• Авторизация


Без заголовка 10-06-2009 11:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы - Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев. Жигулевские сказки и сегодня рассказывают, что можно попасть в “отполированные норы” Хозяйки. “На четвереньках в аккурат влезть в них можно. Кто проползал - видел на том конце, то, что было желанно сердцу. Кто море, кто степь, кто горы или лес”.

В I тысячелетии до нашей эры в Среднем Поволжье жили племена, в которых, как установили археологические раскопки, особо почетное положение занимали женщины. Они были хорошо вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами, посвященными в древние таинства. Для их погребения возводили огромные курганы. Один из таких курганов был раскопан у села Гвардейцы Борского района в 70-х годах XX века. В могиле наряду с бусами и глиняными пряслицами от веретена были найдены железный кинжал и наконечники стрел. Вот вероятно, откуда берут свой исток легенды о Волжской Амазонии.

Предание “Завет Бориславны” сообщает, что “некая русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на востоке!) сокровища в Жигулях, под скалистым курганом. Курган заповедный и сам перед героем в сужденый час раскроется. И будут ему (герою) в награду все укрытые богатства”.

Образ Бориславны тесным образом перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анна-Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. Когда крепость пала, Анна бежала в горы. Для ее поимки враги послали целую армию, но княжна исчезла. Легенды рассказывают, что враги долго преследовали ее тень - “женщину на белой лошади”. Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями… А княжна укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон. Образ Волжской богатырши Бориславны удивительно схож с европейским образом альбигойской Марии Магдалины - легендарной хранительницей Грааля. Грааль - священная чаша, или камня, что был ниспослан с неба. Согласно западноевропейским преданиям Магдалина укрыла Грааль (сокровище с востока) в одной из пещер на реке Роне, где-то недалеко от горного пика Монсегюр.

Еще ближе смыкается образ царицы Анны-Патерь и графини Эсламонды де Фокс. Многие отказывались верить в смерть графини после разрушения Монсегюра. Ее считали хранительницей Грааля и верили, что она погружена в сон в одной из пещер, которых было много в горе, на которой стоял замок. Хранительница пробудится в день Страшного Суда. Рассказывают, что иногда в Жигулевских горах можно видеть призрак Анны, женщины в царском облачении с факелом в руках, горящим таинственным голубоватым пламенем. Если светит полная луна, ее бывает видно совершенно отчетливо.

С царицами Жигулевских подземелий легенды связывают и развалины древних городищ, найденных археологами на горе Манчиха, Белая Гора, Давыдова гора. Самарским спелеологам известны ходы на восточном склоне Белой Горы - напротив Каменного озера. Самый большой ход - извилистый коридор, кончающийся куполообразной камерой. Дальше - завал из крупных глыб. Стены пещеры покрыты льдом, низкая температура наблюдается здесь круглый год (до - 15 град. С). Спелеологи объясняют это тем, что внутри горы находятся значительные пустоты, порождающие устойчивую тягу воздуха. В окрестностях горы известно еще несколько более мелких пещер, полностью закрытых льдом.

Другая “Повелительница Гор Жигулевских” - колдунья Маринка (имеется в виду Мария Мнишек, жена Лжедмитрия I, которая после смерти мужа с верными ей силами бежала в Поволжье). Она жива до сих пор и живет где-то в горе, “чарами чарует”, “бродячими кладами повелевает”.

До середины второй половины XVIII столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили “добры молодцы” и “калика перехожий”. Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией.

Жигулевские легенды о “Девах” хорошо перекликаются с чешскими преданиями VII века о “красных девах Власты”. Подобно сказочной правительнице Анне, Власта владела неприступной крепостью на горе Видовле. Ее владения также считались Амазонией. Она самодержавно правила своей страной, устанавливая довольно странные законы. Под крепостью Власты простиралось обширное подземелье, где перед последней битвой ее женщины -воины укрыли сказочные сокровища. Клада этого до сих пор не нашли.

Более поздние сказания сообщают о кладах и гробницах дев-богатырок в горах Жигулевских. “В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайное подземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Редкостные яства на широких каменных столах. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом бочки с золотом, серебром, бриллиантами. А до Спаса далече. Перед ними лампада теплится”.

С течением времени в Поволжье образ Хозяйки гор постепенно замещается образом некоего мага-колдуна.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Vascadagama 10-06-2009-11:25 удалить
Со временем образ Хозяйки Жигулевских гор постепенно замещается образом мага-колдуна. “Проклятье тяготело на нем, он не мог даже умереть. Его не хотели принять ни вода, ни земля. Он живет вечно. Некоторые думают, что дух его блуждает в населенных предместьях и дремучих лесах. А тело его заключено в глубокую пещеру”, - сообщает К. Валишевский в книге “Первые Романовы”. Позднее образ этого колдуна совмещается с собирательным образом народного героя Поволжья Степана Разина (казнен 6 июня 1671 года).

Легендарное подземелье Жигулей именуется подземельем Степана Разина. Предполагается, что оно простирается от Переволок к Молодецкому Кургану, соединяя северный и южный берега Самарской Луки. Официальные источники сами себе противоречат в сообщениях обстоятельств того, как Стенька и Фрол, его брат, потеряли свободу. Но они едины в одном - братья без единого стона выдержали самые чудовищные пытки. Это поразило даже самых опытных палачей. 6 июня 1671 года их привезли на Лобное место в Москве, положили Степана между двух досок, отрубили сначала правую руку - выше кисти, потом левую ногу - ниже колена, но он по-прежнему не испустил ни одного стона. Думали, он умер. При виде ожидавшей его казни Фрол вдруг обомлел и пробормотал формулу: “Слово и дело” - это означало, что он хочет сделать важное разоблачение. Вдруг среди окровавленных досок, где лежало неподвижное, изуродованное тело Стеньки, раздались слова: “Молчи, собака!”. То были последние слова, произнесенные атаманом.

Что же это была за тайна, которую знал Фрол, и чья важность подняла умирающего Степана? “Летописи отмечают, что Фролу была отсрочена казнь. Он будто бы указал склад важных бумаг или тайный клад (подземелье) и, хотя (вроде бы) розыски по его указаниям остались бесплодными, но (мы не знаем, правда, как и почему), казнь была заменена ему пожизненным заключением. Впрочем, он вскоре безвестно пропал”. А Степан Разин, умирая, обещал вернуться в Россию через сто лет и вновь начать свои подвиги. Он сдержал свое слово и назвался “Пугачевым”.

Необходимо отметить, что подлинных документов “разинской стороны”, проигравшей войну, практически не сохранилось. Победа далась Романовым весьма нелегко. Война длилась четыре года с 1667 по 1671 год. Обстоятельства разгрома разинцев весьма темны, как, впрочем, и вся история этой войны. Сохранились смутные свидетельства, что разинцы выступали под знаменем войны за великого государя против изменников - бояр в Москве, что в войске находился царевич Алексей (к этому времени считавшийся официально умершим) и некий патриарх. После победы Романовы приложили большие усилия, чтобы найти и уничтожить все до единого документа, свидетельствовавших против их версии войны.

Данная история повторилась во времена войны Романовых с Пугачевым. Еще в 1883 году вся история Пугачева, по свидетельству А.С. Пушкина, работавшего в те годы над этой темой, считалась важной государственной тайной.

“В 1671 г. по царскому указу была снаряжена экспедиция в район Жигулевских гор и Подольска. Ее вел Фрол - брат Разина… Экспедиция искала потайное подземелье… Бумаги по этому делу в начале XX века попали к правнуку барона фон Роде, возглавлявшему поиски в 1671 году, военному инженеру Петру Мятлеву.
Он произвел раскопки вблизи знаменитого Волжского утеса и обнаружил целую сеть подземных галерей. Но самих сокровищ он так и не увидел. Вскоре первая мировая война, а затем революция прервали его поиски. Сам Мятлев умер”.

“Есть предание, что около села Жигули Разин накатал в подвал, вырытый под рекой Уса, бочки с золотом. Близ Сызрани - за рекой есть земляной вал, и в этом-то валу вырыт большой ход, который частично осыпался, и дверь в нем осела, поэтому можно видеть внутренность хода в яркий солнечный день”.

В Жигулевских горах захоронил Степан Разин свои сокровища, источник своего колдовского могущества и сверху камень наложил: “Кто отвалит сей камень, найдет много золота, исполнит главное желание, но сам весь облысеет, и род его весь переведется”.

Знал ли это предание молодой Ульянов? И что именно он имел в виду, когда говорил: “Мы пойдем другим путем?” Страстно мечтая отомстить за смерть брата правящему роду, он случайно оказался на Самарской Луке, где уже почти триста лет бродил некто, так же страстно желавший отомстить Романовым. “Проклятье тяготело на Рахе и детях его. Их не могут принять ни вода, ни земля. Заключенные в пещеру, они должны жить вечно”, - такую страшную сказку - легенду рассказывают волжские старожилы.

Истекли 300 лет правления Дома Романовых, и согласно легендам в этот срок должна была открыться “колдовская пещера”. Некоторые исследователи высказывают предположение, что многие (если не все) ритуальные места древности были распложены в неких энергетически активных точках Земли.
Vascadagama 10-06-2009-11:28 удалить
В некоторых из них вера в эти силы проявляет себя еще и сегодня. Такой, например, считается пещера Кашкулак, что расположена в Новоселовском районе Красноярского края. (Это Хакасия, отроги гор Кузнецкого Алатау). Вольный перевод названия пещеры “Каштулак” - “пещера, где можно что-то услышать”. Пещера состоит из привходового грота длиной несколько метров, а потом идет крутой спуск в вертикальный колодец. Внизу тоже целая система коридоров и залов, но она несложная, и ее легко можно пройти. В привходовом гроте стоит сталагмит, ранее часто орошавшийся жертвенной кровью. В “археологическом плане” Каштулак также на особом счету. Эту пещеру всегда использовали иначе, чем другие пещеры Южной Сибири. Плохая репутация у этой пещеры вовсе не из-за сложности прохождения, запутанного плана, а потому что там постоянно происходят происшествия, заставляющие быть настороже.

“Один из исследователей этой пещеры, Константин Бакулин, уже готовился к подъему на поверхность. Спиной почувствовал чей-то пронизывающий взгляд. Мгновенный, неодолимый страх сковал ноги, и, повинуясь гипнотизирующей, чужой воле, он обернулся. Метрах в пяти-шести от него стоял Шаман. В развевающейся одежде, меховой шапке с рогами. Призывными движениями рук он манил в глубину пещеры. Бакулин безотчетно сделал шаг навстречу, другой и вдруг, сбросив чары Хозяина подземелья, задергал веревку и рванулся вверх к свету…”. Так поверья и легенды различных районов Земли удивительным образом перекликаются друг с другом, образуя устойчивый калейдоскоп загадочных образов.

Рассказывают, что в районе поселка Шелехметь были “Пещеры Ары” настолько большие, что Степан Разин въезжал туда на тройке. В конце 50-х годов сюда приехали военные и под предлогом, что в этих пещерах стали пропадать люди, взорвали их. К настоящему времени в этих местах известны только несколько узких щелей, довольно плотно забитых лесным мусором и мелкими камнями. Кое-где эти камни сохранили следы “плавления”.

В Поповом овраге известна большая пещера, называемая пещерой Степана Разина. Те, кто бывал в ней в 60-х годах, рассказывали: “Проникнуть в нее трудно из-за узкого входа-лаза (а ведь когда-то в нее въезжали на тройках). До большого зала можно добраться только ползком. Он поражает своими размерами: длина - около 20 и высота - до 5 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей. Происхождение этой пещеры пока остается загадкой”.

Сообщается, что периодически в нее идет мощный выброс углекислого газа. Существует ли отсюда продолжение хода - неизвестно. Гора “оседает”, и пещера как бы опускается, словно нарочно затрудняет доступ в недра земли. Двигаясь на север от пещеры Степана Разина, исследователи попадают в зону легендарных подземелий Муромского городка. (Географически они занимают весьма важное стратегическое положение, так как позволяют держать всю западную часть Самарской Луки под надежным контролем).

Сегодня известно несколько разрозненных рассказов о тайных подземельях Муромского городка. Предположительно, эта система довольно далеко простирается на северо-восток, выводя к загадочным Валам и прибрежным скалам горной цепи “Семь Братьев” и Молодецкому Кургану. Но, возможно, все это просто рассказы, некое странное преломление действительности. Молодецкий курган - “отвесный, как стена крепости, утес. Он встает прямо из воды и кажется сложенным циклопами из огромных слоистых камней”. Тут согласно одной из легенд укрыт знаменитый Булат Пугачева: “Пугачев наказал им день и ночь скакать в Жигулевские горы. И там в потайной пещере надежно припрятать волшебный булат”.

Рассказывают, что еще в начале 60-х годов на его южной оконечности существовал весьма глубокий колодец. Воды в нем не было. Деревянный сруб вел в бездонную каменную трещину, пронзающую толщу горы. Отмечают, что над этим колодцем постоянно ощущался ток холодного воздуха, уходившего куда-то вглубь горы. Иногда вблизи этого места слышались странные звуки, подобные колокольному звону. К. Серебренитский в статье “Предание о пещерных старцах на Самарской Луке” сообщает, что летом 1933 года жители села Жигули на склоне Молодецкого кургана обнаружили небольшую щель. “Протиснувшись в эту щель, они попали в большую пещеру, наполненную церковной утварью”. После строительства ГЭС это место было затоплено.
Vascadagama 10-06-2009-11:56 удалить
Гора Ош-Пандо-Нерь
В 1,5 км к западу от села Шелехметь Волжского района находится гора Ош-Пандо-Нерь. Тринадцать столетий назад на вершине горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Склоны горы круты и неприступны. Жить в крепости постоянно было невозможно. Она была убежищем на случай вражеского нападения.

Местом постоянного обитания было огромное селище, раскинувшееся в Холодном овраге (кстати, это второй овраг с таким названием на Самарской Луке) у подножья горы Ош-Пандо-Нерь, и получившее от нее свое название.

В 70-х и 80-х годах экспедициями Куйбышевского университета и областного музея под руководством Р.М.Ключниковой и Г.И.Матвеевой проводились раскопки селища. Были выявлены два жилища. Одно наземное срубное с глинобитным полом, другое - полуземлянка с очагом. Оба жилища погибли в результате пожара.

На поселении найдено большое количество фрагментов грубых лепных горшков и мисок. Единичные обломки принадлежали сосудам черного цвета с лощеной поверхностью. Многочисленны находки грузиков-пряслиц для веретен. Из железных предметов особый интерес представляют скобель для обработки дерева, ножи, серп, поясная пряжка. Бронзовые изделия представлены женскими украшениями - проволочным височным кольцом и фигуркой человека, одетого в длинную рубаху. Найден также обломок глиняной фигурки животного.

Характер глиняной посуды и металлических изделий позволил установить, что селище и городище относятся к 5-6 вв. н.э. Оно принадлежало племенам именьковской культуры, которые, по мнению исследователей, были славянами, переселившимися в Среднее Поволжье с запада. Основными отраслями их хозяйства было пашенное земледелие и скотоводство. Высокого уровня развития у них достигли черная и цветная металлургия.

Гора Ош-Пандо-Нерь
Именьковская культура прекратила существование в 7 веке в связи с приходом в Поволжье болгарских племен из Приазовья, Причерноморья и Подонья. Пришельцам принадлежит около двух десятков курганных и грунтовых могильников. Один из таких раннеболгарских могильников возник приблизительно через век после гибели селища на его территории. Умерших хоронили в могилах прямоугольной формы. Они лежали головой на северо-восток. Вещей в погребениях немного. Это серьги, браслет и обломок зеркала в женских погребениях,и ножи - в мужских. Есть и безынвентарные погребения. Над могилами нет курганов, но в верхней части заполнения могил часто встречаются наброски из камней. Одно погребение совершено по обряду трупосожжения. Кроме грунтовых погребений на территории селища обнаружен курган с каменной обкладкой.

Исследованные погребения относятся к концу 12-13-х веков.

Таким образом, на одной территории представлены памятники славян и болгар - двух пришедших в Среднее Поволжье и сменивших друг друга народов.

Описание могильника.

Гора Ош-Пандо-Нерь
Шелехметский курганно-грунтовый могильник был впервые раскопан в 1994 году. Он расположен в 1,5 км к западу от окраины села Шелехметь. Могильник состоит из 13 грунтовых погребений и 11 курганных насыпей. Что такое курган? Вот описание одного из найденных захоронений в кургане.

Высота кургана составляет 37 см от уровня поверхности почвы. Курган выложен тремя слоями, состоящими из насыпи (из камней), среднего слоя самого селища и материка. Все ценности и артефакты находились в среднем слое.

Каменный панцирь кургана имел форму прямоугольника размерами 7,2 на 5,6 м. Камни панциря размерами от 10 до 70 см были уложены по его краям в один слой, а в центре по 2-3 слоя. Во время расчистки панциря встретилось белое вещество, позднее оказавшимся цементирующим раствором - смесью глины с известью. В кургане были найдены останки скелетов младенца и взрослого человека. Погребенные были ориентированы на северо-восток. Скелет младенца лежал в паховой области взрослого скелета. По-видимому, это было захоронение женщины. Почему ее похоронили вместе с ребенком? В чем была причина их смерти? Может, они заболели смертельной болезнью? Или погибли от рук кочевников? Об этом мы уже никогда не узнаем. От них остались только кости, вперемешку с землей, пролежавшие в ней сотни лет, пока их не нашли наши современники. Наводит на грустные мысли, не правда ли?

Гора Ош-Пандо-Нерь
Список вещей, найденных в Шелехметском захоронении: ножи, железные пряжки, золотые серьги, стрелы и колчанный крючок, железные кольца, сабля, бронзовые пряжки, футляр для трута, стремена, наконечник ремня, удила. Материал украшений - кость, железо, золото, бронза. Имеются керамические черепки.

Вот такие интересные археологические достопримечательности встречаются в Самарской Луке. А вот что писал в 19 веке один из исследователей горы Ош-Пандо-Нерь про крепость на горе:

“Близ мордовскаго села Шелехметь, в тридцати верстах от волжскаго берега, по северо-восточной стороне села тянется кряж гор, составляющих продолженiе хребта Жегулевских гор. Ниже этого села на полторы версты кряж гор прерывается глубоким и широким оврагом, который идет с северо-востока позади гор, почти параллельно с ними, а потом поворачивает на юг прямо к Волге. Близ него на горе, составляющей окончанiе помянутаго кряжа, видны следы древняго городища, построеннаго здесь по всей вероятности во время татарскаго ига над Россiею. Гора, на которой устроена была крепость, с трех сторон — северной, южной и западной — неприступна по причине своей крутизны, и только с восточной стороны сделано искусственное укрепленiе. Саженях в полутораста от окончанiя горы, на которой находилась крепость, весь кряж гор прорыт поперек глубоким рвом, идущим в прямом направленiи с юга на север. Позади рва внутри городища насыпан земляной вал. По средине вала и рва на самой высоет нагорной площади видны следы ворот.

Самая площадь, которую занимала крепость, имеет форму не совсем правильнаго овала, усеченнаго с восточной стороны прямою линiею, по которой идет ров. Гора эта жителями села Шелехмети на их мордовском языке называется „Ош-панда”, что в переводе значить „гора города”. Разсказывают жители села Шелехмети, что в недавнее время по северному и южному склону горы и в ложбине оврага, прерывающаго весь хребет и идущаго в параллель ему с северной стороны, находили различныя вещи домашняго обихода: горшки цельные и разбитые, котлы, ножи, цепи и др., некоторыя из вещей, составляющих женскiй убор татарок, чувашек и мордовок — серги, браслеты, кольца, перстни и янтарныя бусы. Также находили оружие и части вещей, составляющих наездническiе доспехи - ружья, пистолеты, железныя стрелы, кинжалы, стремена, арчаки в медной оправе. Кроме того, находили монеты медныя и серебряныя. В овраге попадаются остатки доменных печей и кузнечных горнов с множеством шлака; также черепки от горшков и кости человеческiя и конскiя в могилах. В одной из ям, вырытых кладоискателями по склону горы и на верху ея, добыто ружье большого калибра.”


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Vascadagama - Кусочек моей души | Лента друзей Vascadagama / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»