Буддизм |
|---|
| Культура |
| История |
| Люди |
| Страны |
| Школы |
| Храмы |
| Терминология |
| Тексты |
| Хронология |
| Проект | Портал |
Четыре Небесных Короля — в буддизме — четыре бога-охранника четырёх направлений. Небесного короля называют в разных языках следующим образом:
Их местопребывание Чатурмахараджика (санскр. Cāturmahārājika, пали:Cātummahārājika) находится на склоных горы Сумеру, этот мир является самым низким из местопребываний богов в буддийской космологии.
Обитатели этого мира живут в воздухе вокруг горы. Королей зовут Вирудхака, Дхиртараштра ,'Вирупакша, а их предводителя зовут Вайшварана.
В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, а также подчинённые королям существа - гномы Kumbhāṇḍas?, гандхарвы (Gandharva), наги (змеи или драконы) и якши (Yakṣas?, гоблины).
Четыре Небесных Короля являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. Четыре короля охраняют четыре континента, и не пускают асуров в высшие миры богов.
Четыре короля собраны в следующей таблице:
| Имя на Санскрите | Vaiśravaṇa? (Kubera) | Virūḍhaka? | Dhṛtarāṣṭra? | Virūpākṣa? |
|---|---|---|---|---|
| Имя на пали | Vessavaṇa? (Kuvera) | Virūḷhaka? | Dhataraṭṭha? | Virūpakkha |
| Значение | «Всеслышаший» | «Выращивающий» или «Покровитель роста» | «Управляющий Землёй» или «Смотритель земли» | «Всевидящий» |
| Традиционный китайский | 多聞天 Довэньтянь | 增長天 Цзэнчантянь | 持國天 Чиготянь | 廣目天 Гуанмутянь |
| Упрощённый китайский | 多闻天 | 增长天 | 持国天 | 广目天 |
| Пиньинь | Duō Wén Tiān | Zēng Cháng Tiān | Chí Guó Tiān | Guăng Mù Tiān |
| Корейский | Damun Cheonwang
다문천왕 |
Jeungjang Cheonwang
증장천왕 |
Jiguk Cheonwang
지국천왕 |
Gwangmok Cheonwang
광목천왕 |
| Японский | 多聞天
или 毘沙門 |
増長天 | 持國天
или 治國天 |
廣目天 |
| Имя по-японски | Тамонтэн или Бисямон | Дзотётэн | Дзикокутэн | Комокутэн |
| Тибетский | rnam.thos.sras
(Namthöse) |
'phags.skyes.po
(Phakyepo) |
yul.'khor.srung
(Yülkhorsung) |
spyan.mi.bzang
(Chenmizang) |
| Цвет | Жёлтый | Голубой | Белый | Красный |
| Символ | Зонт, Мангуста | Меч | Пипа | Змея, маленькая ступа, раковина |
| Последователи | якши | гномы | гандхарвы | наги |
| Направление | Север | Юг | Восток | Запад |
Миром Четырёх Небесных Королей управляет Шакра (кит. 帝釈天), король дэвов, обитающий среди Тридцати-трёх богов. На 8-й, 14-й и 15-й дни каждого лунного месяца Четыре Небесных Короля спускаются с небес или посылают гонцов для наблюдения за моралью и доблестью в мире людей. Потом они докладывают на собрании дэвов.
По приказу Шакры Четыре Короля выставляют охранников для защиты обители богов от асуров, которые пытаются отнять у богов их земли или уничтожить их царство. Четыре Небесных Короля приняли клятву защищать Будду и дхарму от зла и опасностей.
[512x170]
Согласно Васубандху, дэвы, рождённые в Чатурмахараджике, ростом в четверть кроши (около 250 м). Они живут пятьсот лет, один день их жизни равен 50 годам нашего мира; таким образом они живут 9 миллионов наших лет (сарвастивада), (по другим источникам 90,000 лет (вибхаджьявада)). Этот мир находится на высоте 40 йоджанов над уровнем моря.
В китайском языке это местопребывание называется "Fēng Tiáo Yǔ Shùn" ( 風調雨順 / 风调雨顺 ), что переводится как "хороший климат". Эта мнемоника напоминает символику. В частности "Fēng" (ветер) звучит одинаково с иероглифом "остриё" (鋒/锋), что соответствует мечу. "Tiáo" имеет смысл "настраивать", и соответствует музыкальному инструменту. "Yǔ" означает "дождь" и соответствует зонту. "Shùn" (следовать) произносится также, как тёмно-красный, что ассоциируется с китайским драконом (赤龙). Символы ассоциируются также к последователям королей - волшебным существам.
Изображения Четырёх Небесных Королей очень популярны на воротах буддийских храмов как в тибетском регионе, так и на Дальнем Востоке. Они защищают храмы и не дают проникнуть в храм агрессии и склокам, присущим асурам.
Локапа́лы (ед. ч. локапа́ла, санскр. लोकपाल) — «охранители мира» — божества-властители сторон света, охраняющие их. Первоначально их было четыре, позднее стало восемь. Также локапалами иногда называют слонов, поддерживающих землю каждый со своей стороны и принадлежащих божествам. Такой порядок был заведен Брахмой, после низвержения Нахуши и возвращения Индры.
| Божество | Сторона света | Имя слона |
|---|---|---|
| Индра | Восток | Айраватта |
| Сурья | Юго-восток | |
| Яма | Юг | Вамана |
| Агни | Юго-запад | |
| Варуна | Запад | Анджана |
| Ваю | Северо-запад | |
| Кубера | Север | Сарвабхума |
| Сома | Северо-восток |
Подобная система богов-хранителей имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях.
А́псары (санскр. अप्सरस्, apsaras?, «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. В ведической мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок. Также, по преданиям, апсары ублажают павших героев в раю Индры.
Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака, Урваши, Тилоттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения асуров или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.