Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в., способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность.
В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано и др.
В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан новый тип ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо, П.Уччелло, А. дель Кастаньо и др.), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимо и др.). Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
В 1520-е гг. начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино); с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо). В 17 в. Флорентийская школа приходит в упадок.
Основатели флорентийской школы
Загадочная картина
Вот уже несколько поколений искусствоведов задаются вопросом, кто же все-таки написал групповой портрет "Основатели флорентийской школы". Подпись под картиной гласит, что здесь изображены: художники Джотто и Уччелло, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески и Антонио Манетти (это может быть либо писатель, либо его полный тезка резчик по дереву). В первом издании "Жизнеописаний знаменитых живописцев" (1550) Джорджа Вазари приписывает эту картину Мазаччо. Однако во втором издании "Жизнеописаний" (1568) он "меняет показания" и говорит, что ее автором является Уччелло. Вазари также полагает, что человек, обозначенный на картине как Антонио Манетти - это Джованни Манетти, математик, большой друг Уччелло. О существовании этого группового портрета почти никто не знал до 1847 года, когда его приобрел Лувр. С тех пор не прекращаются дискуссии о том, кем, когда и при каких обстоятельствах была написана картина. Одни искусствоведы разделяют точку зрения первого издания вазариевских "Жизнеописаний" и утверждают, что автором портрета был Мазаччо, другие - склоняются к тому, что его написал Уччелло. Третьи полагают, что "Основатели флорентийской школы" вообще созданы не в XV, а в XVI столетии. Идентификация картины осложняется ее плохим состоянием, а надписи под нею не только не проясняют, но еще больше запутывают дело, поскольку совершенно непонятно, когда и кто сделал их.
Использованы материалы Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства.
В следующем сообщении я остановлюсь на творчестве одного из основателей флорентийской школы Паоло Уччелло.