Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 57 - ДАВИД И ГОЛИАФ)
Обращение к теме этой ветхозаветной легенды вызвано двумя причинами. Рассказывая в постах рубрики «Легенды и мифы» о Вирсавии, помещая картины Давида с арфой в тему «Музыкальные инструменты», я был абсолютно уверен, что и о великане Голиафе шла речь. На днях я получил письмо от читателя под ником Cat с просьбой подсказать автора этой картины. (Если у кого-то есть информация, размышления и предположения по поводу этой картины, поделитесь ими в комментариях к посту!).
[показать]
Ошибочно респондент посчитал, что на полотне голова Иоанна Крестителя, но общими усилиями знатоков сайта ARTinvestment.RU все же пришли к выводу, что на полотне изображен Давид и голова Голиафа. В результате этих «дебатов» я и обнаружил, что об этой легенде в моем Дневнике материала нет. А вот теперь есть!
Давид - царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором придало ему черты эпического героя, царя-воителя. Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух. Предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве.
Голиаф - в ветхозаветном предании великан-филистимлянин из Гефа, побеждённый в единоборстве Давидом.
Рассказ о поединке Давида и Голиафа, отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов.
Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа».
Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним.
И только юноша-пастух Давид, оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником.
[показать]
Борис Михайлов Юный Давид. 1999 г.
[показать]
Анастасия Хохрякова Давид и Голиаф 2002 г.
[показать]
Пьетро да Кортона Давид отнимает ягненка из пасти льва 17 в.
[показать]
Пьетро да Кортона Давид убивает Голиафа 17 в.
[показать]
Микеланджело Давид
Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских», - Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю.
Затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам.
[показать]
Беноццо Гоццоли. Давид и Голиаф
[показать]
Микеланджело David and Goliath 1509 г.
[показать]
Тициан David and Goliath 1540е г.
[показать]
Julius Schnorr von Carolsfeld Давид и Голиаф
[показать]
Эдгар Дега David and Goliath 1863 г.
[показать]
Джеймс Тиссо Давид и Голиаф
Филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство.
Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом, победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Давид - его позднее прозвище.
[показать]
[показать]
Неизв. худ. Scenes from the Legend of David and Goliath 1450 г.
Pietro della Vecchia Saul and David with head of Goliath
[показать]
Рембрандт David Presenting the Head of Goliath to King Saul 1627 г.
[показать]
[показать]
Никола Пуссен Триумф Давида
[показать]
Никола Пуссен Триумф Давида 1627-30 г.г.
[показать]
Илья Глазунов Гимн героям 1984 г.
[показать]
Острицкий Аркадий Гершевич Давид и Голиаф 1994 г.
Давид с арфой
Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Давид стал вскоре любимцем народа.
Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. По одной версии Давид был призван к Саулу, как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. По другой - Давид снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.
[показать]
Ян де Брай David Playing the Harp
Интересно, что де Брай изобразил Давида старцем, хотя по легенде он был юношей. Правдивей образ выглядит у Рембрандта.
[показать]
Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1629 г.
[показать]
Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1655-60 г.г.
[показать]
Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.
А на двух следующих картинах изображен Давид-арфист, увлекающийся игрой на инструменте, уже будучи царем.
[показать]
Ivsha Давид Псалмопевец
[показать]
Ivsha King David
Часто Давида предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири - т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.).
Сюда же можно отнести картины «Давид играет на арфе перед Саулом» художников Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других.
Давид снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Давид для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч»).
Царь замышляет убить Давида. Давид бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Давид держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Давиду удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни.
После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Давид же провозглашён царём в Хевроне (т. е. над Иудеей).
Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Давид их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), затем Давид провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.
«Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, царствовал он сорок лет» - пишет Ветхий завет.
Давид и Вирсавия
Давид изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами.
[показать]
Педро Берругете Царь Давид 15 в.
Известностью пользуются рассказы о любви Давида к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть.
Яхве наказывает Давида смертью младенца, рождённого Вирсавией, однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»).
[показать]
Лукас Кранах старш. Давид и Вирсавия 1526 г.
[показать]
Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.
[показать]
Артемизия Джентилески Давид и Вирсавия 1640е г.
[показать]
Ангелика Кауфман Нафан обличает Давида 1797 г.
Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Давида, как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома) перерастает в открытый мятеж, в ходе которого Давид вынужден бежать из Иерусалима. Эта распря оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом).
Давид оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Давида - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Давида назначить наследником Соломона.
Ветхозаветный образ Давида противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других.
Летописцы - современники Давида воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Давида.
В книге израильского пророка Амоса Давид упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции ему приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь).
В книгах Исаии и Иеремии - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова».
Образ Давида, потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения черты бессмертного царя-спасителя.
Внешности Давида уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после «греха» с Вирсавией стали тускнеть.
И напоследок современный взгляд на эту легенду в работах художника, живущего в Казахстане - Вячеслава Луйко.
[показать]
Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2002 г.
[показать]
Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2008 г.
Информация с сайта
Мифология .