хотя, как рассказывали музыканты позднее, самое трудное, с чем им пришлось иметь дело, – жара. После промозглого шведского климата выдержать временами почти тропический жар американских просторов было совсем не просто. Так что тур получился горячим во всех смыслах. Это был настоящий «удар по мозгам» для тамошней публики. Во время одного из выступлений The Spoonman (ложечник, тот самый, которого можно слышать и видеть на одноимённом видео группы SOUNDGARDEN) даже присоединился к ним во время исполнения композиции «Soulburn»! Невероятный случай – команда, исполняющая сложнейший techno death, играет на одном из главнейших фестивалей планеты!

Это обстоятельство послужило отличной рекламой новому альбому, вышедшему в сентябре 2002 года. Подлило масла в огонь и интервью с гитаристом METALLICA Кирком Хамметом (Kirk Hammet). Он восторгался выступлением шведской группы на фестивале Ozzfest, а также новыми композициями шведских экстремалов, попавшими к нему от их веб-мастера Никласа, скачавшего треки в интернете: «…А уж когда мы сами услышали, то просто остолбенели – как же это похоже на наш новый материал... Я тащусь от MESHUGGAH!»

МНОГО ШУМА ИЗ «НИЧЕГО»

Альбом «Nothing» был записан в Dug-Out Studios в шведском Уппсала и частично в домашней студии группы в Стокгольме (Stockholm Studios, которой они владеют напополам с CLAWFINGER). Для работы они использовали всё свободное время, выкроенное между фестивальными выступлениями. Продюсером записи стал Даниэл Берстранд (Daniel Bergstrand, STUCK MOJO, IN FLAMES, STRAPPING YOUNG LAD, DARKANE). Также были использованы студии Area 51, Fear и Loathing studios для доработки гитар, бас-гитар и вокала. Всего в различных студиях они провели в итоге шесть недель, в результате чего родился самый профессиональный, тяжёлый и продуманный альбом группы на сегодняшний день.

Хотя история шведских металистов MESHUGGAH насчитывала к тому времени уже 15 лет, а дискография включала 5 альбомов, громко заговорили о группе только в 2002 году с выходом «Nothing». Это была первая настоящая коммерческая удача группы (за которой она, в принципе, никогда не гонялась). Впервые в истории лэйбла Nuclear Blast группа попала в «Billboard» Top 200 (на 165 место). В специализированных хитах они и вовсе чувствовали себя уверенно – в том же «Billboard» стали #30 в Hard Music chart, #9 в Core Hard Music stores и #6 в Heatseekers. Одним из достижений последнего альбома MESHUGGAH считается и то, что она стала первой группой лэйбла Nuclear Blast, получившей рецензию в американском журнале «Rolling Stone». После того как они поездили по Штатам со SLAYER, четыре года назад, «Rolling Stone» обратил на них пристальное внимание и назвал «одной из 10 лучших групп тяжёлого направления».

Для нетренированного уха эти десять номеров звуковой экзекуции под концептуальным названием могут показаться ожившим техногенным хаосом. MESHUGGAH никогда не питали слабости к мелодиям, так что от композиционного однообразия, порой весьма утомительного, никуда не деться. Зато терпеливо пробираясь сквозь этот изнурительный шквальный огонь, можно обнаружить не мало сюрпризов. В рамках продолжающейся экспериментальной активности на первый план выходят несколько основных направлений: гитаристы Фредрик Тордендаль и Мартен Хэгстрём с успехом осваивают восьмиструнные гитары; количество ритмических сбоев на единицу времени начинает зашкаливать; ритм-секцию и гитары музыканты заставляют звучать параллельно в разных размерах (этот фокус справедливо называют фантастикой); обилие (и даже изобилие) низких частот слегка скрашивается рычащим речитативом, который сводится к минимуму. Так что в противоположность аскетизму буклета, в котором нет ни одного слова кроме названия группы и альбома, а присутствует только некий неразборчивый хаотический рисунок снаружи и черный фон внутри, саунд альбома просто перенасыщен результатами многочисленных экспериментов.

Сочетая перегруженность гитарами с сумасшедшим синкопированием, свой откровенно грубый и агрессивный саунд MESHUGGAH полируют до блеска. Конечно, не в расчёте на обожание смазливых поклонниц. Хотя, если судить по определённому коммерческому успеху альбома, фэнов у шведов хватает даже в пресыщенных Штатах. На официальном сайте группы вокалист Йенс Кидман в преддверии нового американского тура MESHUGGAH приглашает своих американских поклонников не пропустить их концерты. И предлагает обязательно захватить с собой подружек – чтобы «промыть им мозги, изрядно повреждённые MTV».

УЛОВКА 33

Этот тур стартовал в конце 2002 года. Команда разогревала TOOL. 2003 год также начался с гастролей. В марте MESHUGGAH провела небольшое турне по Скандинавии с DARKANE, а в мае они снова выступают за океаном в связке с командой брутального канадца Дэвина Тауншенда (Devin Townsend) STRAPPING YOUNG LAD. Летом, в связи с проблемами со здоровьем у барабанщика Томаса Хааке, они отменяют все фестивальные выступления. Зато уже тогда начинаются первые студийные сессии по созданию очередного альбома. В октябре того же года на лэйбле Fractured Transmitter Records, принадлежащем Джейсону Мэнну (Jason Mann, MUSHROOMHEAD), они решают издать 20-минутный EP «I», состоящий из одной песни. Затем эта композиция появляется на саундтреке ролевой компьютерной игры-бестселлера «Fallout: Brotherhood Of Steel».

После этого удаётся найти нового бас-гитариста, им стал Дик Ловгрен (Dick Lovgren), бывший участник IN FLAMES. Название нового полноценного альбома – «Catch Thirtytrhee». Он вышел в 2005 году – 16 мая в Европе и 31 мая в США. Это настоящее безумие – самая тяжёлая, экстремальная и экспериментальная работа в их дискографии. «Примите во внимание, что это необычный альбом, – предупреждает барабанщик коллектива Томас Хааке. – Это не подборка песен, а один большой сингл. “Catch Thirtytrhee” – экспериментальная работа, поэтому нам даже как-то неудобно говорить, что это новый официальный полноформатник – в нём нет разбивки на песни. Если вы надеетесь получить очередные “Chaosphere” или “Nothing”, то это не тот альбом, который вам понравится. Но если вы интересуетесь, чем мы живём, тогда вам наверняка нужно его послушать. Я уверен, что давние поклонники MESHUGGAH полюбят его. Это шаг в сторону от того, что мы когда-либо делали». Относительно экспериментальности и безумия они не обманули, но от группы и ждать иного нет смысла. Что же касается абсолютной непохожести ни на что ранее изданное, то они конечно преувеличили. Звучание и направление всё же напоминает «Nothing», хотя тот альбом был куда более ровным и однообразным, а «Catch 33» просто кишит дикой неровностью и хаотичным разнобоём в композициях. Довольно типичная для «Nothing» стилистика, характерный звук 8-струнных гитар, настроенных на «фа», характерная амелодичность и среднетемповая полиритмика. Орущий вокал Йенса Кидмана тоже узнаваем, хотя он стал ещё более хищным и шипящим. Пения на альбоме стало меньше обычного – упор сделан на инструментальные композиции.

Весь альбом представляет собой одну композицию длительностью 47 минут, довольно условно и странно разделённую на тринадцать треков. Первые три композиции, примерно полторы минуты каждая, идут как одна, и где заканчивается одна и начинается другая – по музыке незаметно. Четвёртый, пятый и шестой треки тоже слушаются как одно целое. Это довольно медленная тема, несколько похожая на «Nebulous». Седьмой трек «Mind's Mirrors» – то самое экспериментаторство. Электронный вокал, нойзовые звуки напоминают начало известной композиции «Wolf's Lair Abyss» группы MAYHEM. Далее следует шизоидный перебор с малой и большой секундами, пару раз – удар по соль-диезу и начинается трек номер восемь «In Death – Is Life». Он незаметно переходит в «In Death – Is Death» – самый длинный трек альбома, более 13 минут. Сумасшедшие ритмы, дикие психопатские мелодии, джазовые проходы напоминают и прошлогодний «I», и сольный проект Тордендаля с его «спецдефектами», во второй половине – акустика. «Shed» – более-менее самостоятельная вещь, очень психоделичная, на которую и было снято видео. «Personae Non Gratae» и «Dehumanization» даже позволяют отдалённо вспомнить «Chaosphere» и тот же «I», так как относительно быстры. Наконец, финальная «Sum» – потрясающая вещь, а то, что начинается на 2-й минуте, просто восхитительно, атмосферно и мелодично. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что «Catch Thirtythree» – самый экспериментальный и сумасбродный альбом даже для MESHUGGAH. Может и не революционный, но действительно не копирующий ни одну из предшествующих работ и уж тем более не имеющий аналогов в музыкальном мире в целом.

MESHUGGAH традиционно впереди планеты всей, их можно только любить или ненавидеть – третьего не дано. Дикий и яростный материал, дико и яростно поданный. Что для многих слушателей действительно уникально, так это сохранение некоего позитивного заряда при всей кажущейся свирепости и агрессивности этой музыки. После прослушивания песен MESHUGGAH вряд ли захочется резать вены или, схватив автомат, убивать всех подряд. Это музыка чистого сознания, музыка для ума. Превосходно, жёстоко, мощно и невероятно талантливо. Кстати, только лишь тот факт, что Томас Хааке на «Catch Thirtytrhee» не колотит в свои барабаны, а командует драм-компьютером, удержало многих рецензентов специализированных журналов от высочайшей оценки. Поклонники тоже отлично приняли новую работу группы, как и психоделическое видео «Shed», непрерывно ротируемое независимыми телеканалами Европы. А в мае-июне 2005 года стартовало турне группы в поддержку новоиспечённого альбома. В момент, когда пишутся эти строки, группа находится в североамериканском туре, в плотном расписании которого заявлено немалое количество ежедневных шоу.

В конце 2005 года случилось событие, очередной раз подтвердившее высочайший статус группы MESHUGGAH среди музыкантов. Наряду с Оззи Озборном с его семейством и группами METALLICA и SLAYER, поклонниками команды признали себя участники RAMMSTEIN. По прошествии нескольких месяцев после выхода последнего творения «Rosenrot», немецкие музыканты попросили шведов сделать ремикс на их хит «Benzin».

В интервью греческому журналу «Metal Temple» Томас Хааке комментирует это так: «Да, они просто нас попросили. Мы не очень хорошо знаем этих ребят и вовсе не являемся поклонниками их музыки. Но возможно, мы являемся фанатами того, как они воплощают свои идеи. Я очень уважаю этих парней за то, что все деньги, полученные ими, они швыряют в огонь. В том смысле, что заработки превращаются в пиротехнику – и это восхищает меня. Таких групп очень мало, поэтому, повторюсь, мы уважаем их, но не являемся фанатами их звука. Тем не менее они попросили нас, а Universal Music прислала песню, которую они предложили для создания ремикса. Оригинал нам показался паршивым, но мы решили – почему бы и нет? Давайте сделаем это! Потому что мы никогда не делали такого раньше и, наконец, решили попытаться. Получившийся результат, на мой взгляд, просто отличный. Песня получилась реально медленной, не полностью в стиле MESHUGGAH, но вы точно можете узнать нас в ней. В основном мы использовали их же материал, однако неизменным оставили только вокал. Мы записали новые ударные и совершенно другие риффы, примерно в половинном темпе. Получилось сверхтяжёлая и брутальная запись. Убедитесь в этом сами, я думаю, вам понравится. А оригинальная версия меня не устраивает».

Честно говоря, мне тоже не очень нравится оригинальная версия. Но я почти уверен, что вариант шведов меня устроит.

Автор благодарит компанию Irond, издавшую альбомы группы MESHUGGAH в России по лицензии Nuclear Blast, за помощь в подготовке материала.
www. musicbox. su
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Meshuggah: брутальная акробатика | мистер_ЕК - Дневник мистер_ЕК | Лента друзей мистер_ЕК / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»