• Авторизация


Гюстав Курбе 07-02-2010 12:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Гюстав Курбе (1819 — 1877)

В середине XIX века наряду с романтизмом формируется эстетика нового направления — реализма. Лидером и самым мощным его выразителем стал Гюстав Курбе. «Запечатлеть нравы, идеи, облик моей эпохи согласно моей оценке — такова моя цель», — говорил художник.

Мастера предшествующего периода также нередко обращались к современности, но их привлекали события исключительные, люди яркой драматической судьбы, экзотические страны. Реалисты же стали изображать ничем не прославившихся современников, занятых повседневными делами. Своими полотнами они утверждали ясную и простую истину, что сеять хлеб, строить дороги, прясть шерсть, пасти коров не менее важно, чем совершать героические подвиги, и поэтому достойно быть предметом искусства. Отсюда значительность, чувство спокойного достоинства тех, кого писали реалисты.

Встреча («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854

Мифологических, литературных и прочих героев потеснили пастухи, пахари, каменщики, но не кукольно-изящные фарфоровые статуэтки, а живые люди из плоти и крови с обветренными лицами, сильные и крепкие, в грубой рабочей одежде.

Автопортрет с черной собакой. 1844

Сын зажиточного фермера из Орнана Курбе не получил систематического художественного образования. Приехав в Париж, он с упорством и трудолюбием занимался живописью и рисунком в частных студиях, много копировал в Лувре. По его словам, он «хотел знать, чтобы мочь». И к двадцати годам он уже многое знал и умел. Об этом говорят мастерски выполненные автопортреты начала 1840-х годов ("Автопортрет с черной собакой", 1844, Париж, Музей Пти Пале; "Человек с трубкой", 1847, Монпелье, Музей Фабра). Художник пишет собственные портреты, поскольку модель всегда под рукой и за нее не надо платить. Кроме того, Гюстав явно нравился самому себе (он действительно был красив и пользовался успехом у женщин).

У Курбе большие замыслы, он чувствует уверенность в своих силах. «Маленькие картины не создают репутации. К будущему году я должен написать большую картину», — пишет он родителям в 1845 году. В Салон 1849 года художник представил семь работ, в том числе большой холст «Послеобеденный отдых в Орнане» (Лилль, Музей изящных искусств), на котором изобразил себя, отца и своего друга, слушающих игру знакомого скрипача. Картина привлекла внимание простотой сюжета, мастерством исполнения и естественностью обстановки. Однако критика упрекала автора, что обычную жанровую сцену он трактует как нечто исторически значимое: фигуры даны в натуральную величину, атмосфера исполнена торжественности. В защиту выступил писатель Шанфлери: «Курбе пробил двери в Салон своими семью картинами. Вчера никто не знал его имени, сегодня оно у всех на устах. Да будет мне позволено отхлестать нахальство критики, которая заботится только об апробированных лицах вместо внимания к смелой и сильной молодежи… Через несколько лет Курбе будет одним из наших самых великих художников».

 Дробильщики камня. 1849

                                                                                                                                                                                                       Вероника Стародубова

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гюстав Курбе | Гроза_Программиров - Дневник Гроза_Программиров | Лента друзей Гроза_Программиров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»