Джону Констеблу, не понятому и не принятому в свое время его соотечественниками, суждено было стать одним из родоначальников европейского пейзажа XIX века, обращенного к миру реальной природы. Живописные открытия английского мастера послужили опорой для творчества нескольких поколений художников, в том числе Жерико и Делакруа, барбизонцев и импрессионистов. В свою очередь искусство Констебла явилось логическим звеном в развитии национальной школы пейзажа, связанного с поисками и открытиями Гейнсборо и английских акварелистов XVIII века.
Профессионально заниматься живописью мастер начал довольно поздно и прошел достаточно трудный путь в искусстве. Неудовлетворенный пребыванием в стенах Королевской академии художеств, он в поисках собственной темы и стиля в пейзаже обращается к образам повседневной английской природы и окончательно освобождает этот жанр от котурнов классицизма. В отличие от Тёрнера природа для Констебла не арена роковой схватки человека и стихии, а мир, в котором проходит в каждодневных трудах людская жизнь. Через пейзажный мотив художник стремится передать поэзию и величие обычного английского ландшафта, его неяркую, но близкую сердцу красоту, навеваемые им настроения. Пейзажи Констебла исполнены удивительной искренности и правдивости чувства. Для его полотен характерна абсолютная верность наблюдения и глубина восприятия каждого конкретного мотива, сочетающиеся с необычайной смелостью живописной манеры. Эти качества проявились уже в работах 1809—1811 годов. Прозрачная, почти акварельная красота природы в Молверн-Холл (1809, Лондон, Галерея Тейт) полна покоя и аристократической утонченности. Художник сумел уловить поэтический дух английского парка с его живописно расположенными группами деревьев и освещенными солнцем лужайками. Недвижная гладь пруда отражает купы деревьев и очертания дворца, к которому стянуты все силовые линии композиции, он как бы «держит» весь ландшафт. Уже в этом раннем произведении ощущается внутренняя энергетика, пронизывающая полотна мастера, и особая пластика природных форм.
На протяжении всей творческой жизни художника шел процесс постижения конкретных пейзажных мотивов. Он пишет и рисует одни и те же места в разное время дня и года, пытаясь уловить изменчивость состояний природы, постепенно вырабатывая свои подходы к пленэрной живописи. Со скрупулезностью ученого художник вникает в особенности климатических и атмосферных явлений, достигая в этом таких убедительных успехов, что сам Фарадей присутствует на его лекциях в Королевском обществе. Многочисленные этюды облаков — то легких, пронизанных солнцем, то свинцовых, полных дождя, — позволяют художнику постичь сложные градации освещенности в природе, передать ощущение вибрирующего движения влажного британского воздуха. Констебл считал светоносность и яркость сущностью пейзажа. Важную часть его композиций составляло небо, являющееся, по словам художника, музыкальным ключом, мерилом масштаба и органом чувств в пейзаже. Этот интерес к свету в природе приводит мастера к высветлению и очищению палитры, его живопись наполняется тончайшими валёрами: серебристо-голубыми, оливковыми, жемчужно-серыми, тогда как красновато-коричневая грунтовка, которой пользовался художник, придает особую глубину его палитре.
Татьяна Воронина