«А не пойти ли мне в театр? А не созвать ли друзей? А не посмотреть ли что-то новенькое, премьерное?» - как-то решил я, глядя на серое осенне небо. Просматривая афишу, выбор пал на премьеру в Большом Драматическом театре, спектакль «Пьяные». БДТ, режиссер Андрей Могучий, пьеса Ивана Вырыпаева. Сочетание гремучее. Это не классика. Как будет выглядеть сей эксперимент на сцене академичного БДТ?
Пришли. Декорации минималистские. Конструкции, напоминающие монтажные леса и много-много мягкий матов. Начало. На сцене большой киноэкран, где показывают какой-то старый голливудский мюзикл под индийскую музыку. Что это? Зачем? Дальше непонятное. Девушка, молодая, красивая, пьяная. Лежит в луже грязи. Пытается встать, не получается. Падает. Все ее действия сопровождаются соответствующими пояснениями на экране. Как субтитры в иноязычных спектаклях и операх. Опять вопрос «зачем?». Не уж-то замысел так сложен, что нуждается в субтитрах. Первое отделение можно охарактеризовать так, четыре сцены с пьяными людьми, которые беседуют на самые разные, порой возвышенные темы. Что есть любовь, что есть бог? Люди разные: компания молодых мужчин на мальчишнике и стриптизерша, две пары солидного возраста, со своими уже мучимыми не первый год проблемами, банкир и директор кинофестиваля, проститутка и менеджер PR-компании... Спросите про сюжет? А его нет. Нет общей сюжетной линии. Набор сцен. Объединены лишь тем, что актеры играют пьяных людей. Увидел бы такое на сцене экспериментального театра, я бы высказался про концепцию, про подход. Но это БДТ, оплот классического театра! «Вишневый сад», «Васса Железнова», «Мария Стюарт»… и «Пьяные». Но хотелось же оригинального спектакля, я его получил. В антракте слышал, как некоторые из зрителей решили уйти, не дождавшись второго отделения. Но мы не из таких. Второе отделение началось примерно так же. Но тут я увидел игру актеров. Не то, чтобы они и в первом акте не играли, но только во втором я начал чувствовать. Спектакль заиграл, захватил. И стало интереснее. Мне уже не хотелось только закрыть глаза и слушать, мне хотелось смотреть. И ведь ничего особого не поменялось. Те же герои, те же четыре сцены. Лишь компании слегка перемешались друг с другом. И ведь общего сюжета так и нет. Опять те же рассуждения, мысли, приходящие на пьяную голову, но окончательно срываются барьеры. Теперь нет наслоения манерности, притворства. Люди говорят то, что в голове. Ох, не зря один из героев сказал, что через пьяных бог говорит с людьми. А какие откровения? Но предупреждаю сразу, много не нормативной лексики. Ею «щеголяют» не только молодые артисты, но и заслуженные, участвующие в спектакле. Например, Валерий Дегтярев, здесь не граф Лестер, а Мария Игнатова не королева Елизавета («Мария Стюарт»). У Вырыпаев полностью использует лексикон великого и могучего! И артисты вслед за ним говорят, что хочется блевать и жизнь говно. Это я так, относительно мягкие выражения привел. И все же вчитайтесь в слова, приведу несколько цитат:
«Никакой свободы нет. Это все просто голимый и необоснованный п***, что мы не должны никому принадлежать кроме себя. Это все такой страшный п***, и мы все по уши залипли в этом п***, и мы во все это верим и живем так, и боремся за свои права, быть свободными на этой земле. А свобода в том, что ты себя отдаешь. Что ты обязательно чему-то принадлежишь, что ты служишь, и весь целиком подчиняешься своему служению, свобода в том, что тебя вообще нет, что ты и есть весь этот мир. Свобода в том, то у тебя нет никакого выбора, что твоя судьба уже решена, в этом свобода.»
«Оторвите свои задницы от этой сладкой меланхолии, в которую вы влипли, как мухи в мед. Любите, будьте сильными, изменяйте себя — и мир вокруг будет меняться, живите настолько честно, насколько можете, и ничего не ссыте. Станьте такими как я, — говорит нам Господь. Станьте такими крутыми, как Господь, который никогда не ссыт и не опускает руки, а день за днем продолжает строить этот мир, несмотря на все наше нытье»,
Ответ на реплику:
«Не ссать — легко это говорить. А вот как это сделать — не ссать? Как так жить, чтобы не ссать? Что нужно делать, чтобы не ссать? А?»
«Мир всегда такой, какой он есть. Важно только то, умеешь ты любить, или нет»
«Мы потеряли контакт с реальностью, с той настоящей реальностью из которой все здесь на самом деле состоит. И все наши законы, все наши требования, весь наш добанный либерализм, вся наша толерантность, вся наша тупая политика, все решения которые мы принимаем, все это происходит в отрыве от реальности. Все это мы делаем не ощущая контакта с самым главным. Да мы вообще, даже не знаем, что есть самое главное».
Спектакль со скучным, вялым первым отделением и бурным, резким вторым. Написано, что комедия. Смеялся не так часто. Опять же преимущественно во втором отделении. Язык спектакля — уличный, без купюр и запикивания. Не для тех, кто привык к высокому слогу и грубые слова режут уши. Поклонники Ивана Вырываева, наверняка оценят, любители классического спектаклю и строгих форм, возможно, будут морщиться и негодовать. Эксперимент для БДТ интересный, свежий. Но лишь бы не вошло в привычку и не поменяли классический репертуар на такой вот современный реализм