• Авторизация


Универсальная проповедь 22-04-2010 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Интересные мысли бывают вызваны обычными диалогами с людьми. Замечено, что с ними что-то начинает происходить, когда разговор начинает касаться морали в том или ином применении. Нет, все имеют представления о морали. Если вам повезло, и ваш собеседник достаточно спокоен и рассудителен, он не будет отрицать объективного существования вещей "хороших" и "плохих". Он так или иначе согласится, что человек может поступить правильно или неправильно, хотя его представления о правильности могут и отличаться от ваших.

Удивительное начинается тогда, когда эти представления о "правильном" оказываются радикально далеки от ваших. Никто не застрахован от нравственных перекосов, когда его фантазия развита сильнее, чем рассудительность, или когда недоверие к любого рода религии дополняется внутренней потребностью быть нравственным. В качестве характерного примера можно привести идеологических вегетарианцев, которые впадают в состояние крайнего возмущения, увидев жареные окорочка, но при этом не стесняются вылить свой негатив на окружающих людей.

Но на пути духовного поиска можно пойти ещё дальше. Можно сформировать отношение, что нет ни добра, ни зла. Есть только люди, их поступки, разные события, но давать им нравственную оценку, это... по-детски, что-ли. Такая точка зрения, как правило, является чисто умозрительной и заканчивается, как только в жизни её обладателя появляются серьёзные проблемы. Я до сих пор помню, как мой отец, убеждённый атеист, перед операцией на сердце, предстоящей моему брату, сказал: "Теперь надежда только на Бога". Он быстро забыл свои слова, но я - нет.

Что такое хорошо и что такое плохо
Однако речь не об этом. Речь о добре, зле и детском отношении. Я полагаю, что в данном контексте слово "детский" не должно нести только негативного смысла. Я объясню почему. Я хочу показать словами, предназначенными для детей, то, что взрослые по причине своей исключительной взрослости отбрасывают как непрактичное. Я хочу показать также, как эти слова говорят о том, что делает веру в Бога реальной. Я начну со всем известного стихотворения Владимира Маяковского, которое приведу с небольшими сокращениями:

Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?-
У меня секретов нет,- слушайте, детишки,-
Папы этого ответ помещаю в книжке…

Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, -
Ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош, загляденье просто!

Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
Все ребята говорят: плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальцем,
Про такого пишут тут: он хороший мальчик.

От вороны карапуз убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят он плохой - неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне хороший.


Крайне любопытное стихотворение по нескольким причинам. Оно как нельзя более походит на христианскую проповедь (и если бы все проповеди были похожи на него!) В нём содержится достаточно прозрачное разделение двух нравственных категорий, которые и вынесены в название стихотворения. Хорошо и плохо.

Сейчас у меня дома для развлечения ребёнка часто играют детские песенки. В них очень много интересных слов. Например, в финальной песне музыкальной сказки "Маша и Витя против диких гитар" дети приходят к следующему выводу:

Рассказать нам не успел
Ни один учебник:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник!


Интересные слова, не так ли? В них заложен достаточно чёткий смысл. Причём высказана чистая правда, но не будем сейчас об этом. Вообще, большинство детских песен и сказок наполнено простыми и ясными понятиями добра и зла. Добро в этих сказках обязательно должно победить, иначе какой смысл читать эту сказку? Какой смысл вообще жить, если зло побеждает?

Пока мы взрослеем
Но пока мы растём, картина постоянно меняется. С одной стороны, мы продолжаем в школе на уроках литературы обсуждать поступки и характер тех или иных персонажей и давать им нравственную оценку. Мы смотрим уже взрослые фильмы, в которых, тем не менее, способно происходить превращение циника в искреннего и приятного человека...

Но происходят и иные изменения. Например, читая "взрослых" авторов мы узнаём, что добро и зло – категории не абсолютные, а относительные. Так сказать, "что русскому хорошо, то немцу смерть". То есть, хорошо – это приятно или выгодно, а зло, соответственно, наоборот. Любая отрицательная характеристика может быть высказана и в положительном ключе (как это любят делать в гороскопах). Так про отъявленного эгоиста иногда говорят: "уверенный в себе человек", или "человек, который старается быть первым во всём", или "он любит, чтобы его слушали". Про труса могут сказать "неглупый и осмотрительный человек, который никогда не лезет на амбразуру, а ищет иные пути". В таком виде негативные характеристики выглядят достаточно простительными и даже добродетельными.

Да и вообще в какой-то момент мы узнаём, что понятия добра и зла как таковых не существует. А если и существует что-то, что люди привыкли называть добродетелью, то это качество ни капельки не уважается в обществе и тем более не помогает в нём жить. По мере такого просвещения наш взгляд меняется, равно и меняются наши качества.

Закономерные вопросы
Хочется задать вопрос: кто пишет для детей сказки, песни и стихотворения? Зачем он это делает? Ведь сам он взрослый человек. Откуда берёт он эти нравственные разграничения, если во взрослой жизни они не соблюдаются? Почему он рисует картину побеждающего добра, если она нереальна?

Если он делает это ради так называемого "воспитательного момента", то в чём он заключается? В том, чтобы научить детей поступать так, как в жизни поступать не нужно и даже вредно? В том, чтобы верить в нечто, чего не существует и не может существовать?

С другой стороны есть и ещё ряд вопросов. Если в реальной "взрослой" жизни не существует добра и зла, то почему не существует хотя бы взрослых фильмов, в которых режиссёр с восторгом рисовал бы картину превращения приятного человека в мерзавца? Почему Голливудские режиссёры так активно педалируют семейные ценности и героизм, преданность и дружбу, любовь и верность? Почему они норовят наказать злодея? Получается, они следуют детским стереотипам, но продают их взрослым людям, ибо взрослые, точно зная о том, что добра и зла не существует, покупают эти стереотипы!

Детский взгляд
Мы понимаем, что мышление ребёнка и взрослого очень отличается. Взрослым привычно думать, что разница заключается во взрослой рассудительности, но это не всегда так. Иногда то, что мы предпочитаем называть рассудительностью – всего лишь способность оправдывать самого себя.

Суть в том, что дети намного проще воспринимают добро и зло. Им свойственно простодушие и умение без особого исследования воспринять что-то доброе. Иисус ставил детей в пример взрослым. Он не имел виду, что взрослые люди должны обладать детским умом. Человеку свойственно стремиться и к рассудительности. Но ещё ему свойственно пользоваться рассудительностью для того, чтобы смешать чёрное с белым вместо того, чтобы лучше разделить эти понятия.

Вот ещё один пример детской песенки, слова к которой написал Юлий Ким:

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик, –
Появился человечек!

Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете –
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!

"Что вы, что вы! Это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет человек!"

Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым -
Только и всего!

Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
А потом идти придется
Через горы и овраги...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить!


Последние два куплета производят на меня сильнейшее впечатление. В них дано чёткое перечисление нравственных ориентиров. У меня был некоторый опыт проведения детских занятий по Библии. Могу сказать, что дети воспринимают библейские истории намного легче, чем взрослые. Им не нужно объяснять, что вот такой стереотип поведения – правильный, а такой – нет. Им интуитивно понятно, что именно ожидается от человека в той или иной ситуации. Это, конечно, не означает, что дети всегда следуют своим лучшим побуждениям. Они точно также могут быть эгоистичны, капризны, могут хитрить и обманывать. Но они не занимаются самооправданием и смешиванием красок. Эта способность появляется у них позже.

Взрослые люди, которые пишут детские книги и песни, в какой-то мере наделены детским взглядом. Это не значит, что они сохранили и способны использовать детские чудачества. Нет, просто они умеют проще смотреть на понятия добра и зла.

Черты характера
Мы подошли к апологетике. Что означает верить в Бога? Почему сейчас, в 21-м веке, сохранились люди, верящие в Бога? По большому счёту они занимаются чем-то подобным написанному в последнем стихотворении. Они разделяют хорошее и плохое. Они пытаются посвятить хоть немного времени воспитанию правильных черт характера. Постоянных черт, которые впоследствии станут их собственными. У них есть, чем заняться. Верить в Бога ради интеллектуальных упражнений или для развлечения – в этом нет никакого смысла, не так ли? Эта практическая задача не имеет ничего общего с фантазиями тех, кто "скрещивает" добро и зло, и она актуальна всегда.

Удивителен тот факт, что всем верующим, совершенно разным людям, предписывается обладать одними и теми же чертами. Получается, что если все люди будут следовать советам Писания, то рано или поздно в их характерах окажется намного больше общего, чем было изначально.

Это сходство будет носить не внешний характер (как, например, общий лексикон), а намного более глубокий. Вы сталкивались с ситуацией, когда общаетесь с кем-то малознакомым, а он понимает вас с полуслова? Было ли вам неприятно или наоборот? И с кем бы вы предпочли иметь дело: с человеком, который бросает мусор возле вашего дома и ругается матом, или с кем-то воспитанным и вежливым?

Люди, не желающие заниматься подобными вещами, сказали бы, что одинаковые черты характера у всех – это совершенно неинтересно и лишает индивидуальности. Но если индивидуальность заключается в эгоистичности или склочности, то лично я не вижу ценности с такой индивидуальности. Индивидуальность должна заключаться в другом.

Заключение
Последнее четверостишие из стихотворения "Что такое хорошо и что такое плохо" звучит следующим образом:

Мальчик радостный пошёл, и решила кроха:
«Буду делать хорошо, и не буду плохо».


Как человек, который наблюдал детское восприятие наставлений, могу сказать, что дети, как правило, не делают таких выводов. Им нравится поговорить о примерах хорошего поведения, но они совершенно не замечают момент, когда нужно последовать этому образцу. То же самое можно сказать относительно взрослых людей. Одно дело слушать истории о добре и зле, воспринимать "позитив", и совсем другое – сделать вывод "я буду поступать именно так". Между первым этапом и вторым достаточно большая пропасть.

Последняя фраза делает стихотворение несколько нереалистичным, но я благодарен Маяковскому за то, что он делает такой вывод. Это очень хорошее завершение стихотворения. Во-первых, она проводит черту. Есть добро, и есть зло. Они существуют вне зависимости от нашего рассудка. Во-вторых, человек сам принимает решение, к какому стереотипу поведения он будет стремиться. Будет ли он плыть по волне "как получится" или попытается нащупать что-то более материальное?

Я стал христианином потому что так же как и крошка-сын пришёл к выводу о том, что объективная нравственность существует. И существует ответственность за выбор. Человек делает выбор, даже тогда, когда ему кажется, что он ничего не выбирал. Вот и статья моя вместе со стихотворением Маяковского заканчивается простыми, но определяющими словами.

Буду делать хорошо, и не буду плохо.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (24):
Thorgammer 22-04-2010-17:41 удалить
Признайтесь это мои высказывания так вас зацепили что вы у себя разместили такой монументальный текстище. А то как то намекает.
Thorgammer 22-04-2010-17:43 удалить
И еще. Я не согласился уже с первым абзацем, поэтому дальше не читал. так навскидку взглядом пробежался.
Thorgammer, текст был написан несколько месяцев назад. Но опубликовать её мне пришло в голову именно в связи с последним диалогом. Если Вам это "намекает" на Вашу особую значимость в моей жизни, то Вы ошибаетесь.

То, что Вы с чем-то не согласились или не читали, вряд ли меня должно задевать, не так ли? Извините, но Вы не тот вид оппонента, который представляет какую-то опасность моим убеждениям.
Thorgammer 22-04-2010-17:58 удалить
Ответ на комментарий Вадим_Кондратьев # Да что вы так переживаете за свои убеждения и пытаетесь интелегентно кольнуть меня локтем под дых. Плохого я вроде вам ничего не говорил. Даже свое мнение относительно текста не высказал. Просто заметил что я уже с начала не согласен. Проходил мимо, увидел текст, был малость ошарашен, вот и отписался. Никакого криминала, никаких задних мыслей. А вы из меня уже прямо нарисовали какой то собирательный образ врага.
Thorgammer, никакого образа врага. Совершенно зря Вы так думаете. Во-первых, не Вы послужили в качестве воображаемого оппонента. Во-вторых, Вы опять же представляетесь себе слишком значимым.

Если Вам интересно, поделюсь. Как человек, не держащий зла на тех, кого обидел, Вы, надеюсь и меня простите за откровенность.

По моему представлению, люди, подобные Вам - это не классовый враг, это просто интернет-болталы без особых убеждений. Та точка зрения, что была выражена Вами, как правило, в реальных условиях не выживает. Человек может рассказывать о единстве добра из зла лишь до тех пор, пока зло не сделали ему самому.

А пока у Вас ничего такого не произошло, будьте вольны считать всё, что заблагорассудится.
Thorgammer 22-04-2010-18:34 удалить
Ответ на комментарий Вадим_Кондратьев # В одном вы точно попали в цель. Я из подвида интернет болтал. Другими словами общение в интернете рассматриваю просто как тренировку для развития подвешенности языка. На работе полезный навык однако. А на счет реальности моих убеждений. Не знаю, не знаю. Я через многое прошел в этой жизни. Видел и нищету и холод и голод. Даже как то с дистрофией в больнице лежал. И не потому что фигуру блюду, а банально от того что жрать нечего было. А уж били меня сколько, ух, а все за язык и инакомыслие. Много было у меня событий в жизни и именно неурядицы и выковали мой современный взгляд на вещи. Так что моя точка зрения скорее результат уроков жизни, а не какое то книжное выдуманное мнение. Иногда конечно занимаюсь риторикой и демагогикой, но опять же для общего развития. Если бы вы были из россии я бы сказал что вы из тех парней что увидели смерть один раз в жизни в чечне и планка съехала на религии. Но на Украине вроде нет войны.
Thorgammer, если бы сказали, попали бы пальцем в небо. Как я и написал в статье, которую Вы не читали, я стал христианином не из-за какого-то жизненного кризиса, а из-за того, что понял, что существует нравственность. А раз есть нравственность, то должна быть и ответственность. Чтобы прийти к таким убеждениям, не обязательно быть в Чечне.
Thorgammer 22-04-2010-18:46 удалить
И еще. Согласно жизненному опыту человек который не любящий обсуждать свою точку зрения и мировозрение, на самом деле просто боиться что опонент развенчает все его мировозрение и вера в незыблемое пошатнеться. Я ничего не хочу этим сказать. Просто наблюдение. И слишком значимым я себя для вас не представляю. Это понятно. Сейчас я с вами общаюсь, а через день уже забуду. Я значим для близких мне людей, да и значимы для меня тоже только близкие мне люди. а с вами мы так, поболтали и разошлись как в море корабли. До встречи у Беленького.
Thorgammer, Я с удовольствием могу обсуждать свою точку зрения. С разными людьми. Но с Вами мне будет неинтересно, потому что у Вас, во-первых, нет чёткой аргументации, кроме: "В это могут верить только дети". Вы ошибаетесь, потому что история хранит множество очень достойных и взрослых имён, раделявших мою позицию. Стремление зачесать их под одну гребёнку вызовет проблемы, подчеркну: у думающего человека.

Поэтому во-вторых. Вам неинтересна моя точка зрения. Вы ни в коей мере не пытаетесь её анализировать. Так есть ли смысл вести диалог? Правильно, нет.

Так что да, увидимся в боксёрских просторах. А с выражениями Вы всё же поосторожнее. Александр Гедальевич не заслужил приравнивания к детям с пренебрежительными интонациями.
Всякая душа по природе христианка... Нравственный закон заложен в нас изначально, пробуждает его со-весть (голос Бога). Как бы ни хотели упразднить эту величину, определяющую жизнь человека, во всей глубине, те, кто упорно твердит о несуществовании добра и зла как таковых. Но сами себе противоречат,- ведь в своих то глазах стремятся выглядеть именно правильными (читай - хорошими). Т.е. в гордом противоборстве высшему нравственному началу попытались создать в противовес божественному сосуду свой глиняный горшочек и провозгласить его за истину в последней инстанции.
Про Голливуд интересный пример (в числе прочих). Но, посмотрите, Вадим. Дьявол (как обезьяна на Бога) пытается купить интерес к своей продукции, зачастую банально спекулируя на божественных понятиях о добре и зле (не в силах выдумать чего то своего). И... тут же незаметно подменяет их!
Так - "положительный" герой, прежде чем спасти кого либо от смерти и т.д., со смаком уродует вокруг людей, безжалостно кромсает всё и вся вокруг и напоследок, в качестве хеппи-энда целуется (с улыбкой) со своей подругой на фоне трупов, убитых им людей минуту назад. Такие же подмены присутствуют и в современных сказках. Гарри Поттера я не мог посмотреть трижды (!) по причине неимоверной для меня скукоты (банально засыпал), но отметил там одну немаловажную вещь,- истинной добротой и не пахнет. И это не исключение уже. Это, как говорится, дух насаждаемый повсеместно, та самая подмена. Которая в конечном итоге и приводит, взрощенного на такой псевдодоброй продукции человека к дьявольскому выводу,- добра и зла НЕТ...
Здесь важен конечно не только разговор с ребёнком (разговор необходим как почва) а каждодневный собственный пример. Бережное взращивание в духе добра.
Статья, Вадим, как всегда интересная. Но... Вам замечание. Обещали позвать, а пишете как затворник. Придётся, с Вашего позволения стать постоянным читателем :-)
P.S. Мне кажется что Вашим оппонентом движут два основных чуввства (очень хорошо лично мне знакомых и поэтому легко узнаваемых) - обида и одиночество. Человек в таком состоянии пытается отомстить (зачастую бессознательно) окружающим. От этого постоянное желание поддеть, которое легко прочитывается буквально между всеми строками. Как бы сказал мой духовный отец в подобной ситуации,- не смей злиться на него. Ему плохо и ты обязан о нём молиться.
Александр, спасибо за комментарий. Я, признаться, не хотел слишком уж навязываться. :) А так вообще предполагаю хотя бы раз в пару недель что-нибудь выкладывать. Заходите. Я у Вас тоже подписался. ;)

Готовлю материал о внеденоминационализме (ура! - с третьей попытки слово получилось). Не уверен, что приготовлю скоро, вопрос непростой, но рано или поздно появится.

Насчёт того, что Вы пишете - да, безусловно. Вопросы естественности и всеобщности нравственного закона очень хорошо разобраны Клайвом Льюисом, которого, я уверен, Вы читали: http://lib.guru.ua/LEWISCL/mere.txt. Даже не знаю, что можно добавить к этой книге. Но для того, чтобы "случайный прохожий" согласился с написанным там, желательно, чтобы он был расположен воспринимать информацию.

Дьявол, конечно же, подменяет понятия. Причём он начал это делать ещё в Эдемском саду. Это его технология. Но что до Гарри Поттера: если честно, я прочёл с удовольствием. Это по-настоящему хорошая сказка. Джоан Роулинг - человек, насколько могу судить, христианству враждебный. Но к книжке никаких нравственных претензий. Ну, кроме перевода от компании "Росмен" - крайне безнравственная штука.

Ну, а оппонент... Вот уж на кого не злюсь! Но мне просто не о чем говорить с человеком, который обсуждение начал с того, что "не читал, потому что не согласен".
Ответ на комментарий Вадим_Кондратьев # http://www.netda.ru/belka/texty/shyme/ST-36.htm
P.S. С их мнением я согласен. Просто лучше не смогу сказать.
Александр, я прочту, но позже - слишком много текста. Обещаю ответить по пунктам.

Однако уже сейчас могу сказать, что знаком с критикой в сторону Гарри Поттера, и как читатель считаю её надуманной. Возможно, кому-то не дают покоя гонорары Роулинг. Причём поверьте, я ведь не "массовый читатель". Я могу отличить антихристианский дух. Он есть в интервью Дж. К. Р., но в книжке его нет.

А как Вы относитесь к Толкиену, можно узнать?
Ответ на комментарий Вадим_Кондратьев # Толкиен добрый... Конечно талантливый. Но... не является ли он своеобразным мостиком к Гарри Поттеру, а Гарри Поттер ко всеобщей любви к колдовским мистериям? Это только вопросы (возможно глупые), на которые я не в состоянии ответить по причине ограниченности ума.
Так всё-таки, вредны ли его произведения или нет? Мне бы хотелось узнать ответ, потому что в зависимости от него я и буду раскручивать свою дальнейшую мысль.

Давайте я переформулирую, чтобы Вам было легче ответить. Как Вы относитесь к сказкам в принципе, и где та грань, за которой сказка по Вашим представлениям представляет духовную опасность?

И ещё, Вы читали "Хроники Нарнии"?
Ох, Александр, прочитал я приведенный Вами текст. Даже не знаю, с чего начать. С одной стороны, обещал разобрать по пунктам, с другой как-то и неохота...

С лёгкой руки авторов статьи Гарри Поттер из сказки для тинейджеров превратился в оккультно-сатанинское произведение, к тому же плохо написанное. Очевидно, что авторы разделили всю мировую литературу на глубоко христианскую и сатанинскую. Критике подвергся даже Андрей Кураев, высказавший достаточно взвешенное мнение.

Основным аргументом статьи являются три пункта:

1. Книга написана дурным стилем. Стиль, подходящий для ребёнка должен быть другим!

Ну, тут трудно возражать. Я сомневаюсь, что Медведева и Шишова разбираются в сказочной стилистике лучше Дж. К. Роулинг. Стилистика - она разная бывает. Я читал книжку в нескольких переводах, а последнюю часть в оригинале, и уверяю Вас, что в ней нет того пронизывающего и ужасающего смысла, о котором они пишут. Вообще, с их подходом к критике - взять абзац из текста, окружив его несколькими фразами в духе: "Да вы почитайте, что там за ужасы!" можно порвать в клочья любую сказку. Причём Поттер попадёт "в шредер" значительно позже Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Кстати, а можно ли деткам читать Библию, я вот думаю? Пусть даже детскую. Не напугает ли их образ огненной печи, египтян, утонувших в море, Иисус, распятый на кресте? Честное слово, как человек в одиннадцать лет на одном дыхании прочитавший "Мастера и Маргариту" не могу ни на мгновение согласиться с подходом, что "вспыхнувшая саламандра" способна покалечить детскую психику.

Да, я так и не увидел статистику с количеством психически покалеченных детей.

Вы, кстати, читали книжку? Я рекомендую, прочитайте. И скажите мне сами, есть ли в ней то, что между строк разглядели некоторые критики.

2. Джоан Роулинг изучала оккультизм для того, чтобы лучше описать уроки магии.

Мне, признаться, глубоко безразлично, что изучала Роулинг. В отличие от Ричарда Баха, она не учит заниматься оккультизмом. Кроме того, мне известно, что и некоторые христианские авторы в христианских сказках применяли образы из эпоса, не имеющего ничего общего с христианством. Это нормальный сказочный приём. Ребёнку не обязательно лезть в оккультные справочники, чтобы узнать всё связанное с мандрагорой. Он и так способен понять, о чём рассказывается в книжке.

3. Двадцать жизнерадостных идиотов, начитавшись Поттером, выпили раствор с медным купоросом.

Мой жизненный опыт показывает, что такие друзья способны налакаться купороса, даже насмотревшись "Ну, погоди". Кстати, а это не вредный для ребёнка мультик? Мне кажется, юмор этого мультфильма существенно потравматичнее юмора поттерианы.

Возможно, у женщин-детских психологов есть особенное желание подстелить подстилки деткам. Но я уже давно разочарован в психологах. Деткам не нужны подстилки. Им нужна хорошая база представлений о хорошем и плохом. И тогда они смогут читать любые книги.

А "Гарри Поттер" вполне корректно рассказывает о хорошем и плохом. Добро в нём - это настоящее добро, а зло такое реальное, что книжка не кажется беззубой даже в тридцать. Претензии к использованию слова "маггл" бьют как-то мимо кассы, потому что главные персонажи на протяжении всей книги и борются с представлениями о том, что магглы - это существа второго сорта. Такому, как написали Медведева и Шишова, книга не учит, это неправда.

Зато книга учит детей много и качественно пахать в школе на уроках. Это я точно могу сказать.

Кстати, а как Вы относитесь к Кураеву? Я, вот, нашёл его взгляд: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=50. Как-нибудь почитаю. Но уже сейчас между строк вижу, что он даёт какую-то более взвешенную оценку, не подвержённую эмоциям.
Ответ на комментарий Вадим_Кондратьев # 1. Вредны ли произведения Толкиена.
"по плодам узнаете их..." Каковы плоды Толкиена? Молодые люди на лоне природы с деревянными мечами, игра в войнушку тех, кому к двадцати годам...
Акценты расставляются у Толкиена в сторону добра и борьба добра со злом вроде бы определяет характер книг. Но меня всегда смущает ещё одна акцентировка. Всё заполоняет магизм. И... борьба добра со злом как то тихонько уступает ему своё место. Конечно, это извечная прерогатива сказки,- волшебство. Без него она бы превратилась в соцреализм какой то. Но тут очень тонкая грань, и от автора зависит, насколько он её соблюдёт. Всё таки сказка должна расставлять так акценты, что добро неизменно побеждает зло, а не так, что у кого магический предмет, тот и прав. Я могу многое обобщать, ошибаться в чём то, просто читал уж давно (в прошлом тысячелетии), так что сами понимаете, у какого "знатока" спрашиваете.
2.Сразу выражу своё мнение про Кураева. Он по праву носит "титул" церковного экстремиста и моё отношение к нему не оригинально,- я его мнение очень часто не приемлю. Используя инетсленг,- это тролль ещё тот... Разжигатель конфликтов, скандалов и абсурдных мнений. Как раз на счёт эмоций и выплеска негатива это один из известных мне рекордсменов. К тому же он очень часто просто перевирает факты подобно советским атеистическим лекторам. Возможно сказывается прошлое (он пришёл, насколько я знаю в моск.семинарию, окончив кафедру атеизма).
3. "Хроники нарнии" к своему стыду не читал, но наслышан самым лучшим образом, как говорится. Так как (судя по отзывам) акцентировка там проставлена именно в сторону евангельских принципов и их проповедования, а не массированная атака магии на фоне беспринципного внеморального поведения персонажей.
4.Разговор склоняется мне кажется не совсем в ту сторону. Т.е. - про что можно живописать, а про что нежелательно. И примеры весёлые начинаются... про "ну, погоди" и т.д. )))
Мне кажется здесь проблема в другом. Вопрос даже не в том, про что можно или нет, а КАК ты про это напишешь. Насколько будет пронизан духом доброты твой труд, какие акценты в нём будут, вот что важно. А если в сказке не прослеживается толком линия добра, всё же побеждающего зло, а смакуется всяческая ритуальность и склонность к мистериям, то сей факт заставляет уже задуматься и более настороженно отнестись к творению.
Многое (если не всё) действительно зависит не от сюжетной линии, а каким духом проникнута вещь. И если, Вадим, Вам безразлично, что изучала Роллинг, то мне нет. Для меня это серьёзный маячок, типа предупреждающего баннера. А то, что Роллинг не учит заниматься оккультизмом, тоже не соглашусь. Учит, да ещё как! Только ведь не так, как в книжечке с инструктажом, а смакуя и расписывая именно мир магии. В обычной старинной сказке герой как правило невольно попадает в ситуацию борьбы с магическими силами, но тем не менее остаётся как правило самим собой в итоге. Его цель, даже превращаясь, становясь оборотнем, в конечном итоге остатся самим собой, спасти свою Алёнушку и зажить по старому, а не стать там, к примеру магом десятой степени. (кстати подобные выкрутасы именно и предлагают как приманку для героя злые силы в сказках, а здесь это подаётся вроде как бы и за ОК)
5. Вобщем, мой вывод таков: мораль "сей басни" такова, что сюжет просто обязан быть слугой доброй морали в сказке, а не занимать главенствующее место экстремального господина, изгоняющего дух добра из стилистики книги и противопоставляя головокружительные внеморальные мистерии.
P.S. Я сейчас днями буду занят написанием дипломки. Тему выбрал,- "Христианство и современная культура". Так что, Вадим, если возникнут интересные мысли по этой теме, делитесь!
Роулинг просмотрю ещё раз, поосновательней. Как правило дух книги я различаю. В этом ничего особо сложного.
Да, Вадим, мне не приходят на эл.адрес ответы на Вашей странице на мои комментарии. Возможно из за того, что просто комментируете, без функции "ответить". Так конечно было бы удобнее отвечать Вам вовремя.
Ответ на комментарий Александр_Вятский #
Исходное сообщение Александр_Вятский
1. Вредны ли произведения Толкиена.
"по плодам узнаете их..." Каковы плоды Толкиена? Молодые люди на лоне природы с деревянными мечами, игра в войнушку тех, кому к двадцати годам...

Это все плоды произведений Толкиена? Знаете, с такой точки зрения у Библии тоже немало куда более дурных плодов. Крестовые походы, инквизиция, лжеучения с христианской терминологией. Прошу отметить, что в самой книге не содержится призывов к чему-то подобному. Наоборот.

Относительно акентов Толкиена. Вы, мне кажется, находитесь близко к тому, чтобы разделить всю литературу на духовнополезную, и духовновредную. А в "Гамлете" правильные акценты добра и зла? А в "Графе Монте-Кристо"? Следует ли понимать, что эти книги тоже не следует читать деткам?

Магия в сказке - это средство выражения мысли. Без неё никак. Понятно, что сказка не должна учить искажённой нравственности, но если она тому и не учит, то не следует ли не перегибать палку, говоря, что любое упоминание магии вредно? Ребёнок, по-моему, имеет право верить в чудеса. А Вы не верите в чудеса?

Исходное сообщение Александр_Вятский
2.Сразу выражу своё мнение про Кураева. Он по праву носит "титул" церковного экстремиста и моё отношение к нему не оригинально,- я его мнение очень часто не приемлю.

Я не разбираюсь в тонкостях православной догматики, но всё то, что читал у Кураева на меня произвело самое положительное впечатление. Быть может, я не то читал, но всё, что было прочитано мной, не несло эпатажного заряда. Хотя, возможно, претыкало какого-нибудь более консервативного представителя Церкви. На мой взгляд, его книги пронизаны тем самым духом, который я безошибочно узнаю в людях, поднявшихся чуть выше общепринятой догматики.

В целом я думаю, что в таких вопросах следовало бы и его почитать. Вы так запросто сказали, что "раделяете мнение" указанной Вами статьи... А ведь Вы разделяете мнение не о той книге, что написала Роулинг, а о той, что читали Медведева и Шишкина. А их мнение было бы нелишним уравновесить, особенно с учётом того, что оно не единственно возможное.

Исходное сообщение Александр_Вятский
3. "Хроники нарнии" к своему стыду не читал, но наслышан самым лучшим образом, как говорится.

Напрасно. Не поленитесь, поставьте себе в план. Я был очень впечатлён, когда прочёл. Это не просто книжка с христианскими "акцентами". Это евангелие в сказочной обёртке.

Так вот, вернёмся к Толкиену и плодам. "Хроники Нарнии" были написаны во многом благодаря именно этому человеку. Дж.Р.Р. был убеждённым католиком, и именно он заложил фундамент для чудесного обращения Клайва Льюиса в христианство. А уж за тем не постояло - это один из самых ярких и самобытных апологетов.

Исходное сообщение Александр_Вятский
4.Разговор склоняется мне кажется не совсем в ту сторону. Т.е. - про что можно живописать, а про что нежелательно. И примеры весёлые начинаются... про "ну, погоди" и т.д. )))
Мне кажется здесь проблема в другом. Вопрос даже не в том, про что можно или нет, а КАК ты про это напишешь. ... И если, Вадим, Вам безразлично, что изучала Роллинг, то мне нет. Для меня это серьёзный маячок, типа предупреждающего баннера.

Так вот, я продолжаю предыдущую мысль. При написании "Хроник" Льюис использовал образы из самых разных языческих эпосов. Его мир населён достаточно яркой нечистью. Не следует ли сделать вывод, что он хорошо знал этот эпос?

Для упомянутого мной "Мастера и Маргариты" Булгаков проделал точно такую же работу. И всё ради одной цели: сделать образы более яркими. Будучи ребёнком, я не кинулся изучать всю эту дребедень, и мою психику не разрушила голая тётка, прилетевшая по небу разбить молотком квартиру критику Латунскому. Почему же её должна была нарушить заискрившаяся саламандра?

Медведева и Шишкина считают, что саламандра огорчит детей, которые не знают, что саламандры не горят. Но те же дети, по их убеждениям, услышав слово "мандрагора", полезут в словари узнавать, где растут эти растения. Не слишком ли далеко идущие рассуждения? Не проще ли просто прочесть книжку и попытаться воспринять информацию из самих строк, а не между?

Исходное сообщение Александр_Вятский
5. Вобщем, мой вывод таков: мораль "сей басни" такова, что сюжет просто обязан быть слугой доброй морали в сказке, а не занимать главенствующее место экстремального господина, изгоняющего дух добра из стилистики книги и противопоставляя головокружительные внеморальные мистерии.

И вот снова деление на два типа литературы. Мне очень нравятся "Хроники Нарнии", но я знаю, что не все авторы ставят перед собой написать "христианскую сказку". Некоторые пишут "просто сказку", и в этом нет ничего плохого. Да и другого нельзя ожидать от человека, не являющегося христианином. Но сказка эта, тем не менее, вполне может быть хорошей. Доброй.

Вы не верьте мне на слово, а возьмите, например самую первую книжку поттерианы, и прочтите её, предварительно забыв всё то, что написали особо консервативные критики. И скажите мне, присутствует ли там то, что они накопали, или нет. Я так думаю, что для того, чтобы увидеть в этой книге оккультизм, к книге надо прилагать либо Медведеву, либо Шишкину.

Исходное сообщение Александр_Вятский
P.S. Я сейчас днями буду занят написанием дипломки. Тему выбрал,- "Христианство и современная культура". Так что, Вадим, если возникнут интересные мысли по этой теме, делитесь!

Я не силён в этой теме. Мой интерес к христианству несколько иного плана. Я скептически отношусь к богословию, догматике и "культурному христианству". Меня интересует лишь то, что проливает свет на Божью волю в отношении лично меня. Читая Библию, я пытаюсь понять оригинальную мысль автора, а не то, какая философия/культура может произрасти из читаемого места. Кроме того, я не уверен, о какой культуре идёт речь. Рок-музыка может являться рок-культурой? Или она тоже подаёт мысль неправильно?
"Кроме того, я не уверен, о какой культуре идёт речь. Рок-музыка может являться рок-культурой? Или она тоже подаёт мысль неправильно?"
Речь о культуре вообще. Включая все стороны жизни современного человека. В том числе и рок-музыку.

1 Ин.4:1 - Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они
1 Ин.4:2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

Вот для меня как для христианина истинная шкала ценностей, по которой я стараюсь сверять свои ощущения. Сверять не интеллектуально, а духовно. Можно тысячу раз повторить - Господи, как люблю тебя и... остаться в душе злым и чёрствым. А можно ничего никогда не сказать, но сердцем исповедовать Господа. Поэтому... я определяю автора (стараюсь определять) по духу, а не по тем умным словесам, на которые он может оказаться мастером и ловким манипулятором. Это касается и конкретно господина Кураева и тех кто пишет сказки и снимает мультфильмы. Пожалуй здесь нечего больше добавить. (Про молодых людей с мечами больше шутка конечно).
Ответ на комментарий Александр_Вятский # Вопрос сказок мне небезразличен. Как Вы знаете, я ведь тоже вынашиваю сходные планы. Но подобная сказка - это очень большая работа, предварительно стоит проанализировать то, что делали другие. Так вот Роулинг проделала очень классную работу, у неё есть, что позаимствовать.

Я так и не понял, в каких Вы отношениях с Клайвом Льюисом. Если ни в каких, то у Вас очень хороший повод их установить.

Я не могу быть квалифицированным защитником Кураева, но читал три-четыре его книги, а также встречал апологетические статьи его авторства. Могу сказать точно, что в них не было ни малейшего манипуляторства, более того, эти труды показали мне человека с очень осознанной и взвешенной верой. Это при том, что я чужд православной культуры.

А как Вы относитесь к Александру Меню?

Я упомянул рок-музыку, потому что это ближайшая ко мне по времени часть современной культуры, имеющая сложные отношения с христианством. У неё был бурный всплеск развития, сложное отношение со стороны консервативной части общества, а в настоящий момент мы имеем приток в ряды христиан большого количества вчерашних рок-звёзд, которые тут же не отходя от кассы начинают писать песни с христианской тематикой. С моей точки зрения, это движение можно считать достаточно ярким и показательным. Не знаю, поможет ли Вам мой экскурс в Вашей работе, что знал, то сказал. ;)
"Я так и не понял, в каких Вы отношениях с Клайвом Льюисом. Если ни в каких, то у Вас очень хороший повод их установить."
Отношения есть, но видимо не такие тесные как у Вас. Мне очень нравятся его "Письма баламута" и вообще в целом его произведения. Но у меня присутствует много не менее интересного чтения, поэтому он и занимает у меня вероятно меньше внутреннего пространства чем у Вас.

Про Кураева даже не хочу спорить. Бессмысленно. Я для себя твёрдо знаю, что это выдающаяся фигура на богословском небосклоне, но абсолютно злобный тип, несущий яркий и мощный заряд антихристианского духа. Доказывать мне что-то обратное, поверьте, Вадим, бесполезно, т.к. это не сиюминутный вывод, а многолетний. Оставим дьякона на его личное усмотрение.

К Меню отношусь не то чтобы хорошо, но по крайней мере без неприятия. Это отдельный разговор. Лично мне он не близок по слогоизмышлению что ли. И его фигуру как правило окружает (вольно или невольно - Бог знает) вечный тёмный ореол околоеврейских страстей внутрицерковных. А это вообще я считаю неприемлимым. Говорю, это отдельная большая тема.

про рок музыку планирую в дипломной работе посвятить немаленькую отдельную главку. как же без неё?!.. переход рок-музыкантов к вере считаю явлением очень многомерным и полным подводных камней. Это тоже отдельный разговор.

Ответ на комментарий Александр_Вятский # Льюис - это, конечно же, не единственное интересное чтение в мире, но по моим представлениям, христианину стоит быть с ним знакомым. Это очень редкий автор. Я "в отношениях" с ним давно, сейчас, вот, вернулся, читаю что-то ранее непрочитанное. Но его книги обладают спецификой: они полны повседневной христианской мудрости, но чужды какого-либо богословия и философии. Возможно, именно поэтому они мне нравятся, и именно поэтому могут не впечатлить кого-то другого.

Я не собираюсь спорить с Вами относительно Кураева. Я не знаю его лично, хотя меня и очень удивила Ваша реакция. Всё-таки странно, что личность с мощным антихристианским духом сумела ни на йоту не насытить им те книги, что попадались лично мне. Так что Вы меня заинтересовали, я бы с радостью ознакомился с теми публикациями, где этот дух присутствует.

Раз Вы в теме рок-тенденций, то мои советы Вам не нужны. Удачи с дипломной работой!
Да, вот, читаю мнение Кураева о Поттере: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=50

Если найдёте там антихристианский дух, дайте мне знать. Я до конца ещё не дочитал, но пока с ним не столкнулся.


Комментарии (24): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Универсальная проповедь | Вадим_Кондратьев - Блог Вадима Кондратьева | Лента друзей Вадим_Кондратьев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»