Однако пророчество Шанфлери сбылось гораздо раньше. В том же 1849 году Курбе создает два, возможно, самых известных своих произведения: «Дробильщики камня» (1849, Дрезден, Галерея новых мастеров) и знаменитые «Похороны в Орнане» (1849, Париж, Музей Орсэ).
«Я остановился, чтобы посмотреть на двух человек, разбивающих камни у дороги. Редко можно встретить более полное выражение нищеты, и мне тотчас же пришла в голову мысль о картине», — писал художник о замысле Дробильщиков камня. Две фигуры в лохмотьях под палящим солнцем — старик и молодой рабочий — изображены на большом холсте в натуральную величину. Картина вызвала ожесточенную полемику: одни видели в ней социальный протест, другие — увлечение автора живописными задачами. Думается, что обе стороны были правы: показывая нищенскую жизнь своих соотечественников, их изнуряющий труд с явным сочувствием, Курбе, несомненно, создал картину широкого социального значения. «Реализм, по своей сути, — признавал сам художник, — искусство демократическое». Но и с художественной стороны картина отмечена мощной пластикой форм, удачным цветовым решением.
Работоспособность Курбе в молодые годы поразительна. Едва закончив «Дробильщиков», он захвачен новым грандиозным замыслом. На огромном холсте (3,14 х 6,65 м) он, в знак уважения к памяти своего деда Удо, республиканца эпохи Великой французской революции 1793 года, оказавшего сильное влияние на формирование политических взглядов Курбе, он пишет «Историческую картину одного погребения в Орнане» — так он сам называет «Похороны в Орнане».
Пятьдесят портретных фигур в натуральную величину. Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора. Все жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, — вспоминал Курбе, — но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих».
Фигуры трактованы подчеркнуто материально, каждая — яркий характер, художник говорит, что у его кряжистых земляков есть что-то общее с каменными глыбами скалистой Юры. Колорит картины строг, все строится на сочетании черного и белого. Но как все это написано! Вблизи черный отливает оттенками серого, темно-зеленого, густого синего. Одежды служителей церкви в причудливых шляпах, наподобие петушиных гребешков, сияют пурпуром.
Среди грубоватых прозаических лиц высветлено прелестное детское лицо, написанное с благоговейным мастерством, не уступающим художникам Возрождения.
С полотнами Курбе в искусство ворвалась толпа простолюдинов, и критика советовала ему «искать прекрасное», а не «опускаться к черни». Художнику приходит идея о передвижных выставках: «Все мое сочувствие принадлежит народу. Надо, чтобы я обратился непосредственно к нему». Он везет картину в Безансон и Дижон.
На Всемирную выставку в Париже жюри не приняло ни «Похороны в Орнане», ни новое полотно «Ателье», или «Реальная аллегория» (1854—1855, Париж, Музей Орсэ). Художник изобразил себя в мастерской среди друзей, посетителей. Многие персонажи должны были олицетворять различные понятия, явления, добродетели, пороки и т. д.
Курбе добивается разрешения на персональную выставку, строит отдельный павильон с вывеской над входом: «Реализм». В каталоге он излагает свою эстетическую программу: «…создавать живое искусство, — вот в чем моя цель».
К 1860-м годам относятся многие картины с обнаженной моделью, в которых, подчас, вкус изменяет ему — уж слишком он старается написать что-нибудь «покрасивее».
Но в чем кисть Курбе обретает мощь, в чем раскрывается в полную силу его живописный темперамент, чувство формы и цвета — это пейзажи, среди которых немало подлинных шедевров. Творческая энергия природы, ее первозданное величие и незыблемость законов ее красоты — все это выражают пейзажи, написанные мастером — недаром они так привлекали впоследствии Сезанна ("Деревня под снегом", ок. 1865—1870, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств; "Скалы в Этрета", 1869, Париж, Музей Орсэ; "Волна", ок. 1870, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Лидер и оппозиционер по натуре, Курбе принимал деятельное участие в Парижской коммуне, ему принадлежала идея разобрать Вандомскую колонну со статуей Наполеона. После поражения Коммуны Курбе был заключен в тюрьму Сен-Пелажи, затем потребовали, чтобы он финансировал восстановление колонны. Художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где умер в 1877 году.
Известный французский публицист и политический деятель в прощальном слове сказал: «Друг Курбе! С той минуты, когда ты взялся за кисть, до того момента, когда болезнь парализовала твои руки, ты боролся…»
[показать]
Спасибо за обзор, глянул его картины на паре сайтов, шикарные пейзажи:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]