Москва в иллюстрациях А. П. Цесевича.
Открытки из серии "ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ". Вып. 3. 16 открыток. Цена 54 коп. Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1976. Художник А. П. Цесевич. Автор текста Ж. Острецова
[700x486]
Б. ДОМ ГАГАРИНЫХ
Дом-усадьба Гагариных у Петровских ворот, построенный в 1786—1790 годах архитектором М. Казаковым,— один из крупнейших архитектурных памятников московского классицизма. В 1800-е годы здесь находился Английский клуб. После пожара 1812 года дом был заново отстроен архитектором О. Бове. Перестройке подвергся в основном цокольный этаж. Арочные завершения проемов были заменены горизонтальны¬ми перемычками с имитацией замковой кладки, характерного приема позднего классицизма. Отличительной чертой архитектуры здания является торжественный двенадцатиколонный портик, проходящий по всей ширине фасада.
В 1828 году дом был куплен в казну, и в нем вплоть до Великой Октябрьской революции размещалась Екатерининская больница. В настоящее время здесь находятся клиники 1-го Московского медицинского института. (Страстной бульвар, 15/29)
1.
[498x700]
ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ
В районе Зарядья на Варварке (ныне улица Разина) в 1657 году была построена церковь Георгия. Она представляет собой распространенный в XVII веке тип посадского храма. Внешнее убранство церкви отличается простотой, лишь плоские полуколонны по углам, карниз и пояс декоративных кокошников украшают основной объем здания. Примыкающие к церкви трапезная и четырехъярусная колокольня несут черты псевдоготической архитектуры конца XVIII—начала XIX века. (Ул. Разина, 12)
2.
[700x494]
МУЗЕИ РЕВОЛЮЦИИ СССР (б. АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ)
Здание б. Английского клуба — типичный пример московского особняка-усадьбы. Центральная часть его построена в 80-х годах XVIII века для А. М. Хераскова, брата известного писателя. В 1807 году к дому, владелицей которого стала графиня Разумовская, были пристроены деревянные флигели. Во время пожара 1812 года здание сильно пострадало, восстановлено архитектором А. Менеласом. Несмотря на применение строгих форм классической архитектуры, дом сохранил вид приветливого барского особняка. С 1831 года и до Великой Октябрьской социалистической революции в здании находился московский Английский клуб.
В 1924 году в этом помещении был создан Государственный музей Революции СССР. (Ул. Горького, 21)
3.
[700x492]
УГЛОВАЯ БАШНЯ КИТАИ-ГОРОДСКОЙ СТЕНЫ
В 1535—1538 годах разросшийся вокруг Кремля посад был обнесен кирпичной стеной с воротами и башнями, получившей название Китай-городской, по всей вероятности, от монгольского слова «китай», что значит «средний». Строительством руководил обрусевший итальянец Петрок Малый. Стена, протяженностью в 2567 метров, по высоте (от 8 до 12 метров) уступала стенам Кремля, по толщине (до 6 метров) — превосходила их. В стене были устроены три яруса окон-бойниц и боевая площадка для стрелков — с внутренней стороны.
За время своего существования Китай-городская стена штурмовалась только один раз, в октябре 1612 года, когда народное ополчение, руководимое Мининым и Пожарским, освобождало Москву от польско-литовских интервентов.
Впоследствии, потеряв оборонительное значение, Китай-городская стена постепенно разрушалась. Сохранились до наших дней лишь отдельные ее участки: от площади Свердлова до Третьяковского проезда и в районе Зарядья. (Проспект Маркса, 1)
4.
[700x493]
ДВОРЕЦ ПЕТРА I НА ЯУЗЕ
В 1697—1698 годах у реки Яузы был построен дворец по проекту Д. Аксамитова. Петр I, подарив его своему любимцу — адмиралу Лефорту, устраивал здесь знаменитые первые ассамблеи. Гравюры Петровской эпохи передают внешний облик и внутреннее убранство дворца. В симметричной планировке его сказались черты новой архитектуры начала XVIII века. В центральном и угловых выступах здания помещались парадные залы. Большая изразцовая печь и портреты на стенах украшали центральный зал. После смерти Лефорта, в 1706 году дворец перешел к А. Меншикову. В 1708 году архитектором М. Фонтана к зданию были пристроены новые корпуса в форме замкнутого прямоугольника. Въезд во дворец был оформлен в виде торжественной, несколько тяжелой по пропорциям арки. (2-я Бауманская ул., 3)
5.
[700x487]
ЦЕРКОВЬ КЛИМЕНТА (ВИД С КЛИМЕНТОВСКОГО ПЕРЕУЛКА)
Церковь Климента была возведена в 1756—1758 годах, позднее, в 1762—1774 годах, к ней были пристроены колокольня и трапезная. Автором этого комплекса считают А. Евлашева, ученика В. Растрелли. Эффектно поставленная на пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка, она заметно возвышалась над низкой застройкой Замоскворечья того времени. В архитектуре здания ярко выражены черты барокко. Внешний вид храма имеет светский характер, о его назначении напоминает лишь верхняя часть постройки. Небольшие луковичные главки, изящные по форме, завершают мощные купола, соединенные с основным объемом высокими световыми барабанами. Несмотря на обилие декоративных деталей и применение ордерных элементов, окрашенных в белый цвет и четко выделяющихся на фоне темно-красных стен, двухэтажное здание церкви кажется тяжелым и грубоватым. (Пятницкая ул., 26)
6.
[700x487]
ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ
Петровский дворец был построен в 1775—1782 годах архитектором М. Казаковым на месте полуразрушенных деревянных путевых дворцов, в которых останавливались русские цари и царицы, часто путешествовавшие из Петербурга в старую столицу. В новой постройке Казаков широко использовал наследие древнерусской и европейской средневековых архитектур. Сквозь металлическую решетку ворот издалека виден сам дворец, представляющий в плане квадрат, по центру которого расположен огромный купол. На фоне красных кирпичных стен эффектно выделяются светлые детали убранства. Ограда, обрамляющая парадный двор, состоит из одноэтажных кирпичных построек хозяйственного назначения. Башни ее ритмически повторяют расположение окон-люкарн купола основного здания. (Ленинградский проспект, 40)
7.
[700x487]
Б. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Екатерининский дворец — пример русского классицизма конца XVIII века. Известно, что план дворца был составлен С. Яковлевым, но строительство его, охватившее период с 1774 по 1796 год, началось по присланному из Петербурга проекту А. Ринальди, кроме того, в работе приняли участие архитекторы К. Бланк и Д. Кваренги. Впоследствии из-за частых пожаров здание неоднократно перестраивалось.
До наших дней хорошо сохранилась в первоначальном виде лишь центральная часть фасада с глубокой лоджией и колоннадой из шестнадцати колонн коринфского ордера, созданного по проекту Д. Кваренги. (Краснокурсантский проезд, 3/5)
8.
[487x700]
ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ
Один из наиболее интересных памятников московского барокко конца XVII — начала XVIII века — церковь Расположения на Донской улице, строительство которой относят к 1701 году. Основной объем представляет собой высокий стройный четверик, богато украшенный снаружи. Белокаменные порталы, наличники,, окон и другие элементы декора, ярко выделяющиеся на фоне красных стен, придают внешнему облику здания нарядный вид. Стройность силуэта подчеркивают вытянутые гранеными луковицами главы с ажурными крестами. Трапезная и колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, были построены позднее. (Донская ул., 20)
9.
[700x493]
ПАЛАТЫ БОЯРИНА ВОЛКОВА
На Хомутовской улице (ныне Большой Харитоньевский переулок) в конце XVII века были возведены большие каменные палаты дьяка Алексея Волкова. Несмотря на то что здание впоследствии подверглось ряду изменений, архитектура его служит образцом высокого искусства русских зодчих. Она несет черты построек «хоромного» типа. Живописны как композиция здания, так и внешнее убранство его. Декоративные украшения оригинальны и разнообразны. Открытая лестница — распространенный прием в архитектуре того времени — ведет во второй парадный этаж дома. Над лестницей расположены помещения третьего этажа.
С 1727 года, когда Петр II пожаловал палаты князю Г. Юсупову, сподвижнику Петра I, и до Великой Октябрьской социалистической революции здание и примыкающий к нему огромный двор принадлежали роду Юсуповых. (Б. Харитоньевский пер., 21)
10.
[700x503]
ЦЕРКОВЬ ЗАЧАТИЯ АННЫ, «ЧТО В КИТАЙ-ГОРОДЕ В УГЛУ»
На пересечении Москворецкой набережной и Китайского проезда перед гостиницей «Россия» стоит небольшая, интересная по силуэту церковь Зачатия Анны — один из первых посадских храмов Москвы. Архитектурно-археологические исследования позволили установить время его постройки — это 2-я четверть XVI века. Реставрационные работы, проводившиеся в 1955—1958 годах, выявили первоначальные формы и конструкции. Однокупольное здание кубического типа с крещатыми сводами сложено из мягкого известняка и поставлено на высокий подклет, скрытый долгие годы под более поздними наслоениями. Приделы и галереи из кирпича, пристроенные к основному объему в XVII веке, не изменили скромности наружного облика церкви. (Москворецкая наб., 3)
11.
[510x700]
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ВОИНА
Построенная в 1709—1713 годах церковь Иоанна Воина считалась одной из архитектурных достопримечательностей Москвы петровского времени. Ее архитектура получила высокую оценку великого русского зодчего В. Баженова. В этой постройке соединились черты «московского барокко»: ярусное построение композиции, небольшая восьмигранная колокольня, с приемами классицизма, применением ордерных элементов: фронтонов, пилястр и т. д. Пышно и разнообразно декоративное убранство здания. Ограда в стиле барокко, которой была обнесена церковь в 1754 году, благодаря декоративному характеру ее форм хорошо гармонирует с архитектурой храма. (Ул. Димитрова, 46)
12.
[504x700]
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ЧТО НА БЕРСЕНЕВКЕ
На Берсеневской набережной расположена хорошо сохранившаяся до наших дней церковь Николы (1656—1657), примыкающая к палатам думного дьяка Аверкия Кириллова и составляющая с ними единый архитектурный ансамбль. Здание церкви представляет собой вытянутый в высоту четверик, увенчанный пятиглавием. Ярусы убывающих кокошников связывают основной объем храма с барабанами глав, изобилующими резьбой. К церкви ведет крыльцо на массивных пузатых колонках. Фасад богато украшен деталями из белого камня. Сдвоенные колонны расположены по углам здания. На западном фасаде декор наличников выделяет среднее окно, как бы подчеркивая мотив пятиглавия. Стремлением к нарядности и декоративности пронизана архитектура ансамбля. (Берсеневская наб., 18/22)
13.
ДОМ ЛЕФОРТОВСКОЙ ЧАСТИ
Дом Лефортовской части, построенный в конце XVIII века, был предназначен для размещения полицейской и пожарной частей. Архитектура его отвечала основным требованиям господствовавшего в то время направления — классицизма. Здание построено в виде единого монолитного блока вдоль красной линии улицы. Основной фасад украшают шесть плоских пилястр, образующих своеобразный портик, заканчивающийся треугольным фронтоном. (Старокирочный пер., 13)
14.
[493x700]
Б. МОНЕТНЫЙ ДВОР
Из памятников архитектуры Москвы конца XVII века сравнительно хорошо сохранилась часть здания б. Монетного двора, построенного при Петре І в 1697 году. В стену его вмурована плита с надписью славянскими буквами: «...построен сей двор ради делания денежной казны...» Нижний этаж здания, в котором хранились деньги, некогда представлял собой глухую стену без окон, прорезанную аркой с большими колоннами по сторонам. Архитектурные веяния того времени сказались в нарядности декоративного убранства второго этажа. Многочисленные окна его, близко расположенные друг к другу, украшены колонками и резными фронтонами, которые в сочетании с изразцовым многоцветным фризом образуют своего рода декоративный пояс. (Исторический проезд)
15.
[700x501]
"СТАРЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ДВОР"
История «Старого Английского двора» (1-я половина XVI века) связана с зарождением англо-русских дипломатических и торговых связей. Двухэтажное здание с небольшими, высоко расположенными окнами, покрытое четырехскатной крышей, было удобно для жилья и хранения товаров. Это была своего рода гостиница английской торговой конторы.
В начале XVII века во время польско-литовской интервенции здание «Старого Английского двора» сильно пострадало от обстрелов и пожара. С 1628 года, когда «Английский двор» был переведен с Варварки в район современной Новой площади, старое здание» многократно переходило от одного ведомства к другому, принадлежало оно и многим частным лицам. Реставрационные работы 1963—1972 годов освободили здание от позднейших надстроек и пристроек, вернули ему первоначальный облик. Это один из наиболее ранних примеров построек гражданского типа в Москве. (Ул. Разина, 2)