[300x361]
Сегодняшнюю страничку посвящаю Марине Цветаевой. Я уже давно собиралась, но тема оказалась такой обширной, что вряд ли получится уложиться в одну страничку. Так что, скорее всего будет с продолжением...
Признаюсь честно, я не знакома со всеми произведениями Марины и даже нахожу трудным читать и понимать некоторые вещи. У нее очень своеобразный стиль. Но благодаря моей любимой писательнице - Зинаиде Миркиной, я заново открыла для себя Марину Цветаеву и полюбила всей душой.
Ранняя Марина Цветаева - "Дон Жуан", "Князь тьмы", "Марина Кармен" - разудалая тетенька, у которой не все мальчики перелюблены, и девушка любящая упыря, и та, которая верна до первого встречного - "алых губ своих отказом не трудила" - своеобразный донжуанский список ее пристрастий. Но его можно оборвать в любую минуту совершенно неожиданным образом: это, казалось бы, беспощадное сердце - все во власти стихий - детской любовью которого был черт - готово разорваться от жалости к первому встречному, незнакомому, чужому.
- Он тебе не муж? - Нет.
- Веришь в воскресенье душ? - Нет.
- Гниль и плесень?
- Гниль и плесень.
- Так напплюй!
Но
- Видишь - пот
На виске еще не высох.
Может, кто еще поклоны в письмах
Шлет, рубашку шьет..."
И - внезапное
"Дай-кось я сним рядом ляжу...
Зако - ла - чи - вай!"
Так вот и укладывает себя в гроб... Вот она широкая, широченная русская душа...неистовая душа, безмерная:
Душа не знающая меры,
Душа хлыста и изувера,
Тоскующая по бичу.
Душа - навстречу палачу,
Как бабочка из хризалиды!"
А позже - душа, которая сделала величайшее открытие - вечность есть! Но пока живешь на земле, приходится терпеть соседство чего-то низшего, невечного. В человеке есть божественная природа, но есть и другая, костная, ограниченная, подвластная всем стихиям - смертная.
Суровый вожатый Марины сам огонь. Жизнетворный, прекрасный и ужасный одновременно. Чарующий до полного самозабвения и ужасающий до столбняка. Он не нянчился с нею. Вот он, ради которого, она оставила все и всех, к которому и со смертного одра ринется:
Пожарные! - Широкий крик!
Как зарево широкий - крик!
Пожарные душа - горит!
Горела душа и одновременно горел дом: "не наш ли дом горит?" И кто вынес девочку из пожара, она не знает - нет знает, кто зажег пожар, тот и вынес:
Кто вынес? - Кто сквозь гром и чад
Орлом восхитил? - Не очнусь!
Рубашка - длинная - до пят
На мне - и нитка бус
Она цела. Цела в огне. Кругом огонь, и это высшая полнота жизни:
Пляша от страшной красоты,
На красных факелах жгуты
Рукоплещу, - кричу - свищу -
Рычу - искры мечу.
Она ничего не помнит, ничего не знает. Нет ни мыслей, ни прошлого, ни будущего. Есть Огонь! Он стал видимым, тот, кто подстать огню ее души. И - вдруг:
Бешеный всплеск маленьких рук
В небо и крик: - Кукла!
Девочка оглянулась и опомнилась. У девочки, оказывается, все-таки есть еще какие-то привязанности: кроме неистовой любви к нему есть еще что-то. Но
Кто это - вслед - скоком гоня
Взор мне метнул - властный?
Кто это - вслед - скоком с коня
Красного - в дом - красный?!
Он же. Он:
Вздымая куклу, как доспех,
Встает как сам Пожар
Для чего он спас куклу? Чтобы порадовать девочку? - О, нет! Для того, чтобы она сама добровольно принесла ему эту привязанность в жертву:
Как Царь меж огненных зыбей
Встает, сдвигает бровь,
- Я спас ее тебе, - разбей!
Освободи Любовь!
..........................
Что это вдруг рухнуло? - Нет.
Это не мир рухнул!
То две руки - конному - вслед
Девочка - без - куклы.
Так начинаются ее вечные "без", ее привязанность к потерям.
...- выросшая из потерь!
Потери эти - добровольны. Потери эти - дар ему, ее гению, мчащемуся на красном коне, как святой Георгий. Но Георгий - святой, змееборец, безусловное добро. А что такое ее гений?
Чтобы разглядеть, надо остановить его. Кто он? Какой он? Чему принадлежит добру или злу? Хоть какая-нибуь определенность. Но...
То вскачь по хребтам наклонным,
То - снова круть.
За красным, за красным конным,
Все тот же путь.
И вот, наконец, на пути у коня стоглавый Храм. Кажется:
Конец и венец погоне!
Мне пламень подков, в ладони -
Уж край плаща!
Сейчас остановится, и будет ясно - от добра он или ото зла... Но не тут -то было! Конь влетает прямо в алтарь. Проносится с грохотом по хорам. И где он?!
Престол опрокинут! - Пусто!
Как в землю сгас!
Рушится храм и рушится на земь тело героини. Оно распластано, оно крестом раскидывает руки. Оно распято. И в этот то молитвенный час - вдруг:
Но что это - с высоты - за всадник,
И что за конь?
Доспехи на нем - как солнце...
- Полет крутой -
И прямо на грудь мне - конской
Встает пятой.
И, когда собрав все свои силы, героиня идет в битву с неведомым всадником, когда, собрав все свое белое воинство, на белом коне выступает против того, огненного, когда она готова на смерть: "Солдаты! До неба один шаг! - Законом зерна - в землю" - вдруг неожиданный поворот:
Солдаты! Какого врага бьем?
В груди холодок - жгуч.
И входит, и входит стальным копьем
Под левую грудь - луч.
Сквозь добро и зло, сквозь обретения и потери, пожарища и церкви, сквозь жизнь и смерть, красное и белое, сквозь все цвета - Свет!
И шепот: Такой я тебя желал!
И рокот: Такой я тебя избрал!
Дитя моей страсти - сестра - брат -
Невеста во льду - лат!
"Во льду - лат" - чтобы соответствовать ему, надо бороться с ним, померятся с ним силами. Ему не нужна ее слабость. Ему нужна ее сила. Всей своей силой она присягнет ему в верности. Как только почувствует в нем Высшее Начало. Тогда:
Моя и ничья - до конца лет.
Я руки воздев: Свет!
- Пребудешь? Не будешь ничья, - нет?
Я рану зажав: Нет.
Вот такая интересная поэма,( вернее отрывки из нее), которая называется - "Молодец".
Ко всем кто будет читать, если у вас есть любимые стихи Марины Цветаевой - помещайте в комментариях, буду очень признательна.