ТЕГИ ГОЛОВНОЙ УБОР: БИОГРАФИЯ ВЕЩЕЙ
Капор — женский головной убор эпохи бидермейера, соединяющий в себе черты чепца и шляпы.
[294x500]
[301x500]
У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. Капор удерживался на голове мантоньерками — широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом.
Frederick Hendrik Kaemmerer
Изначально появился в Европе на рубеже XIX века в одежде служанок, однако со временем завоевал популярность и у их хозяек. Популярность этого дамского головного убора пришлась на период с 1815 по 1840 годы. Капор вышел из моды к 1860-м годам, но вновь вошёл в начале 1990-х.
Портрет девушки в капоре
Портрет девушки в капоре. Пастель на бумаге, наклеенной на холст
Гэллери ов Фэшн»(Gallery of Fashion), Лондон, 1797 г. Модный силуэт того времени очень хорошо виден на этом рисунке из английского модного журнала; шляпа с широкой лентой в профиль закрывает лицо
АМПИР: 1804-1815 годы
Увлечение античностью в предшествующий период отразилось не только на женской моде, но и на всем образе жизни общества, повлияло на архитектуру, живопись, скульптуру. Казалось, это увлечение будет очень длительным и будет определять весь стиль жизни XIX века.
Из модного журнала, 1803 г
После Французской революции моды, диктуемые двором, уступили место внешне единообразным буржуазным модам.
Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир
не удивительно, что ампир (от фр. empire — империя*) в моде во многом связан с именем Жозефины Богарнэ — одной из «мервейез», большой поклонницы тонких платьев из прозрачного муслина или газа на голом теле.
Девушки в капорах на картине Франца Крюгера. 1829
Леруа по праву считался лучшим парижским портным — крупнейшим представителем парижской моды XIX в., творцом моды ампир (Для ампира характеры строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнегреческим декоративным формам)
[282x550]
{Costumes parisiens), 1819 г
[295x500]
Костюм паризьен», 1811 г
Он не только создавал модели для своих заказчиц, но и предлагал к ним специальные шляпки (то есть создавал как-бы целый костюмный ансамбль), кроме того, особую парфюмерию.
МОДА ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ ДИНАСТИИ БУРБОНОВ
Зато чепец вытесняется шляпой различных форм и фасонов. Женщина все больше и больше эмансипируется, и шляпа для нее становится как бы признаком общественного положения. Поэтому среди женских головных уборов того времени можно встретить все, хоть как-то напоминающее мужской головной убор, — цилиндр, берет, тюрбан, даже военный кивер и т.д.
С 1806 по 1809 год в особой моде драгоценности, в частности оригинальные античные камеи (или их имитации) и искусственный жемчуг.
МОДА ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ ДИНАСТИИ БУРБОНОВ
1815-1820 годы
В 1813 г. умирает знаменитая создательница моды времен Марии-Антуанетты Роз Бертэн. Ее смерть совпала с изменениями основных частей мужской и женской одежды. Окончательно этот процесс завершился в 1815 г., когда с падением Наполеона в моде кончилась целая эпоха. Наступил период Реставрации в обществе (то есть восстановление старого строя). Пришла пора прощания с античными вкусами и в моде.
Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды
Мода времен Реставрации окончательно отошла от античности и стала ориентироваться на моду рококо. К этому времени относится и первая попытка введения в моду сентиментального направления.
МОДА ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ ДИНАСТИИ БУРБОНОВ
У женщин появилось желание выглядеть более стройными. Созданию такого впечатлеиия способствовали длинные гладкие платья с высокой (чуть ли не до подмышек) талией, закрытым верхом, длинными трубчатыми рукавами), закрывавшими руку до кончиков пальцев; высокая шляпа с цилиндрической тульей и широкими полями.
Алексей Харламов Девушка в красном капоре
БИДЕРМЕЙЕР И РОМАНТИЗМ В МОДЕ
1820-1840 годы
Бидермейер (немецкое название, полученное по имени героя-буржуа поэмы Л. Эйхродта «Biedermeier Liederlust», ставшего синонимом бюргерской добропорядочности и благополучия; применительно к моде — «бюргерская простота»; бюргеры — городские жители) и романтизм в моде — это эпоха наступающей индустриализации, хотя и медленной, но неотвратимой.
Теперь вместо чувственных персонажей рококо, вместо революционных героев конца XVIII столетия, вместо «военизированного» героя ампира входит в моду человек, в котором ценится ум, смекалка, даже хитрость, жизненная хватка и богатство. Это герой многих произведений французского писателя О.Бальзака.
Шляпка (кAпор, или «кибитка» с очень широкими полями, из-за которых, по мнению тогдашних острословов, дамы ничего не видели и не слышали) так же, как дамское платье и прическа, сплошь покрыта цветами, лентами и воланами. В моде были и большие береты.