| Эта статья является предметом процедуры посредничества
В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из-за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями посредников. Вы также можете присоединиться к посредничеству и высказать своё мнение на его странице.
|
Для улучшения статьи желательно?:
|
| Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение.
На странице обсуждения могут быть подробности.
|
Саентоло́гия (часто также «сайентология», англ. Scientology) — религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания.
Слово Caентология обрaзовaно от лaтинского словa scio (знaть) и греческого словa logos (слово, или внешняя формa, с помощью которой мысль вырaжaется и делaется известной). Тaким обрaзом, «Сaентология» ознaчaет знaние о знaнии.[1]
Л. Р. Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную религиозную философию. Саентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.
В саентологии два течения — Церковь Саентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Саентологии (ЦС), существующая с 1953 года[2] и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из ЦС в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая саентологию. (См. Течения саентологии)
Саентология приобрела последователей в более чем 100 странах мира; среди сторонников Церкви Саентологии есть популярные деятели культуры, включая звёзд Голливуда. Распространены истории успеха последователей,[3] рассказывающие о благоприятных результатах саентологических практик. Согласно этим историям, саентология позволяет развить любую желаемую способность,[4] повысить интеллект,[5] вылечить большинство болезней[6] и достичь счастья и полной духовной свободы.[7] Есть положительные отзывы о деятельности Церкви Саентологии со стороны общественных деятелей и представителей других религий[8] (см. Признание и поддержка).
При этом саентологию считают одним из самых конфликтных религиозных движений, против саентологии велись многочисленные судебные процессы, которые нередко приводили к накладыванию санкций и штрафов. Основные удары критики направлены против Церкви Саентологии. Критические отзывы исходят со стороны некоторых бывших саентологов, общественных и религиозных деятелей, государственных и медицинских организаций. Нередко критики отрицают гуманитарную и религиозно-философскую миссию саентологии, считая её чисто коммерческим предприятием; другие критики считают, что саентологические психотехники разрушительно влияют на организм человека и его психику[9] (см. Разногласия и критика).
Содержание |
Слово «саентология» (англ. «scientology») впервые встречается в книге Аллена Апварда (Allen Upward) (1863—1926) «Новое слово» («The New Word»; в названии книги речь идёт о слове «идеалист»)[10], написанной в 1901 году и опубликованной в 1908 в Лондоне, за несколько десятков лет до того, как Рон Хаббард основал саентологическую религию. В этой книге слово «scientology» встречается 4 раза как существительное и 1 раз как прилагательное. Некоторые оппоненты саентологии утверждают, что Хаббард позаимствовал слово оттуда, хотя не существует доказательств того, что он был знаком с этим произведением. Философия, которую Апвард продвигает в «Новом слове», не имеет ничего общего с какими-либо идеями саентологов более позднего времени. Фактически, Апвард использует слово «саентология» как пренебрежительный термин для обозначения слепого, неосмысленного принятия научного учения.
Позднее термин «саентология» (нем. «scientologie») употребил в 30-х годах ХХ века немецкий философ Анастасиус Норденхольц (в книге «саентология: Наука о внутренней природе и применимости знаний», или «Scientologie: Wissenschaft von der Beschaffenheit und der Tauglichkeit des Wissens»)[11]. Джордж Малко [12] утверждает, что в 1952 году этот термин позаимствовал у Норденхольца для названия созданного им учения Л. Рон Хаббард. Впервые это произведение Норденхольца было переведено на английский язык в 1968 году бывшим саентологом Вудвардом Р. Мак Фитерсом (Woodward R. McPheeters). Малко использовал перевод Мак Фитерса заявляя о возможных сходствах между некоторыми идеями Хаббарда и Норденхольца. Рой Уаллис (Roy Wallis) [13] заявляет, что это является спорным вопрсом: «Мак Фитерс был долгое время саентологом, покинувшим движение ради еретического ответвления в атмосфере взаимной вражды. Существует, по крайней мере, вероятность, что это могло повлиять на перевод. Независимый перевод нескольких страниц оригинала, который организовал я, подтверждает это. Возможное сходство с формулировками Хаббарда становится намного менее очевидным.» Не существует свидетельств, что Л. Р. Хаббард был ознакомлен с этим трудом. В своём бюллетене от 13 декабря 1955 года Хаббард писал, что читать по-немецки он не умеет. [14]
Л. Р. Хаббард определил слово «саентология» как «прикладная религиозная философия». В лекции прочитанной 19 июля 1962 Л. Р. Хаббард говорил, что он придумал термин «саентология» из слов «scio» и «ology» после непродолжительных поисков подходящего термина в библиотеке вместе со своей женой Сьюзи.
Слово «сaентология» произошло от лaтинского «scio», что знaчит «знaть», и греческого «logos». Тaким обрaзом, «сaентология» ознaчaет «знaние о том, кaк знaть». Сaентология является приклaдной религиозной философией. Это изучение человеческого духa и рaботa с ним в его взaимоотношениях с сaмим собой, вселенными и другой жизнью. [15]
Слово «саентология» с латыни переводится как «наука о знании» — это частичная калька с греческого слова «эпистемология».
В отличие от дианетики, несмотря на название, саентология [источник?] изначально постулирует вечность человеческой идентности, называя её термином «тэтан», специально придуманным для того, чтобы отличать его от термина «душа», принятого в христианской религии.
Наиболее значимые убеждения саентологии:
Согласно утверждениям Церкви, конечной целью её методов является достижение духом (тэтаном) того, что он восстанавливает своё изначальное природное состояние полной свободы, в результате чего он становится полной причиной над материей, энергией, пространством, временем, мыслями, формами и жизнью. Такое состояние свободы называется «Оперирующий Тэтан» или сокращенно ОТ.
Саентология возникла в результате дальнейшего развития дианетики, более ранней методики самосовершенствования, описанной Л. Роном Хаббардом в 1950 году в его книге «Дианетика: современная наука о разуме». В середине 50-х годов Л. Рон Хаббард включил дианетику в качестве составной части в саентологию. Принципиальное различие между Дианетикой и саентологией состоит в том, что Дианетика направлена на работу с разумом индивидуума, в то время как саентология целиком направлена на «совершенствование человеческого духа». Кроме этого саентология содержит также руководства по этике и моральным кодексам (Кодекс чести, Дорога к Счастью), по выведению из организма различных токсичных веществ (Программа Очищения), по общению, по супружеству, по воспитанию детей, по разрешению проблем, связанных с работой и производством, по основам обучения (Технология обучения) и так далее.
Саентологические процедуры чётко размечены в виде серии последовательных ступеней. По словам Хаббарда, это связано с тем, что совершенствование происходит на основе постепенного движения, шаг за шагом. «Шаги постепенно приводят к дальнейшим, более продвинутым уровням самых эзотерических знаний саентологии». [источник?] Это описывается как продвижение по «Мосту к полной свободе» (или просто «Мосту»).
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Шкала тонов — это определение точных характеристик настроения и поведения человека, которое достигается при помощи чёткого знания расположения эмоций на градуированной шкале. Шкала простирается от точки −40 или «Полного Поражения» до точки +40 или «Безмятежности существования». Положения на шкале тонов обозначаются определёнными эмоциями, но Л. Рон Хаббард также описал много других вещей, которые могут быть определены при помощи шкалы тонов, например, такие аспекты как личное здоровье, сексуальное поведение, потенциал выживания или способность обращаться с правдой. Шкала тонов применяется саентологами в каждодневной жизни для того, чтобы лучше понимать окружающих людей. Согласно саентологии, человек, находящийся в более низком тоне, имеет больше проблем, он более стеснителен, а также более подвержен заболеваниям и несчастным случаям, и вместе с тем для того, чтобы общаться и обмениваться идеями с этим человеком, требуется проявлять больше заботы и рассудительности.
Одним из основных принципов Саентологии является треугольник АРО. В этом треугольнике имеются три взаимосвязанных духовных компонента, которые создают успешную «жизненность». А именно это — Аффинити (эмоциональный отклик), Реальность (согласие с тем, что нечто действительно существует) и Общение (обмен идеями между двумя людьми). Согласно этому принципу, улучшение одного из трёх компонентов приводит к повышению уровня двух других компонентов.
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Мост к полной свободе — это маршрут продвижения саентологов к более высоким духовным состояниям, состоящий из последовательных шагов, проходимых в строгой последовательности.
Полное название — «Саентологическая таблица классов, ступеней и осознания. Уровни и сертификаты» (на русском, на английском). Таблица разделена на две части. С левой части отображены шаги саентологического обучения (уровни, на которых приобретается определённый класс одиторского мастерства), справа — шаги одитинга (ступени, на которых достигаются духовные осознания). [16] Посередине между ними отображена шкала духовного осознания, уровни которого соответствуют прогрессу саентолога в обучении и одитинге. [17] По окончании каждого шага саентолог награждается сертификатом, удостоверяющим, что он достиг определённого уровня одиторских навыков или духовного прогресса.
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
| Цель Саентологии заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей - согласно его собственной оценке - жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру.[18]. - Л.Р.Хаббард. |
Хаббард поставил своим последователям задачу «клировать планету», то есть избавить от аберраций каждого жителя Земли. Так же поставлена промежуточная задача достичь «цивилизации без войны и преступности».
| Цивилизация, в котоpой нет безумия, пpеступности и войны, где способный может пpоцветать и где честный может иметь пpава, где человек свободен подняться до бо́льших высот, — это то, что пpедставляют собой цели Саентологии [19]. - Л.Р.Хаббард. |
| Этот раздел не завершён. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Саентологическое учение разрабатывались Л. Роном Хаббардом в течение 33 лет — с 1952 года и до января 1986 года, когда он умер. Наиболее ключевые его принципы были изложены Хаббардом в период 50-х и 60-х годов. У Саентологии нет аналога Библии или Корана, «учение» заключается в определенном порядке прочтения ряда книг Хаббарда и прохождения все более продвинутого одитинга — единственного таинства этой Церкви.
Тем самым данная религия отличается от традиционных тем, что на религиозные материалы распространяется авторское право — никто не может перепечатывать книги Хаббарда также вольно как это делается с Библией, Кораном и Трипитакой. Кроме того Церковь владеет патентом на дизайн Е-метра в стиле фантастики 50-х (или в стиле ванной комнаты) и товарным знаком «Е-метр».
Церковь саентологии провозглашает себя религиозной некоммерческой организацией. Представители ЦС [источник?] заявляют, что учение Хаббарда (так называемая «Технология» и его «Писание», согласно терминологии ЦС) помогает избавлять от никотиновой, наркотической и алкогольной зависимостей, депрессий и подавления, проблем в обучении, психосоматических болезней и других неприятностей, связанных с «аберрацией» мышления и поведения.
Церковь Саентологии добилась признания своей организации на территории США и некоторых других стран в качестве религиозной, в то время как учение настоено на научном подходе в осуществлении практики Церкви. Таким образом предприятие с одной стороны не подвергается аудитингу налоговой службы, с другой стороны легко берет плату за одитинг паствы, поскольку эта процедура основывается на научных или квазинаучных методах. [источник?]
Основной практикой в саентологии является «о́дитинг» (англ. auditing, от латинского audire — «слушать»), которая представляет собой общение один на один с профессиональным саентологическим консультантом или «о́дитором». Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа». В большей части одитинга применяется Е-метр, устройство, созданное для локализации душевного груза.
Саентологи считают что образы в сознании человека обладают массой и энергией. Тяжелые образы прошлых утрат, неудач и преступлений с силой гнетут человека и пагубно влияют на его здоровье. Эта губительная энергия или сила называется зарядом (англ. charge). Когда человек держит электроды Е-метра и размышляет, он видит образы и вновь переживая неприятные моменты прошлого смещает и изменяет действительную психическую массу и энергию реактивной части своего ума. Эти перемены в сознании влияют на слабый электрический ток (1.5 Вольта) пропускаемый Е-метром через тело субъекта, в результате чего стрелка на табло отклоняется, указывая одитору место где находится заряд в разуме преклира. Официальная трактовка устройства Е-метра
В процедуре одитинга одитор просит преклира ответить на список вопросов, которые составлены со специфической целью и подаются преклиру строго выверенным образом. Одитинг подразумевает то, что преклир должен быть желающим и заинтересованным участником, который понимает смысл вопросов, и тогда процессы будут проходить наиболее быстро и гладко. Это зависит также от того, что оба участника понимают, что происходит. Согласно политике Церкви, одитор обучен тому, чтобы «не оценивать» любую информацию для преклира, то есть он не должен давать советов и интерпретаций, не должен пренебрегать ответами преклира или отвергать их.
Саентологи утверждают, что польза от одитинга состоит в увеличении коэффициента интеллекта, улучшении памяти, усилении алёртности, улаживании проблем, связанных с дислексией и получении огромного спокойствия.
Во время одитинга одитор может записывать информацию от одитируемого человека. Например, во время «проверок безопасности» (англ. security checks) у преклира могут спросить, был ли он когда-либо наркозависимым, занимался ли он когда-либо сексом с детьми, калечил ли он когда-либо животных ради удовольствия.[20][21][22] Церковь заявляет, что все информация, записанная при одитинге, сохраняется в полной секретности и является конфиденциальной. В период когда сессии одити