• Авторизация


Немножко о флейтах... 20-07-2008 21:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Флейта — духовой музыкальный инструмент из группы деревянных (поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом
Блок-флейта
Блокфлейта (продольная флейта) — духовой инструмент, как правило, из дерева или пластика. Имеет очень мало общего с обычной, то есть поперечной флейтой. Блок-флейту держат продольно, вдувая воздух в отверстие, расположенное на торце трубки. Рядом с этим отверстием, подобно устройству свистка, расположено выходное отверстие, с рассекающей воздух гранью. На самой трубке расположены отверстия, закрываемые пальцами для извлечения различных тонов. В настоящее время блок-флейта в основном используется для аутентичного исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей.

Поперечная флейта
Поперечная флейта — духовой инструмент, изготовляемый в настоящее время из специальных металлических сплавов. Состоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух, и на этом же отверстии происходит рассекание потока воздуха острой кромкой. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной, в отличие от блок-флейты, которую держат во время игры как кларнет. Кроме вышеупомянутых двух отверстий, флейта имеет 16 дырочек, которые закрываются или открываются клапанами. Прикладывание пальцев к клапанам называется аппликатурой (пальцовка). При всех закрытых дырочках флейта дает наиболее низкий звук. Оркестровая флейта имеет диапазон в три октавы начиная от си малой октавы. Более высокие ноты получаются с помощью звуков натуральной гаммы, добываемых от нот в первой октаве вследствие сжимания губ (пропускающих воздух). Ноты звучат как пишутся, в ключе соль. Низкий регистр флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый звук; средний и особенно верхний регистры сильнее.
Есть также более низкие вариации этого инструмента: альтовая - от соль малой октавы до ми третьей (пишется в скрипичном ключе, транспонирует на кварту вниз), и басовая - от до малой октавы до до третьей (пишется в скрипичном ключе, транспонирует на октаву вниз).

Флейта-пикколо
Она же малая флейта, по конструкции аналогична обычной поперечной флейте, но в два раза меньше и звучит на октаву выше

Панфлейта, «флейта Пана»
Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. Каждая трубочка, например, на русских кувиклах, имеет свое название — «гудень», «подгудень», «средник», «пятушка» и т. д. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.
Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта — однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» — камыш) (кувиклы, кувички, цевница); грузинская ларчеми (соинари); литовская скудучай; чипсан и пoлянъяс народа коми и т. д..

Флейта банди
Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовный инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрит. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним — отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого конца ствола, служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как и на поперечной флейте.
Ди — один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87г. до н. э. Однако в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около 8000 лет, весьма схожие по конструкции с современными ди (хотя и без характерного заклеиваемого отверстия), что свидетельствует в пользу гипотезы о китайском происхождении ди. Легенда гласит, что Жёлтый император приказал своим сановникам сделать первую флейту из бамбука.
Существуют ди двух родов: цюйди (в оркестре музыкальной драмы жанра «кунцюй») и банди (в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзы» в северных провинциях). Строй банди несколько выше. Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия называется мэньди.

История развития флейты
В гречиская мифология изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал
Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Самое слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой «породы», как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались «флейтами», но собственно к флейтам прямого отношения не имели.

Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время «единственным подлинным предком» современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d’Angletterre. Наиболее убогим предшественником «флейты с наконечником», бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет — простенькая дудочка с «пищиком-свистком» и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из ее разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе.

Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием «косой» или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдаленным потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с «прямой флейтой» или «флейтой с наконечником», и в отличие от нее не имела уже «пищика», но располагала «боковым отверстием» или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но, так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить ее столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Немножко о флейтах... | Pseheya - Дневник Pseheya | Лента друзей Pseheya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»