• Авторизация


Ньяя 21-03-2008 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ньяя

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
Статья из раздела
Индийская философия
символ аум
Основы
Ведийская литература
Признающие авторитет Вед (астика)
Санкхья · Йога
Ньяя · Вайшешика
Пурва мимамса · Веданта
Школы веданты
Адвайта · Вишиштадвайта
Двайта · Шуддхадвайта
Двайтадвайта · Ачинтья-бхеда-абхеда
Не признающие авторитет Вед (настика)
Адживика · Локаята
Джайнизм · Буддизм
Отдельные мыслители
Капила · Патанджали
Гаутама · Канада
Джаймини · Вьяса
Махавира 
Средневековая философия
Ади Шанкара · Рамануджа
Мадхва · Мадхусудана
Тукарам · Намадева
Веданта Десика · Яйтиртха
Валлабха · Нимбарка
Чайтанья
Современная философия
Рамакришна · Рамана Махарши
Вивекананда · Нараяна Гуру
Н. Ш. Яти · Чумарашвами
Ауробиндо ·Шивананда
Сатьяананда · Шинмаяананда
Радхакришнан

Система ньяйи (санскр. न्याय, nyāya?, «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта,Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.

Содержание

 Основы философии

Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.


 Этика ньяйи

Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

 Теология ньяииков

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководсгва со стороны разумной причины маюриальные причины этих вещей не могут досчигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете вед. Авторитет священного писания признается бесспорным и непогрешимым во всех индийских религиях.


Значение системы

Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

 Ссылки

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта "Древняя индийская философия. Часть первая"

 См. также


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ньяя | The_Rose_of_The_World - Дневник The_Rose_of_The_World | Лента друзей The_Rose_of_The_World / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»