В центре старинного городка Сортавалы, что на берегу Ладожского озера, стоит двухэтажное здание финской архитектуры. Здесь разместился Музей частной коллекции народного художника России Кронида Александровича Гоголева.
Это настоящая жемчужина Сортавалы, здесь живет красота русского севера, воплощенная в дереве.
Это особое место, наполненное атмосферой усердного труда и большого таланта. Здесь собраны выдающиеся произведения скульптурной резьбы по дереву, которым по уровню сложности не было и нет аналогов в мире.
На обозрение всем желающим выставлена удивительная и уникальная в своем роде коллекция произведений искусства Кронида Гоголева.
В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого.
Дерево щедрый материал – оно впитывает в себя энергию художника, его талант и мастерство, и, осматривая экспозицию, каждый получает частичку этого дара, умиротворение и радость.
Картина создана по мотивам "Калевалы". Материалом для нее послужила затонированная липа. На ней изображена борьба Вяйнямёйнена и его сподвижников с колдуньей в образе хищной птицы.
Фрагменты картины.
Биография художника столь же интересна, как и его картины.
Кронид Александрович Гоголев родился в 1926 году. Закончив школу, он оказался на фронте, прошел всю Великую отечественную войну.
После демобилизации поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, которое окончил в 1957 году. Далее его пригласили в Карелию: сначала художник переехал в поселок Кестеньга, затем стал жить в Сортавале.
Летнюю практику с детьми Кронид Гоголев проводил в живописнейших местах Приладожья и на острове Валаам. И если его ученики не стали художниками, то, без сомнения, многие из них научились главному – видеть красоту окружающей природы, дорожить чувством сопричастности к ней.
Художник также получил заочное образование в университете имени Герцена, он закончил обучение на художественно-графическом факультете в 1966 году.
В 1985 году Гоголев стал членом Союза художников Карелии, а через четыре года после этого состоялось открытие собственной выставки талантливого мастера.
В дальнейшем он постоянно занимался резьбой по дереву, создавая восхитительные шедевры. Когда открыли границу с Финляндией в 1989 году, мастер начал сотрудничать с финскими художниками, работающими в той же технике.
"Когда я дерева коснулся, то потерял покой на десятки лет. Я обрел смысл", – говорил художник.
Жизнь северян кипит во всем своем многообразии. Восхищает точность и глубина мелких деталей.
В значительной части его работ отражены народный быт деревни со сложившимися традициями и будничной жизнью. В них он добавляет больше людей, они главенствуют в картинах.
У каждого персонажа на его картинах своя мимика, свои эмоции. Вы не найдете тут двух одинаковых лиц.
Сюжеты в основном праздничные и очень атмосферные, по ним можно узнать о повседневной жизни карельского народа.
Многие картины из дерева К. А. Гоголева кажутся "озвученными", в них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса.
В его работах передается тесная связь человека с природой, внимание к каждой детали.
Художник открывает своему зрителю духовный облик северных жителей, тонкое понимание деревенской и провинциальной городской жизни.
Кронид Александрович стремился передать свои чувства, создавая широкие, незамкнутые, многосоставные композиции, которые подчеркивают глубину и важность каждого мгновения жизни человека.
На одной из картин (в центре) художник изобразил деревенский праздник.
Здесь более тридцати персонажей!
Его творчество уникально – он резчик по дереву, автор фантастических картин.
Избранные работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
А также в частных коллекциях ценителей искусства в нашей стране и за рубежом, в Америке, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.
Продолжение во второй части.