Статья 35. Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность.
Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.
Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.
Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой.
Воскресенье, 10 Февраля 2008 г. 16:00 (ссылка)редактировать
как и куда нужно подавать иск о возмещении морального вреда? какой порядок, сроки и форма заявления, если возбуждено уголовное дело?
Ответ:
гражданский иск о возмещении морального вреда подается в суд в уголовного процесса.К исковому заявлению нужно приложить его копии: по одному экземпляру на каждого ответчика (человека или организации, к которому истец предъявляет претензии). Вместе с заявлением необходимо предоставить квитанцию об оплате государственной пошлины.
Необходимо позаботиться о документальном доказательстве/обосновании следующих условий:
1.наличие самого морального (неимущественного) вреда;
2.противоправных действий причинителя морального (неимущественного) вреда;
3.причинной связи между противоправным поведением причинителя морального (неимущественного) вреда и негативными последствиями;
4.вины в причинении морального (неимущественного) вреда.
В рамках уголовного процесса эти практически все эти обстоятельства, кроме первого, рассматриваются и отражаются в материалах следствия.
Судебная практика в вопросах морального вреда отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда № 4 от 31.03.1995 г. Срок подачи заявления в рамках уголовного процесса - в процессе досудебного следствия, иначе - в рамках гражданского - в течение 3 лет со дня вынесения обвинительного постановления суда по уголовному делу.
[ ATTEINTE A LA VIE PRIVEE ] [ DENONCIATION CALOMNIEUSE ] [ ATTEINTES AU SECRET ] [ TRAITEMENTS INFORMATISES INFRACTIONS ] [ ETUDES GENETIQUES INFRACTIONS ]
CODE PENAL (Partie Législative)
CHAPITRE VI
Des atteintes à la personnalité
Section 1 : De l'atteinte à la vie privée
Article 226-1
Est puni d'un an d'emprisonnement et de 300 000 F d'amende le fait, au moyen d'un procédé quelconque, volontairement de porter atteinte à l'intimité de la vie privée d'autrui :
1° En captant, enregistrant ou transmettant, sans le consentement de leur auteur, des paroles prononcées à titre privé ou confidentiel ;
2° En fixant, enregistrant ou transmettant, sans le consentement de celle-ci, l'image d'une personne se trouvant dans un lieu privé.
Lorsque les actes mentionnés au présent article ont été accomplis au vu et au su des intéressés sans qu'ils s'y soient opposés, alors qu'ils étaient en mesure de le faire, le consentement de ceux-ci est présumé.
Article 226-2
Est puni des mêmes peines le fait de conserver, porter ou laisser porter à la connaissance du public ou d'un tiers ou d'utiliser de quelque manière que ce soit tout enregistrement ou document obtenu à l'aide de l'un des actes prévus par l'article 226-1.
Lorsque le délit prévu par l'alinéa précédent est commis par la voie de la presse écrite ou audiovisuelle, les dispositions particulières des lois qui régissent ces matières sont applicables en ce qui concerne la détermination des personnes responsables.
Article 226-3
Est punie des mêmes peines la fabrication, l'importation, la détention, l'exposition, l'offre, la location ou la vente, en l'absence d'autorisation ministérielle dont les conditions d'octroi sont fixées par décret en Conseil d'Etat, d'appareils conçus pour réaliser les opérations pouvant constituer l'infraction prévue par le deuxième alinéa de l'article 226-15 ou qui, conçus pour la détection à distance des conversations, permettent de réaliser l'infraction prévue par l'article 226-1 et figurant sur une liste dressée dans des conditions fixées par ce même décret.
Est également puni des mêmes peines le fait de réaliser une publicité en faveur d'un appareil susceptible de permettre la réalisation des infractions prévues par l'article 226-1 et le second alinéa de l'article 226-15 lorsque cette publicité constitue une incitation à commettre cette infraction.
Article 226-4
L'introduction ou le maintien dans le domicile d'autrui à l'aide de manoeuvres, menaces, voies de fait ou contrainte, hors les cas où la loi le permet, est puni d'un an d'emprisonnement et de 100 000 F d'amende.
Article 226-5
La tentative des infractions prévues par la présente section est punie des mêmes peines.
Article 226-6
Dans les cas prévus par les articles 226-1 et 226-2, l'action publique ne peut être exercée que sur plainte de la victime, de son représentant légal ou de ses ayants droit.
Article 226-7
Les personnes morales peuvent être déclarées responsables pénalement, dans les conditions prévues par l'article 121-2, des infractions définies à la présente section.
Les peines encourues par les personnes morales sont :
1° L'amende, suivant les modalités prévues par l'article 131-38 ;
2° L'interdiction, à titre définitif ou pour une durée de cinq ans au plus, d'exercer directement ou indirectement l'activité professionnelle ou sociale dans l'exercice ou à l'occasion de l'exercice de laquelle l'infraction a été commise ;
3° L'affichage ou la diffusion de la décision prononcée, dans les conditions prévues par l'article 131-35.
Воскресенье, 10 Февраля 2008 г. 15:44 (ссылка)редактировать
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Комментарий к статье 23
Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Отношения между людьми в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственности. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни.
Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и т. д., право распоряжаться семейным бюджетом, личной собственностью и денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом.
Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, т. е. отправлять обряды религиозных культов (ст. 28). В связи с этим возникает необходимость оградить граждан от разглашения сведений личного характера, доверенных священнослужителю на исповеди. Тайна исповеди - гарантия неприкосновенности личной жизни верующих. Законом установлено, что духовное лицо не подлежит уголовной ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным из исповеди (ст. 19 УК). Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п. 11 ч. 1 ст. 5 УПК).
К профессиональным тайнам, обеспечивающим неприкосновенность частной жизни, т. е. доверенным представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан, помимо тайны исповеди относятся медицинская тайна, тайна судебной защиты, предварительного следствия, усыновления, нотариальных действий и некоторых записей актов гражданского состояния.
Работники нотариальных контор обязаны хранить в тайне сведения о личной жизни граждан (содержании завещания, акта дарения имущества и т. п.). Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Выдача справок о нотариальных действиях и документов допустимы лишь по требованию судьи, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами. До возбуждения уголовного дела такие запросы недопустимы.
Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 110 КоБС). Ответственность за ее разглашение предусмотрена уголовным законом (ст. 124-1 УК).
Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни складывается из ряда норм различных отраслей права. Неприкосновенность частной жизни граждан - один из элементов правового статуса гражданина.
Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".
Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.
К личным тайнам относится также тайна почтово-телеграфной корреспонденции (переписки, иных почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений). Особенность здесь в том, что гражданин доверяет почте и телеграфу не само содержание переговоров, а лишь пересылку корреспонденции или техническое обеспечение телефонных переговоров.
Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн предусмотрены законом. Так, обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом (ст. 12 УПК). При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в особом порядке (ст. 174, 176 УПК). Выемка корреспонденции согласно Конституции допускается только на основании судебного решения.
Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов при наличии достаточно обоснованных данных о том, что обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела, вынести постановление о прослушивании этих переговоров. При наличии указанных оснований, а также фактов телефонного хулиганства проведение этого следственного действия допускается только по решению судьи. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении о некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. <14> рекомендовал всем судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Общие и военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды. Указанные материалы представляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации от 13 марта 1992 г. <15>.
По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, либо об отказе в этом. Указанные материалы рассматриваются судами незамедлительно. Если судья не дает разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.
Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан является уголовным преступлением и наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда (ст. 135 УК).
В гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения велись. Гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам о половых преступлениях, а также по другим делам с целью предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 18 УПК).
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Комментарий к статье 24
Конституция, устанавливая право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч. 4 ст. 29), в ч. 1 ст. 24 в соответствии с международными нормами предусмотрела ограничения этого права, направленные на защиту личной жизни, уважение прав и репутации других лиц.
В нашей стране проблемы защиты прав личности при работе с информацией о гражданах (персональными данными) до последнего времени не считались актуальными. Изменение концептуальных подходов ко многим явлениям жизни нашего общества коснулось и охраны прав граждан, в том числе защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, от злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера.
Конституция устанавливает в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица согласие этого лица. Конституционная норма не связывает защиту информации о частной жизни с гражданством лица, поэтому можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации такая защита предоставляется любому человеку независимо от того, является он гражданином Российской Федерации или нет.
Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок* сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность распространяется не только на государственные органы власти и управления, на государственные предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан.
Часть 1 ст. 24 устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах. Так, не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется процессуальным, прежде всего уголовно-процессуальным, законодательством. Указанные органы не вправе выходить за рамки закона. В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы.
В ч. 1 ст. 24 определены основы правового режима информации о частной жизни, создана база для дальнейшего нормотворчества. Предполагается разработка проекта закона Российской Федерации, детально регулирующего порядок работы с информацией персонального характера и направленного на защиту прав личности.
Часть 2 ст. 24 возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления, на должностных лиц этих органов обязанность знакомить заинтересованных лиц с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Эта норма права существовала и в ранее действовавшем законодательстве (например, в ст. 62 прежней Конституции России), однако механизм реализации этого права граждан не был предусмотрен, в связи с чем далеко не всегда граждане могли им воспользоваться.
В развитие Конституции Президент Российской Федерации 31 декабря 1993 г. подписал Указ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию <16>. Согласно Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, а также в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях.
Предоставляемое Конституцией право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы, не связано с наличием российского гражданства, однако его реализация содержит ограничения: ознакомиться с такими документами и материалами могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Следовательно, круг лиц ограничивается непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц.
Существует и еще одно ограничение: заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом. Следует подчеркнуть: законом, а не любым подзаконным актом. Поэтому, если орган власти или должностное лицо отказывает в ознакомлении с документами и материалами, обосновывая свой отказ ведомственной инструкцией, а не законом, такой отказ следует признать противоречащим Конституции и, следовательно, подлежащим обжалованию заинтересованным лицом.
В то же время целый ряд прав и обязанностей, прежде всего политических, принадлежит практически всем гражданам Российской Федерации, в связи с чем круг лиц, которые имеют право ознакомиться с соответствующей информацией, неограничен. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстраций и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Эта информация представляет общественный интерес и должна быть открытой и доступной.
Определенной гарантией доступа к информации служит принятый 27 июля 1993 г. Закон Российской Федерации о государственной тайне <17>, который наряду с правовым режимом информации, порядком ограничения доступа к информации содержит перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа.
Возможности и основания получения необходимых документов в других, помимо государственной, сферах Конституцией прямо не предусмотрены, однако эти вопросы урегулированы в законодательных и подзаконных актах в отношении отдельных видов информации, в частности экологической и медицинской информации
Комментарии (1)Комментировать В цитатник [+ в друзья]
Клевета - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство дру
Воскресенье, 10 Февраля 2008 г. 15:20 (ссылка)редактировать
Клевета - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица
Суббота, 07 Апреля 2007 г. 02:43 (ссылка)
Клевета - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица
вот это уже оскорбление и хулиганство.. ст 173 КоАП от 3 до 7 необлогаемых минимумов или исправительные работы от 1 до 2 месяцев..
Хамство - переход в дискуссии на личности с негативным оттенком
. Хамство - это вмешательство в личную жизнь человека, оскорбление и унижение его достоинства
2. Это намеренное нанесение ущерба его деловой и профессиональной репутации - кто Вам давал право решать, что из себя представляет человек, а что нет? Занимайтесь собой и своими делами, не нужно портить жизнь другим
Это показывает только то, что сами Вы ни на что больше не способны, как выливать грязь на других людей, что права человека и уважение - это ничто, что нам легче портить жизнь людям, чем заниматься своей
Воскресенье, 01 Апреля 2007 г. 21:21 (ссылка)
Ст. 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом понимает физические и нравственные страдания, которые могут быть причинены гражданину нарушением его прав.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10).
При этом моральный вред, причиненный нарушением неимущественных прав, подлежит компенсации во всех случаях, а моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав — только в случаях, специально предусмотренных законом
Комментарии (2)Комментировать В цитатник [+ в друзья]