Никиту Минова в престольную увезли купцы, торговавшие на Макарьевской ярмарке. Восхождение его к власти началось с момента, когда вдруг неожиданно умерли все его дети, жену он уговорил постричься в монастырь. Постригся и сам, получив новое имя. Вскоре Никона избрали игуменом, и по делам стройки, которую он затеял, он стал часто бывать в Москве. А вскоре царь назначил его архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Ко двору – и в прямом, и в переносном смысле – оказался царю и Аввакум. Тем, что унимал прихожан от богохульства и блуда: прихожане во время службы ходят, разговаривают и… дерутся, им не нравятся длинноты в службе и строгости обрядов.
С течением времени Никон понял, что имеет большое влияние на царя, и начал склонять его к мнению, что русские церковные книги испорчены и нуждаются в исправлении по греческим образцам. Его поддержал иерусалимский патриарх Паисий: это ведь повышало авторитет греческой церкви. И Никон возомнил себя не только на русском патриаршем престоле, но и на вселенском. Аввакум не был против «книжной справы», но он настаивал взять за основу древнерусские рукописи. Паисий вынес Никону замечание в изображении крестного знамения – русские крестились двумя, а все остальное православное человечество тремя перстами. Никон начал и здесь реформирование [700x525]
.