• Авторизация


Инквизиция. Правда и вымысел 23-01-2008 12:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Некоторое время назад писала исследование на эту тему.Вот результаты моих изысканий

ГЛАВА І: « Салем. Начало.»

[319x699]1. « История Салема »
Одна из последних вспышек истерии охоты за ведьмами произошла в 1692 — 1693 годах в городе Салем, штат Массачусетс. Одновременно она стала крупнейшей в Новом Свете. В ходе процесса обвинение было предъявлено 141 человеку, 19 из них повесили, одного задавили до смерти. Нападениям ВЕДЬМ подверглись в основном молодые девочки, их «детские игры» обернулись не только смертью невинных жертв, но и серьезными потрясениями в жизни колониальной пуританской церкви. Причинам Салемского процесса ведьм посвящены десятки исследований, некоторые из них связывают его с экономическими и политическими проблемами деревни Салем (ныне Денвере, штат Массачусетс); другие — с подавлением сексуальной, возрастной или расовой враждебности, с неравными избирательными правами, с ущемлением женщин, с застарелой английской региональной враждой, с эрготизмом — отравлением хлебной мукой, приведшим к галлюцинациям. Некоторые исследователи считают виновниками процесса ревностных церковных прихожан. Независимо от причин, все участники событий безоговорочно верили, что колдовство несет серьезную угрозу здоровью и духовному благосостоянию колонии. Первое название поселка «Наумкеаг» происходит от индейского «земля трех рек». Незадолго до 24 июля 1629 года город получил новое название Салем, происходящее от еврейского слова "шалом", то есть "мир". До мира, однако, было очень далеко.

2. «Первый Салемский процесс или дело многих»
преподобный Самуэль Паррис, приехавший к салемской пастве в 1688 году по приглашению влиятельного жителя Салема Джона Путнама вместе с женой Элизабет, шестилетней дочерью Бетти, племянницей Эбигайль Вильямс и рабыней из Вест-Индии Титубой, которую он привез с Барбадоса, где у него когда-то была плантация. Паства, к слову, Парриса невзлюбила, и многие всерьез решили выжить преподобного Парриса из Салема.    
В январе 1692 года одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Бетти Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) начинают вести себя странно. Они корчатся от боли, прячутся за мебелью, жалуются на жар. Скоро такие же странности появляются в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам – младшей. Эти симптомы оказались очень похожи на те, которые были и у детей, не проживавших в Салеме, чьи истории «болезни» были описаны проповедником Коттоном Матером в его трудах. В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства. Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры в то, что дьявол стремится вредить христианским детям. Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли служанка-рабыня Паррисов Титуба печет "ведьмин пирог" из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась «фамилиаром» Дьявола. К этому времени «околдованных» девочек стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в зимнем небе. Жители поселка теперь уже не сомневались, что среди них бродит Дьявол, и девочки страдают от вреда, причиненного ведьмами по его наущению. Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, Элизабет Паррис обвинила в колдовстве служанку Титубу (которая, и правда рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса долгими зимними вечерами, а может кое-что им и показывала). Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд и на ворчливую пожилую соседку Паррисов Сару Осборн, которая не была в церкви более года. Семья Путнам подала жалобы магистратам, и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены (на их теле искали «ведьмины сосцы» – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов). Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили. Их соседи – селяне тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным. Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени – одни и те же вопросы задавались снова и снова: «Является ли обвиняемая ведьмой? Видела ли она Сатану?», и тому подобное. Титуба сначала отрицала свою вину, но потом призналась, что к ней приходил высокий человек из Бостона (у обвинителей не было никаких сомнений, что это был Сатана), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она признала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах. Ее признание значительно подогрело энтузиазм обвинителей, и охота на ведьм началась. Девочки заявляли, что на них нападают духи обвиняемых женщин. Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс. Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – дочь Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух (четырехлетнюю девочку продержали в тюрьме 8 месяцев, откуда она провожала на виселицу свою мать!). В апреле того же года, обвинены в колдовстве Элизабет Проктор и Сара Клойс, пытавшаяся защитить сестру - Ребекку Нерс. Проктор и Клойс также подверглись осмотру. Муж Элизабет Проктор Джон, противящийся осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве.В апреле же "околдованная" Мэри Уоррен – служанка в семье Прокторов заявила, что она лгала, что лгут и другие девочки, позже она откажется от этих слов. Однако обвинения продолжались. Анна Путнам обвинила в колдовстве Жиля Кори, сказав, что ей причиняет вред дух мужчины, умершего в доме Кори. В апреле в колдовстве призналась еще одна из обвиняемых - Деливеранс Хоббс, она заявила, что щипала девочек по велению Сатаны и летала на метле, на шабаш в чистом поле. К списку обвиняемых добавились еще одна сестра Ребекки Нерс - Мэри Исти, осмотру подверглись Нихимия Абботт, Вильям и Деливеранс Хоббс, Эдвард и Сара Бишоп, Мэри Блэк, Сара Уайлдс, Мэри Инглиш, Сара Мори, Линдия Дастин, Сусанна Мартин, Доркас Хоар, Сара Черчилл. Наконец девочки обвинили в колдовстве бывшего пастора Салема Джорджа Бэрроуза (George Burroughs), который был арестован и помещен в тюрьму. В мае осмотру подверглись Джордж Джейкобс - старший и его внучка Маргарет Джейкобс. Тем временем в тюрьме умерла Сара Осборн, которую обвинили одной из первых. Арестован Роджер Тусекер (позднее он умрет в тюрьме). 

3. «Суд и процесс»
Салемское дело привлекло внимание общественности. В мае 1692 года вернувшийся из Англии Губернатор Фиппс создал особый суд для заслушивания и принятия решения по салемскому делу (Court of Oyer and Terminer), назначил его судьями Джона Хавторна, Натаниеля Салтонсталла (его позднее заменит Корвин), Бартоломью Гедни, Питера Серджента, Самуэля Сьюэлла, Уэйта Стилла Винтропа, а также вице-губернатора Вильяма Стаутона (который был убежденным охотником за ведьмами). Трое из этих судей были близкими друзьями преподобного Коттона Матера. Иными словами, уже при формировании суда был очевиден обвинительный уклон. По совету Матера судьи принимали в качестве доказательств признания ведьм, так называемые "призрачные (спектральные) доказательства". (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда, следы призрачных щипков и укусов), реакцию девочек на прикосновение обвиняемых, наличие «дьявольских отметин» на обвиняемых. Весьма специфические доказательства, что и говорить. Судьи осмотрели Марту Картер, Джона Алдена, Уилмота Редда, Элизабет Хоув и Филлипа Инглиша. (Инглиш и Алден сбежали из тюрьмы).

ГЛАВА І І : «Инквизиция.»

Инквизиция во всем полагалась на церковь. Прикрываясь Библией и Святыми Образами, инквизиторы часто сводили собственные счеты с «ведьмами». Итак, опишу последовательность их работы. Первое, что должны были сделать инквизитор перед тем, как приступить к своей непосредственной работе – помолиться. Далее приведен перевод молитвы инквизиторов:

1. «Молитва инквизиторов»

Сначала признание,
потом раскаянье,
а потом легкая смерть без пролития крови,
ибо церковь милосердна.
И ты вздохнешь с облегчением,
вернув на путь истинный заблудшую овечку,
несмотря на то,
какую цену эта овца заплатила.
Богатство сеньора
будет передано на нужды бедных,
детей осужденного
воспитают в монастыре
под строгим контролем.
А ты, спасающий души,
вырывающий заблудших из цепких когтей дьявола,
склонишься в благостной молитве перед распятьем,
благодаря за помощь и поддержку
в успешном завершении возложенной на тебя миссии.
Но не будет тебе благодарности на земле!
Вспомни слова Господа:
"Блаженны вы, когда будут поносить вас
и гнать и всячески злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь,
ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас".

Что с того, что от тебя,
как от огня,
шарахается народ!
Зато никто из них не может
без страха и смятения
выдержать твоего пристального взгляда.
Монашество - это призвание,
самоотречение, чистота.
Но этого мало, чтобы стать судьей над паствой,
ибо не каждый монах способен стать инквизитором.
Для этого надобен острый ум и божественная проницательность,
дабы разобрать виноватых и правых.

Будем же смиренны, братья,
осознавая и осуществляя свою миссию!
Не взирай на грехи наши,
но на веру церкви нашей святой,
и на милосердие Господа нашего Иисуса Христа.
In nomine Patris, et Fili,
et Spiritus Sanctis. Amen.
Не стоит думать, что далее следовали пытки, нет. Следующий пункт – гимн инквизиторов.

2. «Гимн инквизиторов»

«Немощных в вере судите без споров о мнениях»
св. апостол Павел
«Дайте мне точку опоры,
и я переверну землю»?
Нет, не так!
Дайте мне Истину,
и я перегрызу за нее горло любому!
Сравняю города с землей,
уничтожу всех инакомыслящих,
разорю царства,
низвергну престолы!
Не так ли, господа?
Мы, и только мы с вами знаем,
как надо.
Как надо жить,
как надо любить,
как надо веровать!

На старых пепелищах,
на простывших углях
сложим новый костер,
больше прежнего.
Пришло время действовать, Братья.
Если Господь сказал:
«Не мир я вам принес, но меч» -
возьмем этот меч и отделим овец от козлищ.
Грехи отцов, братья,
падут на потомков до седьмого колена.
Истребим же с корнем плевелы греха и порока в зачатке,
без жалости, но и без жестокости.
Наша власть не от мира сего,
мы - лишь орудие в руках Господа,
олицетворение его справедливого суда.

Многотрудная часть, тяжелый крест –
путь того, кто призван Всевышним,
выискивать змия инакомыслия повсюду,
где он затаился.
Однако исполняя это святое задание,
приучаешься понимать,
что еретик - не только тот, кто открыто проповедует ересь.
Но и те, кто тайно посещают еретиков,
когда те пребывают в узилище,
кто утверждает, будто еретиков приговорили неправосудно,
несмотря на то, что во время следствия была признана их вина.
Ибо ересь - есть преступление страшное
и сочувствующий в малом
уже грешит против Духа святого.
Истинно говорю вам:
всякий грех и хула простятся человекам;
а хула на Духа не простится,
ни в сем веке, ни в будущем».

3. «Николя Реми»
(1530-1612)В детстве обмирал от страха, слушая рассказы нянек о привидениях и злых духах. Пожалуй, дочери этих женщин имели позже все основания пожалеть, что ребёнка растили таким суеверным. Возмужав и дослужившись до больших чинов, Реми сжёг 900 ведьм только за 15 лет деятельности! Несчастные француженки из Лотарингии (где Реми был генеральным прокурором) попадали в пыточный застенок по ничтожнейшим поводам. То крестьяне заблудились в лесу и донесли, что перед тем встретили односельчанку. То лесоруб занозил колено. В любом подобном происшествии фанатик видел вмешательство дьявола по наущению ведьмы. Женщин не спасали ни алиби, ни стойкость под пытками. Бесперебойный конвейер следствия волок их одну за другой к столбу для сожжения. Историки полагают, что к концу своей жизни лотарингский судья уничтожил 1200 жертв.
В 1595 году Николя Реми выпустил в Лионе книгу, в которой воспевал свои подвиги. Перевод на немецкий поспел как раз к пику германской охоты на ведьм. Жесточайший террор начала XVII века проводился с постоянными ссылками на авторитет французского судьи.

Учитывая, что психология инквизиторов одинакова, мы можем предположить, что Салемские инквизиторы вели себя так же и имели такие же наклонности и предысторию, повлиявшую на выбор профессии.

4. «Три мифа инквизиции»
1. Инквизиция была только в средневековье.
Инквизиция начиналась в средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым Временем. «Молот ведьм»переиздавался в Англии в одно десятилетие с «Началами» Ньютона. Сожжения ведьм на кострах происходили во времена Вольтера и Дидро, в эпоху «просвещения» (конец 18 века). А последнее сожжение на костре еретика (еврея) по приговору «суда веры» состоялось в 1826 году (В это время Пушкин писал «Евгения Онегина»...)
2. Инквизиция - именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.
Ведьмовство никогда не считалось почтенным занятием. (Разумеется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло - костры, на которых сжигали ведьм, полыхали не с меньшей силой, чем в католической Испании. Ну и вспомним, наконец, печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке. Где никакой инквизиции вообще никогда не было. .

3. «Молот Ведьм»- это книга, в которой с чувством и смаком описаны ужасные пытки и казни, которые инквизиторам следовало применять к несчастным жертвам.
Эта байка пошла с легкой руки братьев Стругацких. На самом деле книга эта посвящена в основном теологическим и правовым аспектам работы инквизитора. Пытки там конечно упоминаются, поскольку они были неотъемлемой частью следственного процесса, но никаких сладострастных подробных описаний процесса пыток вы там не найдете
Таким образом, многое, что нам известно из данной области – не более, чем легенда.

5. «Проверки, допросы, казнь»
Я обещала рассказать о самых известных пытках. Эту часть я решила написать с целью демонстрации того, на что ушел весь творческий потенциал и изобретательность людей, живших в средневековье.

Процесс пытки состоял из трех частей:
1- Проверка. С самого начала искали ведьмино клеймимо. Это могла быть родинка, родимое пятно или бородавка (1) Проверка заключалась в том, чтобы, так сказать аттестовать ведьму на причастность к злым силам. Жертву бросали в глубокие овраги, и если она по какой-то причине выживала, то причастность была доказана. Но подобного почти не случалось. По этой причине ведьм стали связывать и пускать вниз по реке с крайне быстрым течением(2). Так же подозреваемых сажали на весы….и если чаша с «ведьмой» перевешивала, то…..ее признавали виновной (3).И это, не считая других видов допроса.
При условии, что обвиняемая оставалась в живых, то следовала следующая часть процесса пыток – допрос.

2 - Допросы со стандартным: «Вступала ли ты в сговор с Дьяволом?» , сопровождался пытками в духе «Колесования»(1),»Раскаленного железа» (2), «Водной пыткой»(3), «Клиний»(4) и, конечно широко известное «Ведьмино кресло»(5) . В таких условиях, при дикой боли, человек был г отов признаться в чем угодно в надежде, что на этом муки закончатся.

Мне представляется нецелесообразным описывать эти кровавые пытки. Вполне достаточно представленных выше иллюстраций.

3 – Казнь. Казнили вне зависимости от того, признала ли «ведьма» себя виновной или нет. Перед казнью целые сутки ее держали на общем обозрении в колодках.

Большинство обывателей считает, что казнили ведьм только через сожжение(1). Помимо сожжения практиковался варианты: «Последний путь»(2), «Саркофаг»(3), и удушение(4).


Глава І І І « Конец кошмара»

1. «Гипотезы и версии»
Со времен охоты на ведьм в Салеме прошло уже более 300 лет, но до сих пор нет единого мнения о том, что стало причиной этих событий - ни среди современников тех событий, ни среди современных ученых. Вопросов возникало много, и, кажется, главный из них: кто виноват? Сатана? Ведьмы? Девочки? Пуританское общество того времени? Истерия? Болезнь? Кто или что в ответе за трагедию в Салеме?
Еще в 1867 году Чарльз Апхэм выдвинул гипотезу о том, что "пострадавшие девочки" находились в сговоре и намеренно лгали. Его теория доминировала в течение достаточно длительного периода времени. Однако впоследствии стали считать, что девочки, как и ведьмы, были жертвами в салемском процессе, поскольку страдали от истерии, связанной с особенностями пуританского воспитания детей.
Говоря о виновности ведьм, Чадвик Хансен, полагал, что хотя большинство обвиняемых были невиновны, некоторые обвиняемые женщины действительно практиковали колдовство.
Что же на самом деле произошло в Салеме в 1692 году мы, наверное, уже никогда не узнаем. Каждый сам решает, кому и чему верить.

2. «Наследие Салема»
Салемское наследство. Истерия 1692 года до сих пор привлекает в Салем и соседний с ним Денвере множество туристов. Холм Виселиц, некогда расположенный далеко от города и служивший местом казней и захоронения ведьм, давно застроен жилыми домами. Согласно легенде, в этих местах можно встретить призраки казненных. Дом ведьм, реставрированное жилище судьи Джонатана Корвина, открыт для осмотра. Посетителям показывают небольшое помещение, в которое магистрат вызывал дрожащих горожан, чтобы решить, нужно ли обвинить их и предать суду. Тюрьмы уже не существует, но подвал воссоздан в помещении музея "Салемский подвал ведьм". Вся история процесса подробно изложена в экспозиции Музея ведьм, расположенного в бывшей церкви. Этот музей ежегодно посещают 140 000 человек.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Инквизиция. Правда и вымысел | Fiery_World - Fiery World | Лента друзей Fiery_World / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»