| Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
|
Перворо́дный грех – христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле – прародителями Адамом и Евой – грех, последствия которого проявляются у всех живших или живущих на земле людей в силу наследования повреждённой человеческой природы. В простонародье первородным грехом иногда ошибочно считается первое соитие прародителей - Адама и Евы, что опровергается повелением Бога "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт.1:28).
Содержание |
Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale) был предложен св. Августином (ум. 430) и к настоящему времени повсеместно принят христианством.
Однако стоит заметить, что в обиход православного богословия термин «первородный грех» вошел лишь с начала XIX века, а в богословском лексиконе восточных св. Отцов такого словосочетания вообще не встречается. Что касается Символа веры, то хотя там и говорится о крещении "во оставление грехов", но ничего не говорится о "первородном грехе". Так что по происхождению своему рассматриваемая доктрина – западная (латинская).
Сейчас, как правило, богословы употребляют словосочетание “первородный грех” в двух значениях: во-первых, как само нарушение заповеди в Эдеме и, во-вторых, как поврежденное злом состояние человеческого существа вследствие этого нарушения. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) приводит следующее определение:
Помимо этого:
Еще Карфагенский Собор 252 г. обосновал необходимость крещения младенцев тем, что хотя таковые не согрешили индивидуальным образом, однако же унаследовали от падшего Адама природную тленность. «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».
Согласно христианской доктрине в результате исходного, первородного греха прародителей – Адама и Евы – жало греха проникает в каждого человека без исключения. В результате этого всякий человек появляется на свет в естестве, уже зараженном тлением, а воля его с раннего младенчества обнаруживает удобопреклонность к укоризненному греху. Таким образом, для всех потомков прародителей первородный грех видится внешнему взгляду не как личный грех человека, но как общая порочность, греховность, как состояние, характеризующееся деформированной по отношению к здоровому состоянию прародителей – Адама и Евы – духовно-телесной сферой.
Псалмопевец Давид красноречиво говорит об этом в покаянном псалме: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Эти словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается "первородногрешен".
Поврежденность первородным грехом характеризуется:
Догмат о первородном грехе может и по сей день вызывать недоумения: во-первых, почему новорожденные уже оказываются виноватыми в том, чего не совершали, и, во-вторых, почему греховность имеет свойство наследоваться?
Подобное возмущение новой в то время августиновcкой концепцией "первородного греха" овладело в V веке и британским аскетом-богословом Пелагием. Пелагий, вопреки блж. Августину, стал утверждать, что все люди рождаются в том же состоянии, что и первозданный Адам, и лишь постепенно повреждают свою природу и волю злыми действиями, если проявляют к этому склонность в течение проживаемой жизни. Такая концепция была отвергнута Церковью, но вместе с тем ее отвержение вызвало естественную необходимость объяснить феномен наследственного поражения грехом всего рода человеческого как с нравственной, так и с природной стороны.
Первое объяснение этому состояло в том, что Бог был настолько оскорблен поступком прародителей, что решил покарать весь человеческий род таким способом. Такое объяснение получило название юридической интерпретации первородного греха. Ее автором стал католический богослов Ансельм Кентерберийский, см. его «Cur Deus homo» («Почему Бог стал человеком»). Подобное же воззрение имел Фома Аквинский и многие другие богословы Средних веков.
Представление о первородном грехе как о болезни, передающейся по наследству от организмов родителей к организмам детей, легло в основу иной модели, объясняющей всеобщность первородного греха. Подобную модель можно назвать органической. По сути сейчас она – единственная в православной антропологии.
Но органическая модель вменяемости первородного греха трудна для понимания и вызывает ряд вопросов:
1) почему мы умалены как личности по сравнению с прародителями: ведь у них был свободный выбор, и они выбрали, хотя и неудачно. Но мы уже с рождения такого перво-выбора не имеем. Кстати, ведь у ангелов в момент бунта, поднятого Люцифером, каждый сам мог выбирать, с кем он будет дальше; почему же люди лишены подобной возможности?
2) почему Бог не придумал способа, как оградить потомство от распространения семени тли на потомство Адама и Евы?
3) почему даже после крещения христианину приходится прилагать личные усилия для спасения, в то время как причастность к первородному греху, ко злу, к ветхому Адаму мы не выбираем: она постигает нас как изначальная данность? Разве не просматривается в этом некоторая несправедливость?
На 1)-й вопрос православное богословие утверждает, что свободы выбора разумных личностей людей теперь не стало меньше. Каждую секунду человек решает, как ему жить дальше, и что для него предпочтительнее: стремиться ли ему в Царство Божие (но за Него ему придётся много потрудиться и потерпеть скорби) или жить в мирских удовольствиях (пренебрегая перспективными райскими блаженствами).
Что касается ангелов, то Христос пострадал совсем не за них, но за каждого человека. И теперь у людей духовные перспективы значительно выше, чем даже у самых могущественных святых ангелов. Например, Дева Мария, с помощью Божией стала «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». Иоанн Креститель, Николай Угодник и другие святые также явили собой равно- ангельную жизнь. Только мало людей, также желающих в своей душе принять Христа.
По 2)-му вопросу надо сказать, что Бог очень высоко ценит человека (как Своего со-творца). Он уважает выбор человека, причём не только Адама и Евы, но и всех людей. От нас, в частности, также зависит, как будут жить наши дети, внуки, правнуки и т. д., и в нашей стране, и во всём мире. Даже злые наши поступки Бог не всегда сразу же пресекает, но долготерпит или обращает их к благим последствиям.
С 3)-им вопросом необходимо вспомнить то, что Христос пострадал за всех людей и всем им уже даровал спасение. Но не все люди желают принимать этот драгоценный дар от Бога. В таинствах крещения, миропомазания, причащения и др., христианину даются от Бога огромные силы бороться со всеми греховными наклонностями; у человека развиваются навыки к христианским добродетелям, и они подкрепляются невыразимой радостью в его душе. А привычка – вторая природа, в данном случае, святая.
В своем Послании к Римлянам апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).
Как это можно понять?
Недавно почивший Сан-Францисский епископ Василий (Родзянко) в своей космологии и антропологии предложил свой вариант понимания этого на пути частичного возврата к Оригену, а точнее, к его ученику Евагрию. В словах ап. Павла о нашем всеобщем согрешении в Адаме (Рим. 5, 12) владыка Василий, вслед за некоторыми гностиками, видит указание на то, что само понятие «Адам» заключает в себя всё человечество (см. Адам Кадмон). Отвергая оригеновское представление о внетелесном предсуществовании человеческих душ, еп. Василий, тем не менее, предполагает предсуществование всех людей в раю в полном составе первозданного естества. Основанием для этого служит свидетельство того же апостола об избрании нас Богом Отцом в Сыне «прежде создания мира» (Еф. 1, 4). Слово «создание» он считает неверным переводом греческого «καταβολή», которое, по его мнению, надо было бы перевести как «низвержение». Иными словами, мы все когда-то пребывали в раю до тех пор, пока не нарушили Божественную заповедь, и именно в этом смысле все люди представляют собой единого согрешившего Адама. Всеобщее грехопадение ознаменовалось всемирной космологической катастрофой – низвержением мира в то состояние, которое мы наблюдаем по сей день. Это самое «καταβολή», по мнению еп. Василия, соответствует в наиболее популярной сейчас среди учёных космогонической теории д-ра У. Хокинга большому взрыву (Big Bang). Однако если Адам и Ева – это лишь собирательные понятия, то кто же тогда их дети: Каин, Авель и прочие первые потомки? Где кончается собирательность и начинается историчность в библейском повествовании?