
II
Из недр безмолвия, которое и есть мир, зазвучит голос. И голос этот возвестит: да совершится правда, ты пожал, теперь ты должен сеять. И зная, что голос этот — само Безмолвие, ты будешь повиноваться.
Отныне ты — ученик, способный стоять, способный слышать, способный видеть, способный говорить; ты, победивший желание и достигший самопознания; ты, зревший душу свою в ее расцвете, и узнавший ее, и слышавший Голос Безмолвия, — ты войдешь в Храм познания и прочтешь, что начертано там для тебя.
Прим. — Стоять твердо способен тот, кто имеет упование; слышать способен тот, кто открыл двери души своей; видеть мо¬жет тот, кто достиг духовного ведения; говорить может тот, ктo приобрел силу помогать другим; победить желание — значит познать власть над своим Я; достигнуть самопознания—значит отступить во внутреннюю крепость, откуда «личность» человека видима ясно со всех сторон; видеть душу свою в расцвете — значит обрести хотя бы минутное прозрение в красоту преображения, которое сделает из ученика более чем человека; познать — значит приобрести силу, смотреть в ослепительно сияющий свет, не опуская глаз и не отступая в ужасе, как перед страшным призраком. Ибо бывает, что в решительную минуту, когда битва кажется уже выигранной, человек теряет все. Услыхать Голос Безмолвия — значит понять, что только изнутри приходит истинное указание; идти в Храм Познания — значит достигнуть такого состояния, когда учение становится возможным.
Тогда начертаны будут для тебя многие слова и начертаны огненными буквами, чтобы тебе легко было прочесть их. Ибо, когда ученик готов, готов также и Учитель.
1. Стой в стороне, когда настанет битва, и, хотя ты будешь сражаться, не ты будь Воином.
2. Найди Воина, и пусть он сражается в тебе.
3. Прими от него веления и повинуйся им в битве.
4. Повинуйся Воину, но не как полководцу, а как если бы он был ты сам, и его веления были выраже¬нием твоих сокровенных желаний; ибо он — поистине ты сам, но бесконечно мудрее и сильнее тебя. Ищи его, дабы в пылу и громе битвы не пройти мимо него: он не признает тебя, пока ты сам не узнаешь его. Если твой крик о помощи коснется его слуха, он начнет бороться в тебе и заполнит глухую пустоту внутри себя. И когда это совершится, тогда только ты выдержишь битву, спокойный и неутомимый, стоя на стороне и пре¬доставив ему сражаться за тебя. И тогда ты не сделаешь ни единого промаха. Но если ты не будешь искать его, если пройдешь мимо, не будет защиты для тебя. Мысль твоя затуманится, сердце потеряет уверенность, и в пыли взметаемого на поле сражения праха чувство и зрение изменят тебе, и ты не различишь друзей от врагов своих.
Воин этот — ты сам, но ты — преходящий и под¬лежишь заблуждениям, а он — вечен и верен. Он есть вечная истина. Если он раз проник в тебя и стал твоим Воином, никогда уже не покинет он тебя вполне, а в день великого мира он сольется с тобой воедино.
5. Внимай песне жизни.
Прим. — Прислушивайся к песне жизни сперва в своем собственном сердце. Вначале ты можешь сказать: "ее там нет; когда я прислушиваюсь, я слышу только разлад». Ищи глубже. Если опять обманет тебя ожидание, остановись, ищи еще глубже. В каждом человеческом сердце есть своя естественная мелодия, сокровенный родник ее. Он может быть потаенный и безмолвный, но он есть там. В самой основе твоей природы ты найдешь веру, надежду и любовь. Избирающий зло, отказывается смотреть в свою собственную глубину, отвращает слух от мелодии сердца своего, а очи — от света души своей. Ибо легче ему жить в своих желаниях. Но под поверхностью всякой жизни течет не знающий преград поток; найди его, и ты убедишься, что даже самое убогое создание есть часть великого Потока, хотя бы оно в своей слепоте и не подозревало о том и строило для себя призрачную внешнюю форму ужаса. В этом смысле я говорю тебе: все те существа, среди которых ты борешься, — частицы Божества. И до того обманчивы иллюзии, в которых ты живешь, что трудно тебе угадать, где впервые услышится тебе сладостный голос в сердцах других людей. Но знай, что он воистину внутри тебя. Там ищи его, и если ты его раз услышишь, легче тебе будет различить его в других.
6. Сохрани ее мелодии в памяти своей.
7. Бери у нее урок гармонии.
8. Теперь ты можешь стоять выпрямившись, твердый, как скала среди мятежной стихии, послушный Воину, который — ты сам и в то же время твой повелитель. Стой твердо, не думая об исходе битвы, исполняя лишь его веления. Ибо одно только важно, чтобы Воин по¬бедил, а ты знаешь, что он не может пасть. Стоя так, спокойный и бодрствующий, слушай тем слухом, который приобретен тобою сперва страданием, а затем — разрушением страдания. Только отзвуки великой песни Жизни достигнут до твоего слуха, пока ты все еще че¬ловек. Но если ты будешь прислушиваться к ней так, чтобы ни одна из мелодий ее не потерялась для тебя, и будешь стремиться познать от нее глубокий смысл окружающей тебя тайны, тогда ты сделаешься своим собственным учителем. Ибо как обособленное имеет голос, так имеет голос и то, в чем обособленное существует.
Сама жизнь ведет свою речь и никогда не замолкает. И люди, уши которых не слышат, ошибаются, что голоса ее — крик: это — песня. Узнай от нее, что ты часть гармонии, научись от нее повиноваться законам гармонии.
9. Смотри с глубоким вниманием, на всякую жизнь, окружающую тебя.
10. Учись смотреть в духе разума в сердца людей.
Прим. — Учись глядеть тем взором, к которому не примешивается ничто личное, иначе ты никогда не увидишь другого в истинном свете. Поэтому сверхличное должно быть понято прежде всего.
Истинное понимание беспристрастно: ни один человек тебе не друг, все одинаково твои учителя.
Твой враг делается тайной, которую необходимо разга¬дать, хотя бы на это потребовались века: ибо человек должен быть понят. Твой друг делается частью тебя самого, продолжением тебя, загадкой, которую трудно разрешить. Но есть нечто еще бо¬лее трудное для познавания, это — твое собственное сердце. При¬дет время: оковы личности распадутся, и тогда раскроется перед тобою глубокая тайна твоего Я. Но не раньше, чем ты станешь в стороне от него, откроется оно вполне для твоего постижения. Тогда и только тогда подчинится око и будет служить тe6e, u тогда — не раньше, сможешь ты овладеть всеми силами его, чтобы посвятить их на достойное служение.
11. Смотри с еще большим вниманием в свое собст¬венное сердце.
12. Ибо через сердце твое приходит единый свет, ко¬торый может осветить жизнь и сделать ее ясной для твоих очей.
Изучай сердца людей, чтобы познать тот мир, в ко¬тором ты желаешь жить как часть целого. Вглядывайся в неустанно меняющуюся и волнующуюся жизнь вокруг тебя; ибо жизнь эту составляют сердца человеческие. И по мере того как ты будешь понимать их значение, ты научишься постепенно читать и великое слово Жизни.
13. Речь приходит только с познанием. Достигай поз¬нания и ты приобретешь речь.
Прим. — Невозможно помогать другим, пока не приобре¬тешь собственной уверенности. Когда усвоены будут тобою первые двадцать одно правило и ты войдешь в Храм Познания с разви¬тыми силами и освобожденным разумом, тогда внутри тебя от¬кроется родник, из которого польется твоя проникновенная речь.
После тринадцатого правила ни одно слово не может быть прибавлено к написанному.
МОИ МИР Я ДАЮ ВАМ.
Эти примечания написаны только для тех, кому я даю мой мир; для тех, которые способны написанное читать внутренними очами одновременно с внешними.
14. Если ты овладел деятельностью твоих внутрен¬них чувств, если ты победил желания своих внешних чувств и влечения своей индивидуальной души и при¬обрел познание, — настало для тебя время, о ученик, ступить на стезю. Путь найден: будь готов идти по нем.
15. Вопрошай у земли, у воздуха и у воды, какие тайны они хранят для тебя.
Твои пробужденные внутренние чувства сделают тебя способным вопрошать.
16. Вопрошай у Святых земли о тайнах, которые они хранят для тебя.
Победа над желаниями внешних чувств даст тебе право на то.
17. Вопрошай о сокровенной сути, о Едином, о его конечной тайне, которая хранится для тебя на протя¬жении веков.
Великая и трудная победа, победа над влечениями отдельной человеческой души, есть работа веков; не ожидай же награды, пока не истекут века, накопляю¬щие опыт. Когда настанет для тебя время познать сем¬надцатое правило, ты достигнешь порога, за которым человек становится более чем человеком.
18. Познание, приобретенное отныне тобой, — твое только потому, что душа твоя стала единой со всеми чистыми душами, единой с внутренней сутью. Это — доверие, которым облек тебя Всевышний.
Измени ему, злоупотреби познанием, или не сохрани его, и ты не удержишься на той высоте, которая до¬стигнута тобой. Великие отступали, уже достигнув по¬рога, ибо не смогли переступить его, не осилив бре¬мени ответственности. Поэтому, не переставая, бодрст¬вуй и со страхом и трепетом ожидай великого мига и — будь готов к битве.
19. Начертано: для того, кто на пороге Божествен¬ности, не может быть измышлено закона и не может быть руководителя. Но чтобы дать указание ученику, конечную битву можно выразить так:
Держись твердо за то, в чем нет вещества, что вне существования.
20. Внимай только тому голосу, который говорит без звука.
21. Смотри лишь на то, что одинаково незримо, как:
для внутреннего, так и для внешнего чувства.
МИР С ВАМИ.