Это для себя и тех, кому интересно.
10-09-2008 17:04
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - В своих мыслях
Значение музыки в творчестве Дж.Р.Р.Толкина сопоставимо с его лингвистической
составляющей. Мир Арды сотворен великой музыкой и пребывает между вступительной
увертюрой “Айнулиндалэ” и величественной хоровой кодой, исполняемой людьми и Айнурами
перед троном Единого. Перефразируя Библию, в отношении эпоса Толкина можно сказать: “В
начале была музыка и музыка была у Илуватара”. Исследуя мир, сущностью которого является
музыка, требуется уделить этой субстанции особое внимание.
Можно выделить несколько аспектов изучения этой темы в творчестве Толкина, прежде
всего биографический. Например, интересно выяснить источники музыкальных впечатлений
Профессора, к которым относятся национальный музыкальный быт, музыка католического
богослужения, семейные концерты. Также любопытно исследовать уровень музыкальной
культуры и особенности слуха писателя.
Толкин не хотел учиться игре на фортепиано в детстве, но мудрая судьба не оставила его
без музыки. Его музой стала жена Эдит, неплохая пианистка, которую он любил слушать все
годы супружества, о чем пишет Х.Карпентер в биографии. Значит, музыкальная материя,
предположительно классика и фольклор, постоянно влияла на его сознание. А что касается
слуха, то индивидуальная особенность восприятия слова, прежде всего красоты его звучания,
свидетельствует об интонационной чуткости Толкина и о гибкости его слуха.
Второй аспект - это изучение текстов на предмет описания мифических музыкальных
культур Арды. Здесь возникают два пути изучения. Первый - это анализ собственно законов
существования этих культур - их эволюционирования, взаимодействия, а также жанров, форм,
ладов, инструментария, образности, исполнительства, различных стилей. Второй путь - сравнение
культур Арды с культурами нашей цивилизации. Так, например, можно сопоставить как
проходили многочисленные музыкальные состязания богов Древней Греции и песенный поединок
Финрода и Саурона.
И тот, и другой путь изучения представляются правомерными, так как Толкин пребывал
одновременно в обоих мирах - мире Средиземья и современности 20 века.
Третий аспект - это внутреннее слышание Профессором описанной им музыки. Здесь
следует опираться на собственные высказывания автора, воспоминания современников и
аудиозаписи пения Толкина.
Четвертый аспект - изучение музыки «по Толкину», профессиональных и любительских
произведений.
В докладе затрагивается преимущественно последний аспект - музыкальные
интерпретации, на примере озвучивания Имладриса и Лотлориэна. Раскрытие эльфийской темы
в музыке - задача непростая. Есть ли здесь объективные критерии для оценки: эльфийская -
неэльфийская? Скорее всего, нет.
Музыку эльфов можно попытаться реконструировать, так как профессор Толкин сохранил
для нас языки. Вокальный фольклор любого народа, особенности его мелоса и ритма основаны
на мелодике языка и его акцентуации. Также на музыкальный язык влияет климат, род занятий
народа, географическое положение и множество других факторов. Обо всем этом Профессор
щедро поведал в своих книгах и черновиках. Реконструкция эльфийской музыки - это задача,
которую можно попытаться решить совместными усилиями специалистов по эльфийским языкам
и музыкантов.
Пока же зададимся вопросом о том, как для нас, людей, хоть и с каплей эльфийской
крови, может звучать музыка синдар или нолдор? На мой взгляд, она должна быть прежде всего
возвышенно-прекрасной (люди воспринимали эльфов невероятно прекрасными), благородной
(в музыке всегда отражаются лучшие качества народа), интонационно-сдержанной и далекой от
привычного для нас словаря «человеческой музыки» (ведь раса эльфов держится достаточно
обособленно). Но человеческое начало в ней тоже неизбежно проявляется, так как создают
эльфийские мелодии люди, а они могут черпать лишь из мировой музыкальной культуры. Что
композиторы оттуда выбирают, попробуем выяснить на нескольких примерах. Представляется
любопытным показ эльфийской темы в сопоставлении, в данном случае на примере Имладриса
и Лориэна. В романтической музыкальной традиции был детально разработан комплекс средств
- ладовых, гармонических, фактурных для противопоставления мира добра и зла, света и мрака.
Особенно ярко это проявилось в творчестве Р.Вагнера. Тем интереснее обнаружить, как авторы
музыки показывают контраст и своеобразие двух миров красоты.
Объективными предпосылками для этого контраста является иерархичность Лотлориэна
и Ривенделла. Лориэн - мир более древней и мощной эльфийской традиции, хранимый Леди
Галадриэль. Имладрис, напротив, место, открытое для общения разных народов. Владыка Элронд
является носителем сравнительно более молодой и синтетической культуры.
Рассмотрим четыре варианта музыкального контраста Имладриса - Лотлориэна: в
саундтреках Говарда Шора и Леонарда Розенмана, инструментальных пьесах Павла Фомичева
«Песнь Галадриэли» и «Залы Ривенделла»; миниатюрах Патрика Десенинка «Леди золотого
леса» и «Ривенделл».
Оба саундтрека написаны для симфонического оркестра в классических традициях. Говард
Шор берет за основу психологический лейтмотивный метод Р.Вагнера.
Использование симфонического оркестра и опора на классические жанры весьма
правомерна в отношении произведений Толкина. «Айнулиндалэ» - произв едение
«симфоническое» по структуре и частично по выбранному инструментарию.
Контраст у Л.Розенмана не может считаться достаточно выраженным из-за чрезвычайной
краткости музыки Ривенделла, вызывающей ассоциации с музыкой эпохи Возрождения. Для
композитора Лотлориэн являлся более важным музыкальным объектом и свое понимание
эльфийского он выразил именно в его тематизме. Это развитый гимн в стиле европейской хоровой
музыки для смешанного хора и детских голосов. Его торжественная помпезность призвана
отразить грандиозность и мощь эльфийского королевства.
В музыке Г.Шора контраст отражен в полной мере, более того, мы имеем разнообразие
тематизма внути сферы Имладриса и Лотлориэна. Композитор создал далекую от бытовых
интонаций музыку. Шор показал иерархию двух миров через контраст стилевых пластов, к
которым он обратился. Музыкальный портрет Лориэна связан с древней жанровой сферой
григорианского хорала, проявившейся в теме Галадриэли и теме ламенто, где добавляется прием
18 38
“ÏÀËÀÍÒÈД
антифонного пения. Связь с хоралом не буквальная, это не стилизация, ведь поют эльфы, а не
монахи. Общее - это принципиальное одноголосие, преобладание постепенного движения,
сосредоточенный и сдержанный характер. Отличие заключается в тембровой окраске - женские
голоса вме сто мужских, и в наличии некоторых острых хроматических оборотов. В
григорианском пении избегается экспрессия, но вокал у Шора еще более сдержанный и
отстраненный.
Лориэн у Шора - это, прежде всего, память обо всей истории эльфийского народа,
таинственного и древнего.
Тема Имладриса перекидывает арку к сравнительно молодому романтическому
направлению и импрессионистическому музыкальному стилю. Ее образность перекликается с
«морскими» гармониями и фактурой Дебюсси. Сиреноподобное звучание голосов и бурлящая
фактура создают тонкую ассоциацию с темой моря. Как не вспомнить зов моря в книгах Толкина.
В целом, музыке Лотлориэна свойственна загадочность и затененность колорита, а музыке
Ривенделла - пространственность и пейзажность. Но между ними есть не только контраст, но и
переклички. Так в Лориэне тоже звучит импрессионистическая тема, спрятаная, а в музыке
Имладриса есть песня Энии «Анирон», от которой протягиваются ниточки к лориэнским
вокальным темам.
Романтические инструментальные пьесы П.Фомичева обнаруживают контраст в рамках
одного стиля - музыки эпохи Возрождения. «Песня Галадриэли» - это инструментальная баллада,
ее фантазийное обрамление удачно сочетает в себе элементы пейзажности и портретности. Волны
звуков одновременно ассоциируются с движением воды, ветра и золотыми, струящимися прядями
волос Леди Золотого Леса.
«Залы Ривенделла» представляют собой сюиту - стилизацию старинных танцев. В музыке
чередуется медленное и быстрое движение вместе со сменой метроритма. Иерархичность
выражена в более возвышенно-поэтическом характере «Песни» по сравнению с бытовыми,
жанровыми истоками «ривендельской» музыки.
В произведениях П.Десенинка контраст выражен через различие формы. Пьеса «Леди
золотого леса» представляет собой инструментальные вариации пасторального характера. Форма
вариаций подчеркивает неизменность основного настроения умиротворенности. Пасторальность
придает использование тембров деревянных духовых - кларнета, гобоя, флейты.
Композиция «Ривенделла» более сложна, возможно это связано с иллюстрированием
каких-то эпизодов книги. Открывается пьеса загадочной «табакерочной» темой, в которой есть
что-то механическое. Первый раздел сменяется балладной частью: звучит соло гобоя на фоне
аккомпанемента арфы, возникает ощущение погружения и растворения в пространстве.
Одновременно появляются новые голоса и музыка постепенно драматизируется. Она обрывается
и в конце звучит одинокий голос гобоя.
В конце доклада хотелось бы упомянуть пьесу Энии «Лотлориэн». Эта певица и
композитор неоднократно обращалась к эльфийской теме. В пьесе «Лотлориэн» настроение
светлой печали передано чередованием мажора и минора. Форма чрезвычайно проста - три
куплета, последний из которых немного расширен из-за повторения кадансов. Присутствует
некоторое жанровое мерцание. Безыскусные начальные обороты мелодии выдержаны в духе
народной песни, а в кадансах появляется интонационная и гармоническая изысканность.
Описав мифическую музыкальную культуру эльфов, Толкин оставил музыкантам
богатейшие возможности для сотворчества. Разнообразие музыкальных трактовок эльфийской
музыки дает возможность слушателю эмоционально глубже пережить впечатления от великих
книг. Например, Лориэн предстает перед нами в разных музыкальн ых одеяниях. Он и
величественно-прекрасный, и таинственно-древний, и райски-безмятежный, и исполненный
настроения светлой печали увядания и разлуки. Будем ждать новых прекрасных произведений в
разнообразных жанрах: классических и современных.
Тема музыки в творчестве Толкина во всех своих аспектах требует серьезного исследования
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote