МАЙОЛИКА (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране). В средние века они известны в Средней, Центральной и Передней Азии. В Европе майолика распространяется с 14 века (в это время знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения), в 18 веке изделиями из майолики славились Испания, Германия, Франция. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 веке. В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели. Майолику часто использовали художники стиля модерн. Прекрасные образцы художественной майолики изготовлялись в мастерских Абрамцева. В 20 веке к майолике обращались выдающиеся французские художники П. Пикассо, Ф. Леже, их работам свойственны поиски новых возможностей керамической массы, глазури, эмали.
Majolica’s Natural Beauty By Karen Parr-Moody
Majolica group to include basket with applied flowers, pair of begonia plate and a leaf tray, various condition [700x667]
ENGLISH MAJOLICA PITCHER, 19TH C
Маркировка: Julius Dressler
Маркировка: Brothers Urbach
[показать]
[показать]
Маркировка: Unmarked, possible by Thomas Forester (U.K.)
[показать]
Маркировка: Bernard Bloch
[показать]
[показать]
В середине 19 века несколько забытая к тому времени майолика была заново «открыта».В 1851 году на международной промышленной выставке, названной “Великой выставкой” и проходившей в Хрустальном дворце Лондона, Герберт Минтон, возродивший производство майолики, представил английской публике «новую» майолику. Майолика быстро покорила сердца широких слоев населения, но особенно - представителей состоятельного «среднего класса» – «новых англичан», класса, нарождавшегося в годы промышленной революции, среднюю буржуазию, которая не имела фамильного фарфора, декоративной бронзы, серебра и других благоприобретенных ценностей, но при этом стремилась придать своим домам богатый, стильный и хорошо декорированный вид. Украшению домов майоликой также способствовала традиция званых обедов, ставшая особенно опулярной в те годы.В 1890-х годах мода на майолику быстро распространилась по всей Европе. Она вдохновила художников на создание изделий в стиле Возрождения и Палисси, китайском (ориентальном) и восточном стилях, с новыми современными элементами и оттенками национальных колоритов той или иной страны производителя.Майолика Богемии, известная в США, как Континентальная или Европейская, создавалась на фабриках, которые располагались на территории тогдашней Австро-Венгерской империи. Изделия этих марок воплощают наиболее интересные и артистические достижения художников в разработке техники и дизайна майолики.Богемская майолика различается по форме и стилю, но имеет очень индивидуальную, присущую только ей особенность. Предметы позднего Викторианского стиля считаются наиболее колоритными и привлекательными, в то же время произведения более поздних периодов – Art Nouveau и Art Deco - являются воплощением более лаконичных, изящных и современных форм.К сожалению, век майолики не был долог. Ощутимое снижение художественной ценности изделий становится заметным в майолике, производимой в 30-40-х годах двадцатого столетия, однако присущие этим изделиям эклектичность (смешение стилей), а иногда и вычурность, находят своих поклонников среди коллекционеров.
MAJOLICA POTTERY LEAF DISH, 19TH CENTURY
MAJOLICA POTTERY LEAF DISH, 19TH CENTURY
Majolica figural parrot pitcher
Majolica figural fish pitcher
Majolica corn pitcher and two majolica creamers, various condition [показать]
"Old World" Tuscan Majolica
[700x700]
Пара ваз в стиле Барботин, 1930-40 гг., Франция, мануфактура "Poet Laval", керамика, майолика, подглазурная роспись, лепка, на долнышке номер в тесте, высота - 420 мм.
Кувшин в форме селезня, 1920-е годы, Франция, керамика, майлолика, клеймо «S’Clement France».
Ваза, 1940-е годы, Франция, мануфактура ONNAING, стиль Барботин, керамика, майолика, лепка, подглазурная роспись, высота - 430 мм.
Декоративная тарелка "ВИНОГРАД", 1930-е годы, Франция, фабрика ONNAING, стиль Барботин, майолика, кракелюр, диаметр - 230 мм.
Майолика — итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда для домашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения и вообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачною глазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Название таких изделий произошло от о-ва Майорки (Maiolica — имя о-ва, смягченное итальянским народным произношением), откуда, в 1115 г., были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства М. Кроме этих образцов, между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированные чаще всего немногоцветными узорами и отсвечивающие на своей поверхности металлическим отблеском (rifletto, reflet) стали или меди, на развитие М. несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии, занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией и Востоком. Колыбелью итальянской М. может считаться Пиза, где впервые появились подражания арабским и персидским работам. Отсюда производство М. перешло прежде всего на берега р. Метауро, в урбинском герцогстве, и затем распространилось как в его столице и других городах, так и в разных, более или менее отдаленных от него, местах Апеннинского полуо-ва. Вначале итальянские мастера изготовляли только так наз. полумайолику (mezzo-maiolica), т., е. предметы из красной глины, покрывавшиеся тонким слоем белой и, после первого их обжигания, получавшие разрисовку и свинцовую глазурь, за которыми следовало вторичное обжигание. Настоящая М. явилась тогда, когда стали употреблять для изделий желтоватую или беловатую глину и; вместо свинцовой поливы, покрывать ее глазурью из смеси окисей свинца и олова, которою уже пользовался для своих терракот знаменитый Лука делла-Poббиa. Развитию М. много способствовали быстро усилившийся запрос на нее в высших слоях общества и покровительство, оказываемое ей владетельными особами, особенно урбинскими, феррарскими и флорентийскими герцогами, также общий подъем итальянского искусства в эпоху Возрождения. Период процветания М. продолжается с конца XIV по конец XVI ст. В эти два столетия она достигает высокого совершенства в отношении форм изделий, блеска и гармонии красок, качества поливы, вообще тонкости и изящества работы; занимающиеся ею мастера нередко выказывают себя истинными артистами; лучшие итальянские художники не гнушаются сочинять рисунки для воспроизведения на сосудах. В особенности пользуются известностью продукты фабрик Урбино, Губбио, Кастель-Дуранте (ныне Урбании), Пезаро, Форли, Деруты, Каффаджоло, Фаэнцы, Феррары; сверх того, существовали майоликовые мастерские в Сиенне, Фьезоле, Римини, Фабриано, Венеции, Падуе, Бассано, Витербо, Неаполе и мн. др. местах. Произведения одной местности отличаются от изделий другой преобладанием и любимым сочетанием известных красок, характером орнаментации, свойством поливы, цветом ее металлического рефлекса и т. п. признаками, по которым современные нам любители и собиратели М. распознают работы различных фабрик и мастеров, независимо от марок, нередко встречающихся на этих предметах. Так, например, мастера Губбио, в числе которых самыми искусными были Джорджио Андреоли, его братья, Салимбени и Джованни, обращали внимание больше всего на силу, а его сын, Виченцио, на гармонию красок, и щеголяли золотистыми и рубиновыми отблесками своих блюд с изображением нестрого нарисованных исторических сюжетов и бюстов красавиц (т. наз. amatorie — блюда, на которых посылались или подносились в подарок сласти по случаю свадеб и др. торжеств). Напротив того, фабрики Урбино, производившие М. в огромном количестве, которое расходилось не только по всей Италии, но и в других странах Европы, славились изяществом форм роскошной посуды и художественностью украшающих ее рисунков, по большой части копий с композиций Рафаеля и др. знаменитых живописцев. Главные мастера здесь были Франческо Гардуччи, Асканио дель-фу-Гвидо, высокодаровитый Франческо Ксанто, семейство Фонтана и др. Рефлекс золотистого или рубинового цвета, нередко встречающийся на урбинским М., нежнее и чище чем тот, которого достигали мастера Губбио. Изделия тосканского городка Каффаджоло узнаются по краскам: темно-синей, почти черной или воронова крыла, густой кобальтовой, а также ярко-желтой и оранжевой, гармонирующей с синим цветом и выделяющейся на ярко-белом фоне. Изображения на этих изделиях состояли преимущественно в арабесках сначала восточного характера, а потом стиля Возрождения, в гербах, аллегорических фигурах и эмблемах и отчасти в религиозных сценах. Отличительными признаками М. пезарского происхождения (главные мастера — Джиронамо дел-де-Габбиче, его два сына, Бернардино Гальярдино и Якомо Ланфранко) преимущественно служат желтая полива и лиловатый металлический отблеск. Здесь впервые стали изображать на чашах и блюдах бюсты и конные фигуры воинов, рыцарские сцены и портреты молодых женщин (amamorie). Специальностью Кастель-Дуранте был глубокий голубой или золотисто-желтый фон, на котором изображались, преимущественно белою и серою красками, арабески, арматура, грифоны, сирены, амуры, густые гирлянды, пучки цветов и т. п. Из мастерской Деруты, устроенной учеником Л., делла-Роббиа, Антонием дель-Дуччьо, выходила посуда с рельефами, вазы в виде сосновых шишек, тонкие М., расписанные орнаментами и изображениями женских бюстов и исторических сюжетов; господствующими в ней красками были голубая или бистрового цвета, рефлексы — янтарные. Фаэнца отличалась легкостью своих изделий и превосходною, белою, блестящею их поливой; орнаментация их состояла по большой части в изящных арабесках, светлых на светлом, преимущественно лиловато-сером фоне. В середине XVI ст. манера исполнения и сюжеты фаэнцских М. несколько изменились, и они стали сильно походить на урбинские вследствие перехода в Фаэнцу тамошних мастеров; желтого цвета с металлическим отблеском эта местность не знала до конца. Производство прекрасных М. развивается, во 2-й половине XV в., в Неаполе и его окрестностях (так назыв. абруццская школа). Из здешних фабрик выдается над всеми достоинством своих работ основанная в Кастелли и управляемая талантливыми мастерами Нордо ди-Кастелли и Антониусом Лоллусом. Последнему приписывают изобретение позолоты по фаянсу, заимствованное от него урбинскими и друг. итальянскими керамистами. После следовавшего затем продолжительного упадка, фабрика эта снова возвышается в конце XVII в., благодаря трудам Джованни Груе, потомство которого поддерживает ее репутацию до самой средины XVIII ст. Из прочих пунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ее разнообразными изделиями особенно замечательны, в XVII ст., тарелки и блюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие при ударе металлический звук; края их украшены по большой части рельефными изображениями плодов и листьев, а дно — живописью, представляющей человеческие фигуры, иногда копии с картин Тициана и других живописцев. С начала XVIII ст., под влиянием вкуса времени, пристрастного к роскоши и маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М. начинает падать повсеместно в Италии и превращаться из искусства в рутинное ремесло. Новейшие попытки возродить ее в этой стране не привели пока к результатам, которые затмили бы достоинство старинных изделий того же рода и уменьшили бы их интерес в глазах любителей изящного. Производство М. было занесено из Италии во Францию, где вообще, при королях Франциске I и Генрихе II, изготовление художественной посуды стояло очень высоко; но возникшие здесь майоликовые мастерские мало помалу были вытеснены фабриками фаянса. М. была известна также Швейцарии, Австрии, Германии и Нидерландам; однако, нигде не достигала такого совершенства, как в классической стране искусства.
Antique European Majolica Pottery Tree Planter or Pot. Truly a wonderful piece of art pottery. This Majolica container measures 25 inches wide nose to nose and the diameter is approximately 17 and one half inches wide. This antique Majolica plant pot measures 16 and one half inches high. C1900
Very rare majolica dog plate with scrolled foliate border. A shallow edge chip about one quarter by one half inch. A chip to the inside base rim about one quarter by one inch. Very appealing shaggy dog sitting in front of his doghouse with a bone in a dish at his feet. Measures 11.25 inches across by 1.75 inches high. Colors are green, puce, yellow, and white. Unmarked.
Печь-лежанка.М.Врубель
Павлин.М.Врубель
Морской царь.М.Врубель
Врубель М.А. "Декоративное блюдо Садко."
Декоративное блюдо, посвященное герою новгородских былин Садко, изображает сцену диалога Садко, облаченного в доспехи и играющего на гуслях для речных дев, с морским царем. В отличие от другого одноименного блюда, здесь Врубель использует более светлый колорит глазурной росписи по блюду. А в центральной части вместо изображения бога воды, появляется отражение седовласого мужского лица. В этой керамической работе художник и одновременно скульптор Врубель исследует сам лейтмотив сцены заигрывания Садко с духами и мистическим существами преданий Новгородских земель. Перевернутое к низу изображение самого главного мистического существа, помещенного в центр работы и обрамленного круглым орнаментом – говорит о бесконечности диалога человеческих начал и природы.
Роспись входного портала медресе Тилля-Кори ,Самарканд.Здание, объединившее функции медресе и соборной ("пятничной") мечети построено по распоряжению правителя Ялангтуша Бахадура, и композиционно завершило оформление Регистана.Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловыми башнями - гульдаста.
[показать]
Входной портик мавзолея в комплексе Шохи-Зинда .Самарканд.
[показать]
Majolica Sea Serpent, English c1870
Victorian Majolica from Trilogy [показать]
http://www.vmajolica.com/auction_ru/ Victoria Talantova -частная коллекция.
http://www.slovopedia.com/2/204/240211.html
http://vandadelgado.wordpress.com/my-influential-art-and-artists/louca-da-caldas-majolica/
http://www.gaslampantiques.com/magazine/features.php?article=59