| Статья из раздела Индийская философия |
|
| Основы | |
|---|---|
| Ведийская литература | |
| Признающие авторитет Вед (астика) | |
| Санкхья · Йога | |
| Ньяя · Вайшешика | |
| Пурва мимамса · Веданта | |
| Школы веданты | |
| Адвайта · Вишиштадвайта | |
| Двайта · Шуддхадвайта | |
| Двайтадвайта · Ачинтья-бхеда-абхеда | |
| Не признающие авторитет Вед (настика) | |
| Адживика · Локаята | |
| Джайнизм · Буддизм | |
| Отдельные мыслители | |
| Капила · Патанджали | |
| Гаутама · Канада | |
| Джаймини · Вьяса | |
| Махавира | |
| Средневековая философия | |
| Ади Шанкара · Рамануджа | |
| Мадхва · Мадхусудана | |
| Тукарам · Намадева | |
| Веданта Десика · Яйтиртха | |
| Валлабха · Нимбарка | |
| Чайтанья | |
| Современная философия | |
| Рамакришна · Рамана Махарши | |
| Вивекананда · Нараяна Гуру | |
| Н. Ш. Яти · Чумарашвами | |
| Ауробиндо ·Шивананда | |
| Сатьяананда · Шинмаяананда | |
| Радхакришнан | |
Система ньяйи (санскр. न्याय, nyāya?, «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта,Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.
Содержание |
Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководсгва со стороны разумной причины маюриальные причины этих вещей не могут досчигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.
Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете вед. Авторитет священного писания признается бесспорным и непогрешимым во всех индийских религиях.
Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта "Древняя индийская философия. Часть первая"