Из "Шатпрашна-упанишады"
Вопрос четвертый
1. Внук бога Солнца, Гаргья, спросил Пиппаладу:
"О мудрец, пожалуйста, поведай, какие полубоги, управляющие жизнедеятельностью в теле, во время сна человека спят, а какие продолжают бодрствовать?
Чувства человека не действуют во время сна, кто же из управляющих чувствами полубогов показывает сновидения спящему?
Кто испытывает счастье во время глубокого сна?
В ком все (чувства, их функции и прочие составляющие бытия человека) покоится во время глубокого сна?"
2. Пиппалада ответил:
" Лучи солнца при заходе словно вбираются в солнечный диск и уже не освещают мир, но во время восхода они вновь распространяются повсюду в пространстве. Подобным же образом во время сна со сновидениями все полубоги, повелевающие чувствами человека, соединяются с умом, в котором проявлен в то время Верховный Господь. (Во время же глубокого сна все они собираются в сердце, где Господь проявлен в форме другой Своей экспансии.)
В комментарии к стиху Мадхвачарья добавляет, что во время глубокого сна сушупти сновидения полностью отсутствуют. Тогда перестают функционировать даже ум, разум и ложное эго живого существа, что поясняется на санскрите следующими словами: на мануте, на буддхйате, на аханкароти.
3-4. Но во время сна в теле продолжают дышать "жертвенные огни" - воздушные потоки жизнедеятельности. В них непрерывно идет процесс дыхания, который сам по себе является жертвоприношением Господу. Апана является огнем по имени Гархапатья, вьяна - огнем Дакшинагни, прана - жертвенным огнем Ахавания. Воздушный поток самана (равновесие) назван так потому, что он обеспечивает размеренное чередование вдохов и выдохов, которые подобны двум регулярным подношениям в вышеуказанные жертвенные огни. Поэтому саману называют жрецом-адхварью. Ум (манас) или душа, пребывающая в уме, является яджаманой - хозяином (заказчиком) этого жертвоприношения. Удана является жрецом-удгатой, который представляет яджамане (душе) плод совершаемого жертвоприношения. Плодом же является то, что удана каждую ночь во время глубокого сна ведет душу (дживу) через спинно-мозговой канал Сушумну на венчик лотоса сердца, где проявлен Высший Брахман, Верховный Господь.
Из комментария Мадхвачарьи: Удана - это жрец-удгата или пятый жертвенный огонь дыхания жизни. Он несет душе заслуженные плоды не только после смерти тела, но и в этой жизни. Под управлением уданы душа погружается в глубокий сон и испытывает духовное счастье от соприкосновения с Господом в сердце. Кроме того, удана после смерти переносит душу, учитывая ее кармические заслуги, в новое тело. Удана также ведет достойные души по пути к освобождению. Во время сна человек начинает дышать с большей интенсивностью, это дыхание (жертвоприношение) удовлетворяет Господа, и тогда удана (жрец-удгата) награждает дживу духовным плодом - глубоким сном, во время которого джива соприкасается с Господом в сердце.
5. Итак, во время сна человека божество дыхания Мукхья-прана не спит, он в это время созерцает величие Господа. Господь Нараяна, пребывающий в уме спящего человека, Сам также видит Свою славу. По воле Господа во время сна душа испытывает как счастье, так и горе. Она видит то, что уже видела раньше, слышит ранее услышанное, видит и переживает вновь то, что она уже видела раньше, в другое время и при других обстоятельствах. Спящий может узреть и то, что видел в этой жизни, и невиданное, услышать как слышанное, так и то, чего не слышал, пережить даже то, чего с ним никогда еще не бывало. Он может видеть образы, похожие на реальность, либо видеть предметы из мира фантазии.
6. Когда спящий преисполняется божественным светом, тогда, погруженный в глубокий сон, он уже не видит снов. В этот момент, пребывая в непосредственной близости с Господом в сердце, душа освобождается от треволнений материального бытия и испытывает духовное счастье.
Комментарий Мадхвачарьи: В глубоком сне, обусловленная душа соприкасается с Богом и ощущает свою вечную духовную природу, но, так как она все еще не свободна от покрывающих ее оболочек невежества, она не способна воочию лицезреть находящегося рядом Господа. Для наслаждения тело необходимо, таков закон. Вечное духовное тело души по облику схоже с телом всеблагого Господа, поэтому, соприкоснувшись с Господом во время глубокого сна, душа частично вспоминает о своем вечном бытии.
7. Дорогой ученик, пойми, как птицы находят прибежище ночью в своих гнездах на дереве, так и вся совокупность элементов, составляющих бытие человека, во время его глубокого сна поддерживается Верховным Господом.
8. Господь поддерживает все составляющие материального творения, которые по закону двойственности делятся на пары (двадцать пар из взаимосвязанных элементов). (...)
Комментарий Мадхвачарьи: В этом стихе Пиппалада отвечает на последний вопрос Гаргьи: "В ком все покоится во время глубокого сна человека?" Этот вопрос становится весьма уместным, когда из описания мы видим, что во время глубокого сна душа полностью теряет связь со своим материальным телом. Как же тогда тело, представляющее собой сложный конгломерат элементов творения, не распадается? Ответ таков: тело продолжает поддерживать Мукхья-прана, осуществляющий процесс циркуляции всех воздушных потоков. Однако Мукхья-прана также не действует независимо, он совершает это свое важное служение, заручившись поддержкой Верховного Господа.
Серия сообщений "Вдохновение цитат":
Часть 1 - Поэзия Мира Баи.
Часть 2 - Прославление Бхагаватам
...
Часть 55 - Как Кришна привлекает своими играми
Часть 56 - Как привязаться к Кришне. Совет Дживы госвами.
Часть 57 - Сновидения. Авторитет Вед.
Часть 58 - Отчаяние предаться Кришне