• Авторизация


Бодхисаттва 21-03-2008 17:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Бодхисаттва

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Бодхиса́ттва (санскр. बोधिसत्त्व — «тот, чья сущность — просветление»), Бодхиса́тва, Бодиса́тва — в буддизме человек или иное существо, стремящееся достичь состояния Будды ради спасения всех живых существ.

Содержание

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ Бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли Будды прошлого и Шакьямуни — Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (пали Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет Буддой, и его приход станет золотым веком.

Учение тхеравады не рассматривает специального пути бодхисаттв как практики, однако использует сходные практики метты развития любви и сострадания ко всем живым существам. Метта является важной практикой для достижения нирваны — полного освобождения от аффектов и прекращения перерождений, выхода из сансары, но не в смысле обретения полного всеведения.

Бодхисаттва в Махаяне

Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции Махаяны бодхисаттва — тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому.

С этой точки зрения те теоретические или практические школы, которые проповедуют только цели личного спасения (шраваки и пратьекабудды) называются «хинаяной», или «малой колесницей». Сама же «махаяна» называется «великой колесницей». (Ещё одно название — «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв».) Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к Пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:

  1. дана-парамита — совершенство даяния;
  2. шила-парамита — совершенство соблюдения обетов;
  3. кшанти-парамита — совершенство терпения;
  4. вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
  5. дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
  6. праджня-парамита — совершенство мудрости.

В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.

Но в более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных, а чаще чисто мифологических персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути Пробуждения.

См. также

Ссылки

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
tooniegirl 21-03-2008-17:15 удалить
Десять деяний (санскр. दासकर्म dāsakarma) — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение которых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Десять деяний включает в себя: материальную помощь другим людям; помощь советами; терпимость к чужим взглядам и поступкам; самоотверженность в служении другим; правильное понимание своего долга; появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»; свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей; обретение добродетелей, которые трудно обрести; проповедь и распространение учения Будды; постижение сущности «срединного пути».
tooniegirl 21-03-2008-17:15 удалить
Срединный путь - понятие тхеравады. Срединный путь, или Восьмеричный Путь - значит держать золотую середину между физическим и духовным миром.
tooniegirl 21-03-2008-17:17 удалить
Архат (санскр. , «достойный») — в буддизме тхеравады — человек, достигший полного освобождения от аффектов и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды. Обретение архатства является главной целью тхеравады, причём считается, что это доступно только монахам. (В махаяне считается, что и архатство, и буддство доступны также и мирянам.) На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной — «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень — сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем — анагамин (не возвращающийся); он не вернётся в мир желаний — камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах — рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. По воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы.
tooniegirl 21-03-2008-17:18 удалить
Мара (санскр. , mra?, «смерть, разрушение») — в буддизме — демон, искушавший Будду видениями красивых женщин (возможно, своих дочерей). В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное. В абхидхарме Мару помещают на высшее местопребывание сферы чувственного в мир Паринимитра-вашавартин. Ранние буддисты, однако, расценивали Мару не как демона, всемогущего повелителя зла, а, скорее, как досадную неприятность. Многие сюжеты преданий, в которых Мара встречается с Буддой, носят определённо ироничный оттенок. «Мара многолик», — говорят буддисты, когда хотят сказать, что существует некоторая сумма сил (привязанностей и страхов как результат соприкосновений с окружающей материальной и пр. иллюзорными «реальностями»), вновь и вновь увлекающих человеческую сущность к очередному воплощению. В традиционном Буддизме слово «мара» имеет четыре значения: клеша-мара (санскр. , klea?, «трудность, неприятность, страдание») — Мара, как воплощение всех безыскусных, низких эмоций мритью-мара (санскр. , mtyu?, «смерть») — Мара, как воплощение смерти, непрерывной череды перерождений скандха-мара (санскр. , skandha?, здесь: «условность, форма») — Мара, как метафора взаимосвязанности условностей. девапутра-мара (санскр. , devaputra?, «дитя бога»)— Мара, как дитя бога, то есть, собственно Мара, как существо. Последняя ипостась Мары близка с индуистской концепцией Майи. В раннем буддизме значение придавалось как буквальному, так и «психологическому» восприятию Мары. Считается, тем не менее, что как бы мы не понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем. В буддийской иконографии существует мудра-бхумиспарша, в которой изображается Будда, побеждающий Мару.
tooniegirl 21-03-2008-17:19 удалить
Майя (санскр. , my?, букв. «не это») — в индуизме — философская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь морок, иллюзия. Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща. Человек из-за своего неведения строит в уме криво-натянутое представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся илюзиям, майе. (my ida sarvam) — «Весь мир — лишь иллюзия» (Веданта)


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бодхисаттва | The_Rose_of_The_World - Дневник The_Rose_of_The_World | Лента друзей The_Rose_of_The_World / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»